Файл: Экономические 7(140).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономика и управление

Экономические

7(140)



народным хозяйством

науки 2016 71



Проблемные аспекты логистической организации рециклинга в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами

© 2016 Согомонян Левон Артурович


Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69

E-mail: Sla791@gmail.com



Обосновываются и раскрываются предпосылки и условия современной институционально-ры- ночной трансформации сферы обращения с твердыми бытовыми отходами, более прогрессив- ный рыночный цикл развития которой должен сопровождаться формированием логистических цепей рециклинга отходов в условиях усиления регулятивного воздействия со стороны государ- ства и развития государственно-частного партнерства.
Ключевыеслова:рециклинг, логистическая цепь рециклинга, твердые бытовые отходы, утилиза- ция, государственное регулирование.

Современное развитие сферы рециклинга твердых бытовых отходов (ТБО) связано с транс- формацией самой отрасли, которая частично представляет собой свободный рынок, а частич- но зарегулирована со стороны государства. В силу этого необходимо обозначить основные проблем- ные аспекты именно рыночной трансформации рециклинга ТБО, которая сегодня определяется множеством взаимообусловленных факторов.

С одной стороны, рынок переработки ТБО в РФ находится еще только в начале своего раз- вития, что формирует определенные предпосыл- ки для входа в него частных инвесторов. С дру- гой - частично данный рынок регулируется со стороны государства, что предопределяет перс- пективы развития его отдельных направлений, риски и доходность инвестиций, характер учас- тия частного капитала, в том числе в формате ГЧП. Именно действующие нормативы и тари- фы определяют сегодня переработку и утилиза- цию ТБО, открывая более широкие возможнос- ти для захоронения отходов на полигонах.

В стране образовался существенный дефицит полигонов ТБО, которые в ближайшие годы будет критически увеличиваться. При этом практика со- здания при полигонах мусороперерабатывающих заводов также не развита. Строительство мусоро- сжигательных заводов блокировано системой эко- логических предубеждений, что в итоге приводит к растущему в объеме накоплению мусора.

В целом, можно выделить ряд проблемных аспектов современной трансформации рециклинга ТБО в России:

  • сложности и барьеры входа на рынок но-

вых операторов;

  • действующие регулятивные нормы и пра- вила, ограничивающие возможности рентабель- ной организации рециклинга ТБО;

  • более высокая рентабельность захоронения перед утилизацией ТБО, которая формируется по причине действующих законодательных рег- ламентов и правил;

  • неразвитость системы раздельного сбора му-

сора;

  • и др.

Другим важным фактором торможения об- разования полного цикла переработки ТБО яв- ляется разрыв в рентабельности работы отдель- ных звеньев, образующих цикл обращения ТБО. “Прибыльность бизнеса на каждом участке движения мусора очень сильно разнится. Выгод- нее всего заниматься вывозом мусора: это понят- ный бизнес в сфере грузоперевозок с рентабель- ностью в 25-30 %. Рынок, правда, здесь давно поделен - и зайти на него трудно. В отдельных регионах транспортную часть контролируют мо- нополисты, в качестве которых обычно выступа- ют госкомпании. В других складывается относи- тельно конкурентная среда, но круг компаний, обслуживающих городские территории и комму- нальные хозяйства, не меняется уже десяток лет”1. Вход на рынок новых операторов сдержива- ется существованием между чиновниками и му- соровывозящими компаниями нерыночных вза-

имовыгодных отношений.

Между тем в систему транспортировки ТБО сегодня приходят новые крупные инвесторы, ориентированные на участие в крупных феде- ральных экологических программах. Растущая ло- кализация операторов в данном участке цепи (пе- ревозка ТБО) определяется, прежде всего, высо- кими доходами перевозчиков, что обусловлено как минимум двумя причинами:

  • самостоятельным установлением тарифов

на сбор и вывоз мусора, которые никак не регу- лируются государством;


72 народным хозяйством


  • отсутствием лицензирования деятельности по сбору, использованию и транспортировке ТБО мая 2011 г.).

Однако дальнейшая организация цепи по пе- реработке и утилизации мусора уже невыгодна биз- несу, равно как и государству и муниципалитетам. Захоронение мусора является самым дешевым спо- собом утилизации, что полностью противопостав- ляет российский опыт зарубежной практике, разме- щение ТБО на полигоне - самый дорогой способ утилизации, что есть следствие прямого вмешатель- ства экологов.

