Файл: Анатомия центральной нервной системы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Речевые функции у правшей преимущественно локализованы в левом полушарии. И лишь у 5% лиц речевые центры – в правом полушарии. У 70% леворуких центр речи, также как и у праворуких – в левом полушарии. У 15% леворуких центр речи находится в правом полушарии.

Р ис. 7. Проекция человека в центральных извилинах.

Функциональная асимметрия обнаружена не у всех людей, примерно у одной трети она не выражена, т.е. полушарии не имеют четкой функциональной специализации.

Выделяют несколько видов функциональных асимметрий:

  1. Моторная асимметрия – неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга.

  2. Сенсорная асимметрия – неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела.

  3. Психическая асимметрия – специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.

Соотношение активности двух полушарий может быть различным. На этом основании И.П. Павловым были выделены специфические человеческие типы внешней нервной деятельности (ВНД): художественный, мыслительный и средний.

Художественный тип людей характеризуется преобладанием активности первой сигнальной системы над второй. У них преобладает «правополушарное» образное мышление. У человека мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система над первой, т.е. доминирует «левополушарное» абстрактное мышление.

  1. При рассечении мозолистого тела происходит раздвоение личности. Выстраиваются две модели поведения на одну и ту же ситуацию. В процессе эволюции у человека происходит разделение функций правого и левого полушарий. Морфологически полушария принципиально не отличаются. Правое лишь на 5 г. больше левого, но в левом полушарии больше серого вещества. Левое полушарие отвечает за речь, письмо, чтение, счет, сознательное абстрактное мышление. Правое – узнавание предметов, цвет, форму, различение голосов.

Сознание человека базируется на совместной деятельности двух полушарий, хотя одно из них является доминантным. Левое полушарие принимает переработанную информацию, аналитическую и последовательную с привлечением фактов, логики. Правое полушарие перерабатывает информацию одновременно и целостно, не рассматривая при этом отдельные части, элементы, входящие в состав предмета или явления.


Правое полушарие следит за всеми изменениями окружающей среды, за изменением настроения, а левое анализирует эти изменения, оно ответственно за выбор цели, которую мы ставим перед собой на будущее. В правом полушарии объединяется вся информация, приходящая из соматосенсорной зоны, сообщающая относительное положение тела в пространстве. Она соединяется с информацией, поступающей из зрительных и слуховых зон коры, благодаря чему мы имеем точное представление о собственном теле во время его передвижения в пространстве. В левом полушарии данная информация соединяется с памятью, что позволяет осмысленно интерпретировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения (сообщение от рецепторов кожи, мышц, суставов) и вырабатывать определенную линию поведения.

В левом полушарии находятся два центра: центр Брока и центр Вернике. Центр Брока располагается в лобной доле левого полушария. Он прилегает к двигательной зоне коры. Это – моторный центр речи, управляющий мышцами языка, челюстей и глотки, благодаря чему произносятся звуки. Если этот центр поврежден, возникает афазия, затрудняются и двигательные акты. После инсультов этот центр парализуется, при этом понимание речи, чтение и письмо не нарушаются, и больной осознает свой дефект.

Центр Вернике расположен в верхнезаднем участке левой височной доли. Это – сенсорный центр речи, который отвечает за понимание речи, ее осмысливание. Именно в этой зоне расположен основной нервный субстрат, который определяет построение устной речи, ее форму, смысл и содержание. При ее повреждении возникает афазия Вернике, когда понимание речи сильно затруднено, речь беглая, бессмысленная, чтение, письмо нарушены, и больной не осознает бессмысленность своей речи.

Центр Брока и центр Вернике соединены между собой нервными волокнами, образуя дугообразный пучок. Вначале в зоне Брока под влиянием приходящих импульсов строится детальная и координированная программа локализации – как и в какой последовательности должны действовать мышцы губ, язычка и глотки. Отсюда импульсы поступают в моторную зону коры, которая управляет деятельностью всех мышц. Из моторной зоны импульсы поступают к соответствующим мышцам. Звучание слова улавливается слуховой зоной коры, но чтобы понять смысл, необходимо, чтобы сигналы обязательно прошли через зону Вернике, которая прилегает к слуховой зоне височной области. Здесь звуки истолковываются как речь. Если же слово воспринимается не через звук, а глазами (при чтении), то в этом случае информация из первичной зрительной коры также должна поступать в центр Вернике. Поскольку устная речь возникает в процессе эволюции раньше, чем письменная, дети начинают говорить и понимать речь раньше, чем научатся читать и писать.



Дислексия – нарушение у детей способности к чтению. Это может быть результатом перенесенных травм, особенно до 1-го года жизни, и как результат нарушения зрительно-пространственного восприятия. Они не могут воспринимать слова как целое. Они не могут отличать схожие слова, теряются, если их просят произнести незнакомое слово. Чаще всего у таких детей нестабильность глазодоминанты. У большинства людей один глаз, так же как и рука, является господствующим. Нестабильность глазодоминантности может привести к нарушению движения глаз и тогда человеку очень трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.

Глазодоминантная нестабильность может быть следствием нестабильности контроля со стороны полушарий головного мозга, когда ни одно из них не берет на себя доминантную роль контроля за движением глаз.

