Файл: Если бы я правил миром. Синтаксис и пунктуация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОР № 8, русский язык, 7 класс. ВАРИАНТ 1.

РАЗДЕЛ

«Если бы я правил миром. Синтаксис и пунктуация»

цель

7.2.4.1 определять смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.)

7.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях

критерии

- определяет смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.)

использует знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях

Задание 1 Прочитайте текст, выполните задания.

    1. Определите тип текста, укажите характерные черты, языковые и жанровые особенности, заполнив таблицу:

тип текста




стиль




характерные черты




языковые особенности




жанр





1.2. Спишите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки. Расставьте в выписанных предложениях недостающие знаки препинания.


С самого детства Александр Васильевич Суворов будущий полководец был самоучкой. В домашних условиях он был обучен грамоте и языкам. В остальном он занимался сам. Десятилетним ребёнком Александр засиживаясь до ночи читал. Книги лучшие друзья мальчика стали его страстью. Когда он поступил на службу, то на большие деньги выделенные отцом жил очень скромно. Все, что получалось сэкономить, он тратил на новые книги, которые в то время были роскошью. Александр Суворов всегда вёл аскетичный образ жизни, можно сказать спартанский. Внешность его была непримечательной: небольшого роста, худощав, взгляд быстрый, глаза — голубые, всегда живые, светлые. Слабый и хилый от природы ребенок маленький Саша сильно беспокоил заботливого отца. Отец Суворова считал, что мальчик не пригоден к военной службе. Но вопреки мнению отца, будущий полководец мечтал о карьере военного, уже в детстве приучая себя жить по принципу: «Тяжело в ученье, легко в бою». В детстве в дождь и холод он болезненный ребенок носился на лошади приезжая домой промокшим и измученным. И в старости он всегда вставал рано, до рассвета. Обливался водой и бегал по саду на ходу заучивая иностранные слова. Помимо трудолюбия, энергии, любознательности, Суворов обладал высокими нравственными качествами.


Задание 2. Прочитайте предложения и запишите их, расставляя правильно знаки препинания.

  1. Конфуций был известен как человек сильной воли.

  2. Государства как и люди имеют свою историю.

  3. Он как знаток истории утверждал, что стекло изобрели в Египте.

  4. Неутомимый труженик Авиценна написал много трактатов на медицинскую тематику.

  5. В мире хорошо известна теория Эйнштейна основа современных технологий.

Критерии оценивания

номер задания

Дескриптор

Балл

определяет смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.)

1

определяет тип и стиль текста

2

определяет характерные черты типа текста (не менее трех)

3

определяет языковые особенности текста (не менее 2)

2

определяет жанр текста

1

использует знаки препинания в простых, осложнённых определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.

1

находит и записывает предложения, в которых не расставлены запятые, расставляя правильно знаки препинания

7

2

записывает предложения, правильно расставляя знаки препинания

5




Всего баллов

20


СОР № 8, русский язык, 7 класс. ВАРИАНТ 2.

РАЗДЕЛ

«Если бы я правил миром. Синтаксис и пунктуация»

цель

7.2.4.1 определять смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.)

7.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях

критерии

- определяет смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.)

использует знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях

Задание 1 Прочитайте текст, выполните задания.

    1. Определите тип текста, укажите характерные черты, языковые и жанровые особенности, заполнив таблицу:

тип текста




стиль




характерные черты




языковые особенности




жанр







    1. Спишите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки. Расставьте в выписанных предложениях недостающие знаки препинания.

