ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
6.4.
Техники
невербального
воздействия
и
паралингвистического воздействия на аудиторию
Техники невербального и паралингвистического воздействия помогают усилить эффект, который оказывается на аудиторию с помощью слов.
Невербальным средством называют тип передачи определенной информации без использования слов, то есть через визуальный образ, жесты, мимику, пантомимику. Первое впечатление о человеке базируется на оценке его внешнего вида, в основе этого явления лежат психофизиологические особенности работы головного мозга.
Все невербальные сигналы, получаемые от другого человека, воспринимаются неосознанно, отражают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций, помогают передать информацию, которую сложно выразить словами. Если рассматривать необходимые для бизнес- презентаций невербальные средства воздействия, то мы можем выделить две группы, влияющие на оценку собеседника: безопасность и полезность.
Распознавание опасности – навык, присущий с рождения каждому существу. Существует несколько поз и жестов, которые могут быть восприняты собеседником как свидетельства агрессии, и почти все они связаны с напряжением мышц: сжатие рук в кулаки, резкие взмахи руками, зажимы в челюсти. В то же время открытые расслабленные жесты трактуются на уровне подсознания как безопасные и помогают расположить к себе человека. К ним относятся: жесты открытой ладонью вверх; локти, отставленные от тела; кисти рук, соединенные кончиками пальцев; одна рука обхватывает другую в области ладони.
Как можно заметить, большинство жестов касаются именно рук, из этого можно сделать вывод: когда партнер видит руки, то у него создается ощущение, что он может контролировать ситуацию, не будет
«внезапного удара».
Используя эти жесты, можно добиться наибольшего доверия к своим словам со стороны аудитории.
Критерием надежности человека на невербальном уровне считается то, насколько уверенно он ведет себя во время выступления.
Своим видом он как будто сигнализирует: «Я не опасаюсь внешнего воздействия, ситуацию держу под контролем». Определенные жесты при правильном использовании позволяют продемонстрировать партнеру собственную уверенность: в движениях нет суетливости, в
13 позе скованности, плечи опущены, руки не прижаты к туловищу, не скрещены на груди, голова поднята.
Например: на уровне инстинктов, в случае опасности, человек
поднимает плечи и опускает голову, чтобы защитить одну из самых
уязвимых частей тела – шею. Поэтому опущенные плечи и поднятый
подбородок сообщают окружающим о том, что опасаться нечего.
Компоненты техники речи, такие как голос, артикуляция, темп и тембр, представляют собой акустическую систему
паралингвистических средств, которая играет важную роль — формирует полный образ презентатора. Впоследствии он закрепляется в сознании окружения, позволяет обнаружить индивидуальность личности, определить ее эмоциональное состояние. Особенности голоса позволяют создать образ спокойного, уравновешенного человека или, напротив, категоричного, эмоционально нестабильного. Речь может быть воспринята как свидетельство о суетливости, неуверенности в себе, скованности, развязности или скромности.
Красивый голос с первых секунд привлекает внимание слушателей, помогает убедить, завоевать доверие, в то время как неприятный голос может испортить общее впечатление даже от прекрасной речи, и перечеркнуть все существующие достоинства человека.
В процессе передачи информации, обмена мнениями, идеями, а также отстаивании своих интересов, осознание человеком того, что у него хорошо поставленный, тренированный голос, придает необходимую уверенность и способствует достижению результата.
Экспертное мнение. Седа Каспарова, тренер по дизайну голоса, речи и публичным выступлениям: «Меня восхищает, насколько разные
по складу ума, характеру и профессии ко мне приходят люди. Все они
хотят быть на вершине успеха. Но для того, чтобы этого достичь,
необходимо постоянно инвестировать в свое развитие время, деньги,
знания. Ко мне приходят за инвестициями в голос. Ведь я знаю, как
сделать так, чтобы вас слушали и слышали, и более того, как при
помощи правильно настроенного голоса добиваться поставленных
целей при любых обстоятельствах».
14
Отмечая основные компоненты голоса, влияющие на восприятие слушателями, особенно следует выделить артикуляцию, темп и тембр речи. Именно эти характеристики качества голоса наиболее сильно влияют на создание образа говорящего. Например, плохая артикуляция влияет на возникновение одного из коммуникативных барьеров – фонетический барьер, когда речь плохо понимается слушателями. Особенно следует отметить, что любое отклонение от нормального произношения отвлекает аудиторию от содержания речи на ее форму.
Артикуляция в общем понимании – это скоординированные действия речевых органов при произнесении звуков. Проведенное исследование показало, что по ряду причин человек не замечает у себя неправильную артикуляцию. Более того, он уверен, что трудности, возникающие во взаимопонимании с окружающими, являются следствием неправильных действий других и их проблем со слуховым вниманием.
Важность
правильной
артикуляции для создания положительного образа в деловых коммуникациях заключается в том, что, согласно исследованиям восприятия речи, ясное и четкое произнесение слов, звуков, окончаний и частиц, свидетельствует о внутренней дисциплине говорящего, осознанности, сформированной жизненной позиции. В то время, как неясная и нечеткая речь воспринимается слушателями как недостаток критичности у выступающего к себе, неуверенности, недостаток внимания к деталям.