Девочки начинают говорить и читать раньше мальчиков. У мужчин поражение левого полушария вызывает афазию в 3 раза чаще, чем у женщин, и приводит к существенному ухудшению вербальной способности. У женщин специализация полушарий выражена в меньшей степени. Это закладывается в пренатальном (дородовом) периоде. Уже на 3-ем месяце внутриутробного развития у плода мужского пола значительно возрастает концентрация мужского полового гормона тестостерона. У женского плода он образуется в меньших концентрациях, поскольку поступает из организма матери. Тестостерон влияет на скорость развития полушарий, как бы замедляя рост левого полушария и способствуя быстрому развитию правого полушария, ответственного за пространственную способность.

Патологические изменения I и II сигнальной системы.

У человека в отличие от животных могут быть специфические формы проявления неврозов, и это зависит от того, какая сигнальная система вовлечена в патологический процесс.

  1. Истерия – преобладает I сигнальная система. Вокруг всё раздражает, наблюдается повышенная чувствительность к внешней обстановке, к раздражителям, которые являются для всех окружающих подпороговыми, а для больного – пороговым или же сверхпороговым, когда формируется сильный процесс возбуждения, доходящий до истерики. В результате может произойти перенапряжение силы возбуждения. Все это отрицательно влияет на умственную и физическую работоспособность, на все виды внутреннего торможения.

  2. Психостения – преобладает II сигнальная система. Люди разочарованы в жизни, бедны в эмоциях, склоны к пустому мудрствованию. Их замыслы бесплодны, нереальны, оторваны от жизни.

  3. Невростения – в нервный процесс в равной степени вовлечены I и II сигнальные системы. В этом случае для человека характерны вялость, слабость, депрессия, от которых он не может избавиться.


Условия устранения неврозов и восстановление работоспособности корковых клеток:

  • устранение факторов, вызывающих невроз;

  • тренировка процессов возбуждения и торможения;

  • прием лекарственных препаратов;

  • сон и отдых. Соматические клетки восстанавливаются через 6 часов, нервные – через 11 часов. Учитель должен учитывать типологические особенности ВНД, на основе которого и должен определяться индивидуальный подход к процессу воспитания и обучения. Все это позволит устранить перенапряжение нервных процессов и правильно определить объем и характер работы, особенно для холериков и меланхоликов.

Задание №4. Проиллюстрируйте одну схему по выбору:

Схема выхода симпатических волокон и области их распространения

Центром симпатической части является тораколюмбальный (грудопоясничный) отдел, расположеный в VIII шейном, во всех грудных и I–II поясничных сегментах спинного мозга (рис. 33).

Периферический отдел представлен нервными узлами, сплетениями и нервами. Узлы подразделяются на околопозвоночные (симпатический ствол) и предпозвоночные (чревные, верхний и нижний брюшинные).

Симпатический ствол в виде цепочки узлов протянулся сверху вниз по бокам от позвоночного столба. Включает шейные (3), грудные (10–12), поясничные (4), крестцовые (4), копчиковый (1) узлы. Они объединяются друг с другом межузловыми ветвями. Кроме того, существуют соединительные ветви.



Рис. 33.Схема выхода симпатических волокон и область их распространения: СVII – шейный сегмент; Th– ThXII – грудные сегменты; L I – L I I I – поясничные сегменты. 1 – верхний шейный узел; 2 – средний шейный узел; 3, 4 – шейно-грудной узел; 5 – чревный узел; 6 – нижний брыжеечный узел; 7 – сердце; 8 – легкое; 9 – печень; 10 – желудок; 11 – поджелудочная железа; 12 – кишечник; 13 – почка; 14 – мочевой пузырь; 15 – матка; 16 – прямая кишка

Верхний шейный узел отдает внутренний и наружный сонные нервы, образующие сплетения вокруг наружной и внутренней сонной артерий, продолжающиеся по ветвям этих артерий. Отдает верхний шейный сердечный нерв. Средний и нижний шейные сердечные нервы отходят соответственно от 
среднего шейного узла и шейно-грудного (звездчатого) узла как соединения нижнего шейного с верхним грудным.

От грудных узлов отходят грудные сердечные нервы и два внутренностных - большой (от 6–9 узлов) и малый (от 10–11 узлов).

Проникая через диафрагму, эти нервы несут волокна к чревному сплетению. От поясничных и крестцовых узлов отходят поясничные и крестцовые внутренностные нервы.

Симпатические и парасимпатические волокна образуют в грудной и брюшной полостях вегетативные сплетения – сердечное, пищеводное, легочное, грудное аортальное, брюшное аортальное. В составе последнего в зависимости от местоположения выделяют: чревное (с двумя чревными узлами по бокам одноименного ствола), верхнее и нижнее брыжеечные, межбрыжеечное, печеночное, селезеночное, желудочное, панкреатическое, надпочечниковое, почечное, мочеточниковое, яичковое (яичниковое), верхнее и нижнее подчревные, прямокишечные и другие сплетения. По их ходу образуются узлы вегетативных сплетений (верхний и нижний брыжеечные, почечные и др.).