Файл: Студентки 201 группы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приднестровский государственный университет им. Т.Г.Шевченко

Институт языка и литературы

Кафедра русской и зарубежной литературы


МАТЕРИАЛЫ ПО ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ

ТЕМА:

студентки 201 группы

дневного обучения

специальности Филология

Сазоновой

Виктории Владимировны

Руководитель-

старший преподаватель

Винницкая Алла Сергеевна

Тирасполь, 2009 г.

Дневник практики
03.08.09 Поиск теоретического материала
04.08.09 Опрос жителей с.Попенки Медынской Любови Николаевны, Мамалига Валентины Федоровны
05.08.09 Посещение библиотеки с.Попенки
06.08.09 Работа в читальном зале районной библиотеки
07.08.09 Опрос жителей с.Попенки Латура Ольги Герасимовны,Сафронова Сергея Михайловича,
10.08.09 Опрос жителей с.Попенки Морарь Ольги Николаевны,Михайловой Любови Александровны
11.08.09 Посещение библиотеки с.Ержово
12.08.09 Работа в читальном зале районной библиотеки
13.08.09 Опрос жителей с.Ержово Годзун Зинаиды Давыдовны,Годзун Петра Николаевича
14.08.09 Посещение музея краеведения
17.08.09 Опрос жителей с.Сарацея Герасименко Натальи Петровны,Зарубиной Анны Семёновны
18.08.09 Ознакомление с документами по фольклорной практике
19.08.09 Работа над отчётом по фольклорной практике
20.08.09 Обработка информации и подготовка материала к сдаче

Заговоры
Заговоры – корокие прозачиеские устно-поэтические произведения,обладающие,о мнению их исполнителей,силой магического воздействия.

это один из самых сильных методов работы магов. Заговоры очень разнообразны, они являются мощными инструментами в разрешении разных проблем, таких как защита дома, лечение различных заболеваний, взаимоотношения между людьми, удача, отвод беды, защита от дурного глаза и так далее.
Заговорами пользовались с древних времен, еще до появления официальной медицины и они действительно помогают, так как слово имеет силу.
Из словаря славянской мифологии:
«Заговор — фольклорный текст магического характера и обряд его произнесения. 3аговоры функционируют главным образом в устной форме, однако могут фиксироваться и письменно…
Первые фиксации заговоров и близких текстов на русском языке восходят к эпохе Древней Руси… Многочисленные тексты заговоров сохранились в рукописных сборниках и следственных делах о колдовстве 17 — 18 вв.

Классификация заговоров
Основы научного подхода к изучению заговоров и классификация заговоров, применяемые в настоящее время были заложены Л.Н. Майковым. Все заговоры он классифицировал на: лечебные, любовные, промысловые, хозяйственные и др., с выделением подтипов (например, среди любовных заговоров выделяются присушки и отсушки).

Л.Н. Майков отмечал, что особенно важным является неизменность воспроизведения заговора. В отличие от других фольклорных жанров и обрядов заговор имеет индивидуальный, а не коллективный характер. Уже само по себе введение в текст имярек, (имени конкретного человека) ориентирует заговор на строго индивидуальную ситуацию. При всем разнообразии, заговоры в большинстве случаев состоят из стандартных формул и функционируют в особой ситуации, предполагающей присутствие двух реальных участников (знахарки и больного) и одного "фиктивного" - нечистой силы.
Все заговоры, рассматриваемые нами, имеют достаточно четкую структуру. Вычленяются следующие основные компоненты заговорной формулы:
1) молитвенное вступление;
2) зачин;
3) эпическая часть (описание определенных обрядовых действий, действительных или символических);
4) лирическая часть - то есть выражение желания, приказа или просьбы;
5) закрепка;
6) зааминивание.
Заговор от 12 болезней.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!
В чистом поле стоит церковь,
В этой церкви стоит престол,
За престолом сидит Матушка
Пресвятая Богородица.
Она сидит со златым крестом,
Заступает и помогает двенадцати скорби и болезни.
Подойду, помолюсь, поклонюсь.
Как в сетем море крутым берегу, есть Златырь-камень и кукиш-траву, как сгрызаешь и скусываешь всю волосы медны, зубы железны, глаза жемчужны, уши бисерны, так сгрызай и скусывай с рабы Божией (имя) с головы, с мозгу, с горла, с лица, с рук, с ног, с нутра, с белого легка, черного печени, с ретивого сердца, со всего тела белого, щипоты, ломоты, скорби, болезни, уроки, призоры, страхи, переполохи, ветряные переломы, ветры буйны, ветры зуйны, от черной немочи, от родимца, от черного, черемного, от малого ребенка, буланого и сантинова. Двенадцать ангелов снемите, унесите с рабы Божией (имя) с головы, с мозгу, с лица, с горла, с рук, с ног, с нутра, с белого легка, с черного печени, с ретивого сердца, от черной немочи, от родимца, от бабы самокрутки, от двоемужной, от троемужной. Двенадцать ангелов снемите, унесите за 12 гор Саянских, замкните замками елецкими.
Будь мой заговор крепким и лепким,
Крепче камня каленого, востре ножа булитного.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Аминь. Аминь. Аминь.
Выделенные элементы структуры заговора присутствуют в текстах в полном объеме. Заговорные формулы в процессе исторического развития изменялись и теряли свой первоначальный вид.
Молитвенное вступление, в заговорах этого региона, встречается чаще всего в текстах, где заговаривающий обращается к чудесному существу. Возможно, в таком построении заговора отразились еще языческие верования. Среди записанных текстов существует несколько вариантов молитвенных вступлений, но самое распространенное из них: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!"