Основную проблему отечественной мусоропе- реработки составляет сортировка, раздельная реали- зация которой на Западе позволяет снизить тариф на переработку. Однако она крайне сложно прижи- вается в России, несмотря на множество экспери- ментов и пилотных проектов, которые запускаются в разных городах.

Данный способ отходов позволяет повысить доходность мусороперерабатывающих предприятий до 15-30 %, что стимулирует рост инвестиций в ресурсоэффективность.

“Выстроить эффективную инфраструктуру пе- реработки отходов мешает несовершенство законо- дательной системы. Прежде всего - зарегулирован- ность коммунальной сферы, которая не позволяет поднять уровень тарифа на обращение с отходами. Тарифы регулируются на уровне субъекта фе- дерации, зачастую устанавливается слишком низ- кая норма накопления коммунальных отходов. В большинстве случаев тариф не способен покрывать даже операционные затраты на оборудование. Го- ворить о рентабельности, позволяющей развивать-

ся всей отрасли, вообще не приходится”2.

Таким образом, для формирования полного цикла обращения ТБО характерны те же проблемы асимметрии распределения добавленной стоимости в цепи, что имеют место на многих других отрасле- вых рынках и особенно жестко, критически прояв- ляют себя в кризис.

На фоне всех указанных сложностей власти регионов начали проявлять инициативу по разра- ботке стратегических программ развития - строи- тельства центров сортировки и глубокой переработ- ки мусора, затраты по которым составят от 20 до 100 млн долл. Половину суммарного объема фи- нансирования обеспечит областной бюджет, осталь- ная часть будет аккумулирована частными инвесто- рами.

В настоящее время самостоятельное строитель- ство мусороперерабатывающих заводов достаточно затратно, поэтому активно развиваются различные проекты ГЧП. Это обусловлено рядом причин, ос- ложняющих быстрый запуск проектов и выход на окупаемость инвестиций:

науки2016

  • длинные сроки фондирования;

  • сложности организации бесперебойного снаб- жения отходами;

  • волатильность доходности и зависимость от

рынков сбыта получаемого вторсырья.

Важно отметить, что запуск подобного рода проектов в рамках частных соглашений с регио- нальными администрациями позволяет скорректи- ровать уровень тарифов в агломерациях, что обес- печивает повышение рентабельности рециклинга ТБО и запланированный выход на окупаемость проектов. То есть формируется логистическая цепь, распределение добавленной стоимости в которой становится более равновесным и позволяет разви- ваться всей логистической системе в целом.

В небольших городах и мегаполисах мы, веро- ятно, будем наблюдать формирование различных логистических цепей рециклинга ТБО. При этом замыкание всего цикла обращения ТБО на одного оператора (инвестора) будет оправдывать себя в не- больших городах, где развитие конкуренции огра- ничено размерами локации.

Вне зависимости от того, какая схема развития рециклинга получит практическое применение, в ближайшие годы в России должен быть повышен уровень тарифов для населения на вывоз и утили- зацию отходов, что позволит повысить рентабель- ность инвестиций в логистику полного цикла обра- щения ТБО и выровнять уровень добавленной сто- имости в разрезе звеньев цепи.

В перспективе корректировка тарифов и дей- ствующего законодательства должна привести к смещению центра накопления стоимости на этап утилизации отходов, которая в рамках обновленно- го законодательства не должна быть дороже сто- имости захоронения ТБО. Это позволит стимули- ровать развитие полного цикла переработки отхо- дов - от раздельного сбора до глубокой переработки и сортировки. Важное направление обеспечения рен- табельности рециклинга составляет расширение в масштабах страны практики раздельного сбора от- ходов, которая потребует ее массовой пропаганды среди населения.

Зарегулированность отрасли ЖКХ должна быть устранена за счет введения ряда норм, обеспечива- ющих активное привлечение в рециклинг бюдже- тозамещающих инвестиций, а также формирование условий для расширения частнопредпринимательс- кой инициативы в этой сфере. Рынок сбора и пе- реработки ТБО представляет собой перспективный сегмент со значительным потенциалом роста, в ко- тором еще не сложились сильные операторы, барь- еры входа на рынок и т.д. Для его развития необ- ходимо сформировать преференциальные условия для частного капитала, реализация которых позво- лит уйти от практики растраты бюджетных средств


народным хозяйством
местными администрациями на вывоз и содержа- ние полигонов в рамках эмпирически укоренив- шихся взаимовыгодных контрактов с отдельными подрядчиками.

Значительные ассигнования, выделяемые на захоронение мусора при существующей дефектной структуре городского управления, фактически сни- жают экономическую эффективность рециклинга ТБО.