Искажение звуков не согласуется с образом успешного человека.
Понятия «артикуляция» и «дикция» тесно связаны между собой.
Постановка дикции взрослого человека – процесс более сложный, по сравнению с детьми. Это связано с тем, что в процессе жизни человек привык к определенному звучанию слов, поэтому приходится менять не только произношение, но и полное восприятие звуков. Наиболее эффективным способом для этого является артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата.
Чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционные упражнения.
В сети Интернет представлено много упражнений, которые
можно разделить на следующие группы: гимнастика для щек, губ,
нижней челюсти, мягкого неба. Каждое из этих упражнений
15
направлено на тренировку мышц речевого аппарата. Важно при
выполнении уделять внимание тому, чтобы нагрузка была направлена
на определенные мышцы. Уделяя артикуляции по 5-10 минут ежедневно
в течение нескольких месяцев, можно ее значительно улучшить.
Скорость протекания речи во времени, ее ускорение и замедление, называется темпом речи. «Нормальный темп речи», который удобен для восприятия слушателями, составляет в среднем 10-
12 звуков в секунду. Темп речи может меняться говорящим сознательно, для выделения важной части информации, или неосознанно, под действием внешних и внутренних факторов: эмоционального настроя, жизненной ситуации.
От темпа зависит внимание аудитории. Слишком быстрый темп не дает слушателям сделать верные выводы. Это является положительным фактором в рекламе, но не всегда применимо в деловой коммуникации, так как другой человек может начать отвергать информацию, не понимая и не осознавая ее важности для себя. Излишне медленная речь может утомлять слушателей.
Стоит отметить, что постоянный темп речи в процессе выступления создает образ говорящего как уравновешенного человека, постоянного в своих мыслях и поступках. Неравномерный темп воспринимается как недостаток характера, свойственный людям с низким уровнем самоконтроля, негативным неустойчивым настроением.
Темпом можно сознательно и произвольно управлять. В речи любого человека может реализоваться и быстрый, и медленный темп, что называется «игра темпа». При этом скорость говорения становится средством, которое придает выразительность речи и позволяет удерживать внимание слушателя долгое время. Одни из самых эффективных способов замедления речи – это правильная расстановка пауз, скороговорки, заученные в медленном темпе, использование невербальных способов общения (мимики, жестов, интонации), которые будут рассмотрены в следующем параграфе.
У каждого человека свой тембр голоса. Он может зависеть от эмоционального состояния человека или меняться с помощью специальных упражнений, волевых усилий.
Есть данные, что женщины намеренно понижают свои голоса,
чтобы
быть
более
конкурентоспособными
в
современном
коммерческом мире. Принято считать, что мужской (низкий голос)
16
внушает слушателям уверенность в компетентности говорящего,
вызывает большее доверие и уважение слушателей, чем высокий голос,
присущий женщинам. Особенно это заметно в профессиях диктора на
радио и телевидении. «Мир развивается, но не торопится избавляться
от клише и стереотипов, они тоже изменяются, но, тем не менее,
остаются и довлеют над большинством из нас. Сегодня женщины, чьи
голоса больше схожи с мужскими, выигрывают в статусе, мужчины
же, наоборот, рискуют быть осмеянными». Углова Н. Г. К вопросу об истории выбора мужских и женских голосов для средств массовой коммуникации.
Если тембр голоса слишком высокой тональности, то может показаться, что говорящий боится ошибиться и, возможно, не компетентен в обсуждаемых вопросах.
Тембральные характеристики голоса поддаются изменению.
Наиболее успешно показала себя работа, направленная на правильное дыхание и снятие зажимов в области груди и шеи. Во время стресса происходит блокировка челюстных мышц, поддерживающих каркас грудной клетки. Естественно, что звук при этом резко меняется.
Отмечается резкое снижение силы голоса: он становится тонким, невыразительным или же хриплым и пронзительным, что негативно сказывается на выступлении.
Такие параметры паралингвистических средств общения, как артикуляция, темп и тембр речи оказывают влияние не только на восприятие собеседника, но и отражают внутреннее состояние говорящего. Презентатор, который владеет способами захвата и удержания внимания слушателей в совокупности с невербальными средствами позволяет создать положительный образ собеседника и помочь в достижении поставленных целей.
17
Вопросы для самопроверки:
Назовите 5 компонентов, влияющих на формирование первого впечатления.
Какие требования предъявляются к одежде выступающего во время бизнес-презентации?
Какие эффекты оказывают влияние на создание первого впечатления об ораторе? Дайте характеристику каждому из них.
Какие приемы быстрого установления контакта можно выделить при проведении бизнес-презентации?
Выделите основные приемы удержания внимания аудитории.
В чем преимущества риторических вопросов к залу во время презентации продукта или услуги.
Какие виды риторических вопросов бывают?
Что такое «якори» восприятия в презентации и как их можно использовать во время выступления?
Какие техники невербального воздействия можно использовать для вовлечения аудитории?
Какие техники паралингвистического воздействия можно использовать для наилучшего для вовлечения аудитории?