В зачине говорится о том, как заговаривающий уходит из дома в определенное место. В заговорах этого района это чаще всего "в чисто поле", "к синему морю", "под восточную сторону", "к океану-морю". Далее следует эпическая часть, в которой происходит встреча со сверхъестественным существом, или с христианскими святыми. В собранных текстах часто обращаются к воде, к Лесному Царю, домовому, щуке, месяцу, утке, деревьям, змее и т.д.; к Матушке Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Христу, ангелам, апостолам и святым.
Как считает С.С. Ожегова, если зачины легко и часто поддаются варьированию, то эпическая часть изменяется минимально и вместе с лирической частью являются важнейшим компонентом в структуре заговора.
Нередко в собранных заговорах начин отсутствует, а текст начинается непосредственно с эпической части, например:
Заговор от колотья
Ездит батюшка Егорий храбрый на белом коне, бьет и закалывает все скорби и болезни, так же передал, велел мне быть и закалывать все скорби и болезни раба Божия (имя). Аминь, Аминь, Аминь.
В лирической части заговоров этого региона содержится просьба об избавлении от болезни; иногда в ней перечисляются либо сами болезни, либо части тела, откуда их нужно изгнать; в конце содержится описание места, куда отсылается болезнь:
Заговор от грыжи
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Сходит Егорий с небес по золотой лестнице, сносить Егорий с небес триста луков златых, триста стрел златых, и триста тетив златых. И стреляет, и отстреливает у раба Божия (имя) уроки, призоры, грыжи, и отдает черному зверю - медведю на хребет: и понеси черный зверь-медведь в темные леса, и затопчи черный зверь-медведь, в зыбучие болота, чтобы век не бывало, ни в день, ни в ночь. Во веки веков. Аминь.
В этом заговоре ярко представлены все выше упомянутые элементы лирической части. В нем место отсыла болезни представлено очень поэтической формулой, но часто встречаются в собранных заговорах и краткие, полузабытые формулы, где место отсыла болезни не упоминается:
Ключевым элементом, как бы замыкающим всю структуру заговора, является закрепка. Закрепки в заговорах Тамбовской области более обязательны и разнообразны, чем молитвенные вступления. Они чаще всего состоят не из одного ключевого слова, а из нескольких и обычно сопровождаются троекратным "зааминиванием". Главной задачей закрепки является усиление действия заговора.

В качестве закрепок в исследуемых заговорах чаще всего используются: а) концовки христианских молитв, но встречаются и б) классические формулы:
а) "...Тем словам во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь". "...Отныне и присно, и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь". "...Господь со мной. Аминь. Аминь. Аминь";
б) "Замок к небу, ключ в море. Будьте мои слова крепки и лепки. Аминь. Аминь. Аминь". "...Мое слово крепко-лепко, булат крепкий, булат замкну, ключ в море отпущу, из моря не вынесет, на берег не выбросит. Аминь. Аминь. Аминь". "...Язык зол - на замок, а ключ - под порог". "...Будь мой заговор крепким и лепким, крепче камня каленого, востре ножа булатного. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь". Если "зааминивание", а иногда и закрепки, отсутствуют, то вместо них заговор повторяют 3 раза, на что информанты обращали особое внимание, передавая мне тексты заговоров, например:
Заговор от ячменя
Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, на кукиш кобылу купишь, Кобыла сдохнет, ячмень засохнет.
Этот заговор вместе с обрядовым действием повторяют 3 раза.