Формирование системы замкнутого цикла в сфере обращения ТБО требует переопределения ком- плекса стимулирующих мер, введение которых по- зволит ликвидировать существующие практики об- ращения ТБО неполного цикла.

Высокие тарифы на захоронение фактически консервировали технологическую отсталость отрас- ли, в которой практически не строятся заводы по переработке отходов полного цикла. Незамкнутость таких циклов переработки ТБО поддерживается выгодными тарифами и связями с муниципалите- тами, что исключает возможность доходной прода- жи компонентов бытовых отходов, на которую мо- жет и должен рассчитывать полноценный инвес- тор.

Выход из сложившегося положения возможен при условии введения законодательного запрета на сжигание несортированного и пригодного к пере- работке мусора. Введение таких запретительных рег- ламентов позволит не только перейти к построе- нию цивилизованной системы обращения с быто- выми отходами, но и расширить экономические сти- мулы к полной переработке ТБО.

Реализация указанных мер обеспечит факти- чески реконфигурацию цепей рециклинга ТБО, что позволит перейти к новой экономической модели в сфере обращения и переработки ТБО, в рамках ко- торой их размещение на полигоне станет самым затратным методом утилизации, уступая место бо- лее рентабельной переработке.

Отметим, что для такого перехода в экономике формируются естественные предпосылки, связан- ные с постепенным исчерпанием места для расши- рения полигонов, которое является технологически и экономически более простым в реализации по сравнению со строительством заводов по перера- ботке ТБО.

Однако общее состояние отрасли, катастрофи- чески низкий уровень вовлечения в экономичес- кий оборот коммунальных отходов (8 % против 60 % в ЕС, 40 % в США) требуют кардинального изменения сложившейся ситуации.

Рассмотрение данной проблемы в логистичес- ком аспекте обусловлено необходимостью не толь- ко изменения отраслевых нор и регламентов, но и формирования полноценной рыночной системы рециклирования ТБО, стимулирования частнопред-


науки 2016 73

принимательской инициативы, которая обеспечит массовый приход в логистику полного цикла инно- вационных технологий и решений, обеспечиваю- щих форсированное развитие отрасли в рамках но- вой экономической модели.

Мы разделяем точку зрения ученых Э. Бук- ринской и Л. Мясниковой в том, что “формирова- ние отдельной логистической системы обращения и, главное, переработки отходов потребления в ме- гаполисе, вписывающейся в общую макрологисти- ческую систему городского хозяйства, становится актуальной в связи с ростом ТБО и отсутствием современных перерабатывающих производств, что ухудшает экологическую обстановку”3.

Важно отметить, что рассмотрение не просто системы обращения, а рециклинга ТБО означает формирование более сложной и длинной цепи, обес- печивающей рентабельный возврат отходов в про- цесс воспроизводства. Построение такой системы требует эффективной организации рынка, что воз- можно в рамках:

  • введения экологического законодательства с

разграничением полномочий;

  • формирования реально действующего меха- низма ответственности собственников отходов;

  • административной поддержки продуцентов,

использующих отходы в качестве вторичного сы- рья;

  • и др.

Система фискально-институционального регу- лирования рынка ТБО должна сформировать в ка- честве центрального стимула стремление к органи- зации переработки мусора, которая в рамках сло- жившихся тарифов и уровня цен на компоненты бытовых отходов и готовое вторичное сырье долж- на превратиться в центр накопления стоимости при общей симметрии ее распределения по звеньям цепи рециклинга.

Таким образом, можно обозначить основные императивы построения и развития логистической системы рециклинга ТБО. Следование им обеспе- чит формирование цепи создания добавленной сто- имости полного цикла обращения и переработки мусора.

Движение мусоропотока должно быть опосре- довано формированием законодательной базы и институциональных условий направленного разви- тия цепи поставки и переработки отходов, которая образует замкнутый цикл.

Развитие таких систем должно быть стимули- ровано не только регламентированным повышением рентабельности переработки вторичных материаль- ных ресурсов, но и формированием здоровой кон- курентной среды в этой сфере, что обеспечит усло- вия для активного и сбалансированного развития отходоперерабатывающих кластеров в регионах.


74 народным хозяйством
В малых городах могут складываться верти- кально интегрированные логистические системы рециклинга, когда сбор, перевозка и переработка отходов будут сконцентрированы в рамках одного оператора. Данная схема работы будет наиболее эффективной, поскольку оператор рынка может изменять уровень рентабельности в разрезе звень- ев, формируя конкурентную цену на выходе с уче- том пределов повышения тарифов (утилизация), регулируемых региональной службой по тарифам, т.е. государством.

