ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КПК «Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы. Реализация ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Модуль 2. Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования образовательной организации
Тема 2.2. Интеграция внутренних программ АООП
Лекция
План лекции:
-
Локальный акт об АООП\АОП -
Показатели эффективности АООП\АОП -
Интеграция внутренних программ АООП
Сокращения
ФЗ – федеральный закон
НОО – начальное общее образование
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ОО - общеобразовательная организация
АОП - адаптированная образовательная программа
АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа
ПрАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
СИПР - специальная индивидуальная программа развития
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум
ЛНПА – локальные нормативные правовые акты
МТО – материально-техническое обеспечение
ТНР – тяжелые нарушения речи
НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата
ЗПР – задержка психического развития
РАС – расстройства аутистического спектра
ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития
БУД – базовые учебные действия
УУД – универсальные учебные действия
ВШК – внутришкольный контроль
ШСОКО – школьная система оценки качества образования
Нормативные документы:
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». -
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями). -
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г № ВК- 452\02 «О введении ФГОС ОВЗ».
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 г № ВК- 1788\07 «О организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». -
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы..."). -
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся. -
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся. -
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. -
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. -
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. -
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). -
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. -
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся. -
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся.
-
Локальный акт «Положение о АООП\АОП»
АООП разрабатывается на основе ФГОС НОО ОВЗ, с учетом соответствующего варианта ПрАООП. Условия и порядок разработки АООП и АОП устанавливается отдельным локальным нормативным актом ОО, в котором указываются:
-
порядок и периодичность разработки программы или корректировки действующей (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения); -
состав участников разработки программы, их полномочия и ответственность; -
порядок определения и формирования социального заказа; -
порядок определения и формирования вариативной части структурных компонентов основной образовательной программы; -
порядок обсуждения проекта программы;
-
порядок утверждения программы и ввода в действие; -
иные, специфические для данного образовательного учреждения позиции.
Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося в данный локальный нормативно-правовой акт ОО может быть включено описание процедуры выявления, фиксирования образовательных запросов обучающегося в разных форматах: индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы учреждения, индивидуальный выбор в рамках отдельных учебных предметов, курсов, видов, направлений образовательной деятельности и др. Особенно стоит обратить внимание на описание учебно-методического оснащения АООП/АОП, в том числе МТО, учебниками и другими средствами обучения, предоставляемыми школьникам бесплатно.
Данный локальный акт утвердит и структуру программы. Помимо обязательных компонентов (ФГОС НОО ОВЗ называет 11 таких компонентов, ФГОС О у\о – 12) ОО вправе дополнить эту структуру. ФЗ - 273 позволяет это сделать (ст.2, п. 9 «… иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»).
Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в Примерных АООП к каждому ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Образовательная организация с опорой на Закон об образовании в РФ, Концепцию ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, Примерные АООП определенного варианта, а также иные документы, самостоятельна в составлении своей адаптированной основной общеобразовательной программы. В процессе этой работы кристаллизуются методические подходы к осуществлению процесса обучения конкретных школьников с ОВЗ в определенных условиях.
Чтобы АООП стала действующим законом и содержанием школьной жизни при ее разработке необходимо обратить внимание на следующие требования:
-
АООП разработана на основе одного из вариантов примерной адаптированной основной общеобразовательной программы, размещенных на сайте http\\fgosreestr.ru -
Наличие в АООП трех разделов: целевого, содержательного, организационного; наполнение каждого из этих разделов обязательными компонентами (соответственно 11 и 12). -
АООП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, представленных во всех трех разделах. Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений для АООП НОО не более 60%-80%: 40%-20% в зависимости от выбранного варианта.
-
Показатели эффективности АООП\АОП
Требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у\о позволяют сформулировать следующие показатели эффективности разработки и реализации АООП\АОП:
-
Внутренняя структура и содержание основной образовательной программы спроектированы в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у\. -
Соблюдены сроки освоения АООП\АОП. -
Действует механизм уточнения (корректировки) АООП\АОП. -
АООП\АОП является документом практического действия, поэтому она написана очень конкретно, общих слов мало или они отсутствуют вообще. -
Программа отражает специфику ОО, особенности социального запроса, контингента обучающихся, месторасположения и ресурсной базы школы. -
Ожидаемые результаты являются конкретными, измеримыми, достижимыми, уместными. -
Программа имеет оптимальный объем, несущественные подробные материалы отнесены в приложение. -
Прослеживается прочная связь между целеполаганием и планированием. АООП\АОП конкретизируется мероприятиями годовых планов, планами работы профессиональных сообществ, планами ВШК, ШСОКО и другими. -
Внутренние разделы и компоненты взаимосвязаны. Программы интегрированы. -
АООП\АОП является работающим документом. Промежуточные итоги ее реализации систематически обсуждаются на совещаниях, собраниях, заседаниях педагогического коллектива, методических объединений и общественных организаций. -
Наличие всего спектра рабочих программ, соответствующих учебному плану (планам).
-
Интеграция внутренних программ АООП
Пояснительная записка АООП\АОП
В пояснительной записке представлена общая характеристика программы, сформированы цели ее реализации с учетом ФГОС НОО ОВЗ или ФГОС О у\о, варианта ПАООП, принципы и подходы к формированию, психолого-педагогическая характеристика обучающихся данной категории и их особые образовательные потребности.. Пояснительная записка, по сути, является презентацией всей программы.
Планируемые результаты освоения АООП обучающимися с ОВЗ».
Описание планируемых результатов дается по двум обобщенным группам: результаты освоения содержания программы и результаты освоения программы коррекционной работы (все варианты ПрАООП). Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ОВЗ в различных средах. Каждый вариант ПрАООП представляет свой перечень социальных компетенций. Так, ПрАООП слабослышащих и позднооглохших, а также ПрАООП ЗПР, ПрАООП ТНР предлагает описание результатов по приобретению социальных компетенций представить следующим образом:
-
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; -
Овладение навыками коммуникации; -
Дифференциация и осмысление картины мира; -
Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Данный раздел содержит основные ориентиры в образовании той или иной группы детей с точки зрения достижения необходимого уровня образованности, показывает связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения программы. Разработчики АООП должны учитывать индивидуальные возможности обучающихся с ОВЗ, возможное достижение иногда двух только видов результатов: личностных и предметных (обучающиеся с у\о), а также возможность освоения программы на достаточном и минимальном уровне, где академическая составляющая значительно редуцирована по сравнению с компонентой жизненной компетенции. В примерной АООП описаны все возможные варианты для каждого предмета и программы в целом. Данный раздел является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, дидактических материалов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями стандарта.