У каждого народа есть свой период истории, которым гордятся все последующие поколения. Золотой век время справедливости в Китае относят к эпохе царства Чжоу. Так виделось потомкам – мудрецам того самого времени, когда жил и творил Конфуций- основатель классического китайского учения – конфуцианства. Великий мудрец принадлежал к старинному аристократическому роду. Будущий философ он рос мальчиком сообразительным и способным. Из-за бедственного положения семьи мальчику приходилось заниматься самообразованием, он самостоятельно овладел письмом, стал изучать литературу и философию. Большую часть времени мудрец посвящал книгам предпочитая находиться в одиночестве. Изучив до тонкостей свод китайских правил Конфуций мог позволить себе иметь учеников. Молва о молодом ученом распространялась все шире. Путешествуя по городам вместе с учениками Конфуций учил их китайским обрядам. Время странствий не всегда было счастливым для Конфуция, не раз ему грозила смертельная опасность. Невзирая на препятствия, он был истинным патриотом. Конфуций знаменитый ученый основал первый университет и систематизировал летописи составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения получило широкое распространение. Не менее известны мудрые афоризмы философа, например: «Счастье – это когда тебя понимают».


Задание 2. Прочитайте предложения и запишите их, расставляя правильно знаки препинания.

1.Аристотель как учитель Александра Македонского давал ему мудрые советы.

2. Мы знаем Китай как страну древнейшей культуры.

3. Платон как и его учитель Сократ занимался вопросами просвещения.

4. Школьники изучают «Слова назидания» фундаментальное произведение Абая.

5. Прекрасный оратор Сократ был одним из первых организаторов диалогов на площадях.

Критерии оценивания

номер задания

Дескриптор

Балл

определяет смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.)

1

определяет тип и стиль текста

2

определяет характерные черты типа текста (не менее трех)

3

определяет языковые особенности текста (не менее 2)

2

определяет жанр текста

1

использует знаки препинания в простых, осложнённых определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.

1

находит и записывает предложения, в которых не расставлены запятые, расставляя правильно знаки препинания

7

2

записывает предложения, правильно расставляя знаки препинания

5




Всего баллов

20

СОР № 8, русский язык, 7 класс. ВАРИАНТ 3.

РАЗДЕЛ

«Если бы я правил миром. Синтаксис и пунктуация»

цель

7.2.4.1 определять смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.)

7.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях

критерии

- определяет смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.)

использует знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях


Задание 1 Прочитайте текст, выполните задания.

    1. Определите тип текста, укажите характерные черты, языковые и жанровые особенности, заполнив таблицу:

тип текста




стиль




характерные черты




языковые особенности




жанр







    1. Спишите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки. Расставьте в выписанных предложениях недостающие знаки препинания.

Природа наделила Абулхаира казахского хана упорством и цельностью характера. Все его действия растопили лед намерзший на сердцах людей. Потрясения часто разбивали ему сердце наполненное любовью к родине.

Казахские аулы жили в ожидании чего-то прислушиваясь и приглядываясь. Узнавали о каждом шаге Абулхаира, толковали каждый его поступок. Известный дипломат Абулхаир завязал и поддерживал отношения с соседними народами. Согнав башкир с берега Иргиза он даже среди них нашел союзников.

Степняки — народ, который познается не в радости, а в горе. Шумливые, несговорчивые, обидчивые в дни мира и покоя, теперь они выказывали единодушие и сплоченность. Собранная в единый кулак казахская рать схватилась с джунгарами в местечке Карасиыр, там, где сходились реки Буланты и Буленты. Джунгары не хотели довольствоваться окрестностями Каратау. Сарыарка легендарная местность заинтересовала врагов. Джунгары вторглись, пройдя через ущелье, которое в народе называется Джунгарскими воротами. Объединенные силы во главе с Абулхаиром разбили полчища неприятеля. Последние бои проходили в ущелье. Тем самым они нанесли врагу сокрушительные удары.

Талант великого хана служил благородной цели спасения своего отечества. Всю жизнь он жил по принципу: «Тот герой, кто за родину горой». И его имя не будет предано забвению, пока живёт на этой планете казахский народ.

Задание 2. Прочитайте предложения и запишите их, расставляя правильно знаки препинания.

  1. Казыбек би участвовал в реформировании «Жеты Жаргы» своде законов степного народа.

  2. Шокан Валиханов как этнограф хорошо знал быт, традиции народов Азии.

3. Красноречивые ораторы бии умели разрешать спорные ситуации.