Важное значение имеет сквозная организация движения мусоропотока и его преобразование, на- чиная с самого начального этапа - сбора вторично- го сырья. Несмотря на все существующие сложнос- ти, раздельный сбор мусора позволяет повысить рентабельность его переработки до 15-30 %. “От- сутствие возможности перерабатывать отдельные составляющие массы отходов приводит к ежегод- ной упущенной выгоде от переработки как мини- мум в 68 млрд руб.”4 При этом строительство му- соросортировочного комплекса позволяет отделять органические отходы и пригодные для переработки фракции, а также прессовать брикеты для захоро- нения на полигонах. Автоматизация этих процес- сов позволяет добиться 15 %-ного уровня перера- ботки вторичного сырья. В свою очередь, прессова- ние мусора в брикеты сокращает на порядок объем захоронений, что снижает себестоимость процесса и позволяет уменьшить тариф.

На рисунке нами разработана общая схема дви-

жения мусоропотока и переработки вторичных ма- териальных ресурсов в процессе рециклинга, кото- рая учитывает основные проблемные вопросы фор- мирования цепи создания добавленной стоимости на этом рынке. На схеме мы обозначили основные факторы, которые стимулируют процесс переопре- деления регулятивного воздействия государства на сферу обращения ТБО. Последнее будет способ- ствовать формированию новой экономической мо- дели работы рынка и развитию цепей создания до- бавленной стоимости:

  • они должны быть ориентированы на фор-

мирование полного цикла сбора и переработки ТБО;

  • будут формировать основной объем при-

были от сортировки и переработки и, соответ- ственно, сбыта вторичного сырья;

  • должны функционировать в регулятивной

среде, снижающей зависимость от выгодных та- рифов и ориентирующей на создание логисти- ческой системы рециклинга ТБО, включая сбыт конечным промышленным потребителям вторич- ного сырья, использование которого при выпус- ке готовой продукции должно поддерживаться со стороны государства;

науки2016

  • трех-пятикратное повышение тарифов на об- ращение с отходами должно простимулировать рост и возврат инвестиций в строительство мусоросор- тировочных перегрузочных комплексов и центров переработки вторичного сырья, что обеспечит “нор- мальные” амортизацию основных фондов и выход на окупаемость в запланированные сроки;

  • существующая сегодня дифференциация

уровня добавленной стоимости (доходность транс- портировки ТБО составляет 15-30 %) должна быть скорректирована в сторону повышения доходности сортировки и переработки отходов, которые будут аккумулировать основной объем прибыли (добав- ленной стоимости) в цепи рециклинга.

В целом, можно констатировать, что в совре- менный период основным фактором, сдерживаю- щим развитие систем замкнутого цикла в сфере об- ращения ТБО, является неэффективность действу- ющего законодательства. Оно не поощряет нара- щивания капитальных вложений в сортировку и переработку, допуская сверхконцентрацию прибы- ли на этапе сбора и транспортировки мусора (сво- бодный тариф не регулируется государством и ус- танавливается перевозчиком), а также более рента- бельное его захоронение на полигонах вместо ис- пользования передовых технологий утилизации.

В настоящее время “в России захоронение му- сора на полигоне - самый дешевый способ утили- зации. Для примера: в прайс-листе ГУП “Экотехп- ром” захоронение тонны мусора на полигонах сто- ит 285,6 руб. Утилизация с промышленной перера- боткой на станциях перегрузки поднимает цену вчет- веро - до 1133,3 руб.

Это означает, что при пересыпке из мусора от- берут самое ценное - стекло, пластик и бумагу, а остатки спрессуют и отправят на полигон. Терми- ческое обезвреживание и сжигание архивных доку- ментов на мусоросжигательном заводе вдвое доро- же - 2635,2 руб. В Европе, к слову, все наоборот: размещение на полигоне является самым дорогим способом утилизации, поскольку на власти в свое время надавили экологи”5.

Именно корректировка норм и действующих регламентов выступит ключевым фактором форми- рования рециклинга ТБО.

В условиях отсутствия такого рода корректи- ровок и при возможности наращивания площади полигонов или введения в эксплуатацию новых на сегодняшний день в коммунальной отрасли сло- жился неэффективный тип логистических систем незамкнутого цикла с ярко выраженной асиммет- рией распределения прибыли в пользу транспорт- ного звена.

Свободное формирование тарифа привело к увеличению прибыли транспортных компаний, а тарифное дестимулирование утилизации мусора бло-