Файл: Инструкция по выполнению практической работы выберите класс, тему урока в соответствии с прп и заполните.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните
представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты,
на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика
Морозова Любовь Валерьевна
Место работы
МОУ СОШ №16 г. Магнитогорска
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок):
5 класс
Место урока (по тематическому планированию ПРП)
1 триместр
Тема урока
В мире кодов. Способы кодирования информации
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения
(базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): базовый
Тип урока (укажите тип урока):
☐ урок освоения новых знаний и умений
☐ урок-закрепление
☐ урок-повторение
☐ урок систематизации знаний и умений
☐ урок развивающего контроля
☐ комбинированный урок
☐ другой (впишите)

2
Планируемые результаты (по ПРП):
Личностные понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи.
Предметные общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Код, кодирование, декодирование, графический, числовой, символьный способы кодирования
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, электронная доска
Единая коллекция ЦОР (http://sc.edu.ru/): электронное приложение к учебникам (http://metodist.lbz.ru): презентация «Кодирование информации», видеоролик «Азбука Морзе» в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине ―Информатика‖», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования»; Электронная тетрадь для 5 класса
(автор: Дмитрий Тарасов)
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание,
интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)
«
Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь так широко, как только вы можете.
Как светло стало вокруг от ваших улыбок!
И теперь с позитивным настроем продолжим путешествие по стране «Информатика».


3
Давайте обратим внимание на следующий слайд.
Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 1, показывает, что всё хорошо, восклицает о чем-то)
Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное.
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать «сигнальную кнопку» и вспомнить пройденный материал»
На столе у каждого ученика три кружка: зелёный, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и поднимает кружок.
Задания низкого уровня сложности.
Определите источник и приемник информации:
1) Школьник читает текст в учебнике;
2) Бабушка читает письмо;
3) Мальчик просыпается от звонка будильника;
4) Разговаривают подруги Оля и Лена.
Задания среднего уровня сложности.
Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации:
1) Учитель объясняет новый материал классу;
2) Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;
3) Вывешен знак, запрещающий проезд по улице;
4) Мальчик получил пригласительный билет на ёлку.

4
Задания высокого уровня сложности.
Придумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам:
1)
2)
Этап 1.3. Целеполагание
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано). Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока, поставим цели.
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем
новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными
материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания
материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации,
презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению
гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.
Источни к
Приемни к
Источни к
Приемни к


5
Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Ребята, давайте найдем в учебнике (п.7) и запишем определения, что такое код, кодирование и декодирование.
Существует три основных способа кодирования информации:
1. Графический - с помощью рисунков или значков;
2. Числовой - с помощью чисел;
3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Демонстрация ЭОР «Азбука Морзе» (видеоролик в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине
“Информатика”», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования» (215485)) http://sc.edu.ru/catalog/res/e9e28a73-377f-0000-e01c-9c38718a1a2f/?interface=catalog
Выполнение интерактивного задания «Расшифруй слово» http://sc.edu.ru/catalog/res/174b0b5c-0d07-473c-bb86-6792fdddfb2b/?interface=catalog
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите
факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило,
закон)
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.
-Откройте учебник на странице 47 и поработайте в парах над ответом на вопрос: С каким способами кодирования информации мы встречаемся в жизни?

6
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий,
выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и
конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и
т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу;
выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).
По мере развития техники появились разные способы кодирования информации. Во второй половине XIX века американский изобретатель Сэмюэль Морзе (американский изобретатель и художник) изобрел удивительный код, который служит человечеству до сих пор. Код Морзе, (Азбукой Морзе код начал называться только с первой мировой войны) — способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и
«точек»). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 5 точек (приложение 1).
Морзе изобрёл метод кодирования, напоминающий двоичный код, используемый в современных компьютерах, тем, что он тоже базировался на двух возможных значениях - в случае метода кодирования Морзе это были точка или тире.
Результатом его поистине каторжного труда стал высокоэффективный метод кодирования, который с некоторыми изменениями используется до сих пор, хотя с момента его изобретения прошло уже более 160 лет.
После того, как изобретения Морзе вошли в практическое употребление, другие изобретатели внесли свой вклад в развитие телеграфа, разработав, например, такие устройства, как реле, которые позволяли одновременно с приёмом сигнала в одном месте посылать его далее.
[ 5 ]
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Подберите соответствующие учебные задания
Всё множество символов, используемых для кодирования, называется алфавитом кодирования.


7
Существует много алфавитов:
 Алфавит кириллических букв (А, Б, В,…)
 Алфавит латинских букв ( А, В, С,… )
 Алфавит десятичных цифр (1, 2, 3, 4, 5,…)
 Алфавит знаков зодиака (,, ,  )
 Математическая символика (+, -, =, ∑)
 Семафорная азбука
 Набор знаков азбуки для слепых
 Азбука Морзе
 Набор знаков международного телеграфного кода
 Штрих-код на товаре
 Двоичное кодирование информации в компьютере (0 или 1)
Например, в памяти компьютера любая информация кодируется с помощью двоичного алфавита, содержащего всего два символа: 1 и 0.
Это ещё один способ кодирования: двоичный код.
В некоторой стране автомобильный номер длиной 6 символов составляют из заглавных букв (задействовано 30 различных букв) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объем памяти в байтах, отводимый этой программой для записи 50 номеров.
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подберите соответствующие учебные задания

8
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Подберите соответствующие учебные задания
1. Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем в байтах результатов наблюдений.
2. В велокроссе участвуют 779 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения (в байтах), записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 280 велосипедистов?
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами
Итак, сегодня на уроке мы с вами повторим материал по теме «Кодирование информации»
Дайте определение, что такое код, кодирование и декодирование информации


9
Мы уже с вами не раз говорили о том, что мы живем в мире, окружающих нас кодов. Подумайте и приведите примеры кодирования информации, используемых в математике, физике, химии, биологии, географии. (слайды презентации 6-8)
Давайте вспомним, что нужно знать, чтобы уметь кодировать и декодировать информацию? (правило кодирования, кодовую таблицу)
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

10
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным
результатам
Попытайтесь ответить на вопросы.
1. Что такое криптография?
2. Что нужно знать для того, чтобы расшифровать секретное послание?
3. Что такое кодирование?
А можно ли закодировать свои эмоции? Оказывается да, для этого существуют так называемые смайлики. (слайд 20) Чтобы оценить наше сотрудничество, я предлагаю вам закодировать свое настроение. Если примеры смайликов с презентации не отразили ваше настроение, можете придумать свои.

11
Наш урок подошел к концу. Давайте вспомним какие действия мы с вами в течение урока совершали. (слайд 21)
У (учились, удивлялись)
Р (рассуждали)
О (открывали, обсуждали)
К (комментировали)
Этап 5.2. Домашнее задание
Введите рекомендации по домашнему заданию.
На дом п.7(1) читать, определения учить, задания №92-95
В рабочей тетради выполнить письменно