Файл: Межрегиональный институт развития образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КПК «Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы. Реализация ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Модуль 2. Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования образовательной организации
Тема 2.2. Интеграция внутренних программ АООП
Лекция
План лекции:

  1. Локальный акт об АООП\АОП

  2. Показатели эффективности АООП\АОП

  3. Интеграция внутренних программ АООП


Сокращения

ФЗ – федеральный закон

НОО – начальное общее образование

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ОО - общеобразовательная организация

АОП - адаптированная образовательная программа

АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа

ПрАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида

СИПР - специальная индивидуальная программа развития

ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум


ЛНПА – локальные нормативные правовые акты

МТО – материально-техническое обеспечение

ТНР – тяжелые нарушения речи

НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата

ЗПР – задержка психического развития

РАС – расстройства аутистического спектра

ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития

БУД – базовые учебные действия

УУД – универсальные учебные действия

ВШК – внутришкольный контроль

ШСОКО – школьная система оценки качества образования
Нормативные документы:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).

    • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г № ВК- 452\02 «О введении ФГОС ОВЗ».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 г № ВК- 1788\07 «О организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...").

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  •  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся. 

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся. 





  1. Локальный акт «Положение о АООП\АОП»

АООП разрабатывается на основе ФГОС НОО ОВЗ, с учетом соответствующего варианта ПрАООП. Условия и порядок разработки АООП и АОП устанавливается отдельным локальным нормативным актом ОО, в котором указываются:

  • порядок и периодичность разработки программы или корректировки действующей (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения);

  • состав участников разработки программы, их полномочия и ответственность;

  • порядок определения и формирования социального заказа;

  • порядок определения и формирования вариативной части структурных компонентов основной образовательной программы;

  • порядок обсуждения проекта программы;

  • порядок утверждения программы и ввода в действие;

  • иные, специфические для данного образовательного учреждения позиции.

Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося в данный локальный нормативно-правовой акт ОО может быть включено описание процедуры выявления, фиксирования образовательных запросов обучающегося в разных форматах: индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы учреждения, индивидуальный выбор в рамках отдельных учебных предметов, курсов, видов, направлений образовательной деятельности и др. Особенно стоит обратить внимание на описание учебно-методического оснащения АООП/АОП, в том числе МТО, учебниками и другими средствами обучения, предоставляемыми школьникам бесплатно.

Данный локальный акт утвердит и структуру программы. Помимо обязательных компонентов (ФГОС НОО ОВЗ называет 11 таких компонентов, ФГОС О у\о – 12) ОО вправе дополнить эту структуру. ФЗ - 273 позволяет это сделать (ст.2, п. 9 «… иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»).

Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в Примерных АООП к каждому ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Образовательная организация с опорой на Закон об образовании в РФ, Концепцию ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, Примерные АООП определенного варианта, а также иные документы, самостоятельна в составлении своей адаптированной основной общеобразовательной программы. В процессе этой работы кристаллизуются методические подходы к осуществлению процесса обучения конкретных школьников с ОВЗ в определенных условиях.


Чтобы АООП стала действующим законом и содержанием школьной жизни при ее разработке необходимо обратить внимание на следующие требования:

  1. АООП разработана на основе одного из вариантов примерной адаптированной основной общеобразовательной программы, размещенных на сайте http\\fgosreestr.ru

  2. Наличие в АООП трех разделов: целевого, содержательного, организационного; наполнение каждого из этих разделов обязательными компонентами (соответственно 11 и 12).

  3. АООП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, представленных во всех трех разделах. Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений для АООП НОО не более 60%-80%: 40%-20% в зависимости от выбранного варианта.

  1. Показатели эффективности АООП\АОП

Требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у\о позволяют сформулировать следующие показатели эффективности разработки и реализации АООП\АОП:

  1. Внутренняя структура и содержание основной образовательной программы спроектированы в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у\.

  2. Соблюдены сроки освоения АООП\АОП.

  3. Действует механизм уточнения (корректировки) АООП\АОП.

  4. АООП\АОП является документом практического действия, поэтому она написана очень конкретно, общих слов мало или они отсутствуют вообще.

  5. Программа отражает специфику ОО, особенности социального запроса, контингента обучающихся, месторасположения и ресурсной базы школы.

  6. Ожидаемые результаты являются конкретными, измеримыми, достижимыми, уместными.

  7. Программа имеет оптимальный объем, несущественные подробные материалы отнесены в приложение.

  8. Прослеживается прочная связь между целеполаганием и планированием. АООП\АОП конкретизируется мероприятиями годовых планов, планами работы профессиональных сообществ, планами ВШК, ШСОКО и другими.

  9. Внутренние разделы и компоненты взаимосвязаны. Программы интегрированы.

  10. АООП\АОП является работающим документом. Промежуточные итоги ее реализации систематически обсуждаются на совещаниях, собраниях, заседаниях педагогического коллектива, методических объединений и общественных организаций.

  11. Наличие всего спектра рабочих программ, соответствующих учебному плану (планам).





  1. Интеграция внутренних программ АООП



Пояснительная записка АООП\АОП

В пояснительной записке представлена общая характеристика программы, сформированы цели ее реализации с учетом ФГОС НОО ОВЗ или ФГОС О у\о, варианта ПАООП, принципы и подходы к формированию, психолого-педагогическая характеристика обучающихся данной категории и их особые образовательные потребности.. Пояснительная записка, по сути, является презентацией всей программы.
Планируемые результаты освоения АООП обучающимися с ОВЗ».

Описание планируемых результатов дается по двум обобщенным группам: результаты освоения содержания программы и результаты освоения программы коррекционной работы (все варианты ПрАООП). Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ОВЗ в различных средах. Каждый вариант ПрАООП представляет свой перечень социальных компетенций. Так, ПрАООП слабослышащих и позднооглохших, а также ПрАООП ЗПР, ПрАООП ТНР предлагает описание результатов по приобретению социальных компетенций представить следующим образом:

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • Овладение социально-­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • Овладение навыками коммуникации;

  • Дифференциация и осмысление картины мира;

  • Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Данный раздел содержит основные ориентиры в образовании той или иной группы детей с точки зрения достижения необходимого уровня образованности, показывает связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения программы. Разработчики АООП должны учитывать индивидуальные возможности обучающихся с ОВЗ, возможное достижение иногда двух только видов результатов: личностных и предметных (обучающиеся с у\о), а также возможность освоения программы на достаточном и минимальном уровне, где академическая составляющая значительно редуцирована по сравнению с компонентой жизненной компетенции. В примерной АООП описаны все возможные варианты для каждого предмета и программы в целом. Данный раздел является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, дидактических материалов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями стандарта.