Тематика заговоров довольно разнообразна.Надо полагать,наиболее древними я вляются заговоры,связанные с хозяйственной деятельностью крестьян.Это заговор во время жатвы,а также заговоры на хороший рост растений(зерновых),на то,чтобы высыхал лён,на успешное пчеловодство,на удачную охоту и рыболовство и т.п.

К этой группе заговоров тесно примыкают заговоры на другие бытовые темы:различные свадебные обереги,заговоры от бессонницы,на хороший аппетит,чтобы пчёлы не кусали,от блох,от клопов,комаров и других насекомых,на приручение собаки.

Самую большую группу составляют заговоры лечебные(от зубной боли,от бельма,от ячменя,от боли в ушах,от золотухи,от горячки,от лихорадки,от грыжи,от сибирки,от чирья,от ожога,ушиба,и т.д.)Эти заговоры часто произносились вместе с применением различных средств

народной медицины(лечебные травы,мази ,припарки)

В особую группу выделяются заговоры любовного назначения,так называемые "присушки" и "отсушки".

В заговорах вообще,а в лечебных и любовных заговорах в особенности наглядно проявилась такая черта раннего мышления,как необычайная предметная конкретность.Болезни и различные душевные состояния (любовь,тоска)представлялись совершенно конкретнымисуществами или предметами,которые можно изгнать,вынуть из человека или наоборот,ввести в него,вложить в те или иные части его организма.

Последнюю тематическу группу заговоров,безусловно,позднейшую по своему возникновению,составляют заговоры социального содержания.Ярким примером социальных заговоров являются такие,как "От пули на войне","На подход к властям или на умилостивление судей ","Чтоб оттерпеться от пытки","Заговор на судей" и др.


В социальных заговорах ярко вражается общественное мировоззрение народа,его гнев и ненависть к угнетателям.
Все образы заговоров по их происхождению и содержанию можно разделить на четыре группы

К первой группе относятся реально-бытовые образы,взятые их окружающей крестьянина действительности.

Это предметы и явления природы(земля,поле,лес,месяц,солнце,река),домашние животные(лошадь,корова,овцы),звери(волк,медведь,лиса,заяц),рыбы(щука,окунь,ёрш,судак),постройки и предметы быта(дом ,дверь,ворота,изгородь)и т.д.

но кроме этих реальных образов в заговорах можно встретить немало обморской царь,огненный змей,баба-яга,кощей бессмертный,ведьма,чёрт,домовой)

В пору господства христианской религиив заговоры проникают образы Христа,пресвятой богородицы,апостолов,архангелов,чудотворцев.

В заговорах сильны элементы антропоморфизма:в виде антропоморфических образов выступают,например,различные болезни человека,его всевозможные душевные состояния.

Специфика образной системы заговоров особенно ярко выражается в том,что каждый образ в них употребляется в строго магической функции.И в этой связи все образы заговоров можно разделить на две группы:

-образы,избавляющие от бед,несчастий,болезней

-образы ,причиняющие зло,вред

В качестве исполнителя заговора может выступать само лицо, заинтересованное в его успехе, или знахарка, колдун, к которым обращались за помощью. Заговоры от детских болезней произносила или мать ребенка, или баба - повитуха, или специально приглашенная для этого соседка, или знахарка. Несложными заговорами от бородавок, от ушиба, от кровотечения, при встрече с волком и т.п. владел каждый человек.
Произнесение заговора обставлялось как определенный ритуал, причем значимым было, кто и каким образом произносил заговор, а также вся обстановка, в которой это происходило. Как правило, заговоры шептали, не проговаривая отчетливо слова, при этом совершали действия, имеющие символический смысл: крестились, сплевывали, обращались к предметам, упоминаемым в тексте и т.д.
Наиболее удачным временем для исполнения заговоров считалась утренняя или вечерняя заря, а место определялось содержанием самого текста, например, заговоры от детской бессонницы, обращенные к курам произносили у куриного насеста. Многие мотивы заговоров непосредственно отражают определенные обрядовые действия, ср. очерчивание магического круга около того или иного объекта и мотив железной или каменной стены до неба, обрядовые действия с замками и ключами и мотив замыкания заговора и т. д.