ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономикаи управлениенароднымхозяйством
УДК 338.49
ББК 65.049
УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКОЙ НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
С. Ф. Куган
sfkugan@mail.ru
кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана экономического факультета Брестский государственный технический университет
г. Брест, Республика Беларусь
Управление логистикой малых предприятий на уровне региона способствует со-зданию конкурентного преимущества территории посредством координации иинте-грации функций, процессов и видов деятельности всех участников логистической цепи.В статье рассматривается вопрос о взаимодействии систем управления логистикойнамалыхпредприятиях,входящих влогистическуюсистемурегиона.
Ключевыеслова:логистическиесистемы,малыепредприятия,регион,территория.
Введение. Логистика играет все более важную роль не только в функционировании отдельных предприятий и всей экономики, но и в улучшении качества жизни общества и обеспечении его устойчивого развития. Поэтому за последние несколько десятилетий размышления о ней, ее целях и задачах радикально изменились. Современные логисти- ческие решения отражают и часто обгоняют изменения в экономической и социальной жизни. Существует достаточно много определений логистики, отражающих разные точки зрения исследователей и определяющих специализацию или детализацию ее со- ставных элементов. Определение, разработанное Советом по управлению логистикой (Council of Logistics Management, США), является наиболее популярным: «логистика – это процесс планирования, осуществления контроля и складирования сырьевого потока при достижении оптимальной стоимости, создания запаса готовой продукции и относя- щаяся к этому информация с целью удовлетворения потребностей клиента от пункта прохождения до пункта потребления» [1]. В энциклопедии по экономике цель логистики представлена как «организация в пространстве и во времени материальных потоков с минимальной затратой ресурсов, которая обеспечит максимальное удовлетворение за- просов потребителей» [2, c. 592].
Философию логистики, подчеркивая ее процессный характер, можно описать следую- щими словами: логистика – это концепция управления процессами и потенциал для коорди- нации перемещения товарных потоков в масштабе региона осуществляемого посредством взаимодействия предприятий и организаций, расположенных на определенной территории. Активное развитие логистики, имеющее место в последние десятилетия, отражает транс- формацию идей логистики, прошедшей путь от практического становления до теоретиче- ских исследований. По мнению профессора В. С. Лукинского, «эволюция логистики не за- вершена, в настоящее время происходит постоянное совершенствование интеграционных процессов, которые на фоне развития международных логистических связей переводят ло- гистику в приоритетное направление экономической политики» [3, с. 30].
Целью статьи является рассмотрение процесса управления логистикой на ма- лых и средних предприятиях, определение потенциала логистических процессов данных субъектов хозяйствования и оценка степени влияния их деятельности на экономическую ситуацию в регионах.
Результаты и их обсуждение. Конкурентоспособность предприятия или организа- ции в значительной степени зависит от способности предвидеть рыночные требования раньше, чем конкуренты, и создавать долгосрочные отношения с клиентами, заказчиками
и поставщиками. Умение ориентироваться в рыночной ситуации подразумевает под собой не только активный маркетинг, но и эффективную логистику. Целью каждой организации является создание группы постоянных клиентов, а также активная работа с потенциаль- ными клиентами. Необходимость эффективного решения проблем взаимодействия между предприятиями (организациями) и клиентами предопределяет использование логистики во все большем масштабе. Логистическая деятельность затрагивает практически все под- разделения предприятий, посредников, заказчиков. Поэтому система управления в логи- стической системе занимает ключевое место, так как включает в себя управление продви- жением товаров по этапам цепей поставок. В настоящее время логистика ориентирована в первую очередь на удовлетворенность клиентов, т. е. охватывает широкий спектр дея- тельности в области потоковых процессов по продвижению материалов и товаров, инфор- мационных и различных вспомогательных процессов, которые невозможно эффективно реализовать без надлежащего управления. Это требует от менеджеров возможности реа- лизации функций планирования и принятия решений, организации, руководства и кон- троля, чтобы интегрировать логистические действия в общую экономическую систему
предприятий и региона. Это означает, что управление следует рассматривать не как некий изолированный процесс, а скорее как подсистему, которая объединяет все предприятия и организации, входящие в логистическую систему региона. Эффективное управление по- вышает конкурентоспособность логистической системы, которая достигается через высо- кий уровень взаимодействия структурных элементов системы, а также в результате реали- зации оптимальных способов доставки товаров и высокого качества обслуживания кли- ентов. Следует добавить, что одной из основных целей системы управления логистической деятельностью является обеспечение удовлетворенности клиента, его ожи- даний и потребностей, ведь оперативность и гибкость доставки, сохранность грузов и без- опасность транспортировки являются важнейшими элементами обслуживания.
Система управления логистической деятельностью имеет свою специфику на каж- дом уровне. Первый уровень – управление воспринимается как функциональная подси- стема предприятия. Ее задача – обеспечение доступности ресурсов (сырья, полуфабри- катов и готовой продукции) в соответствии с потребностями производства и плана зака- зов. Второй уровень – в управлении необходимо учитывать системную ориентацию логистики. В логистической системе осуществляется интеграция и координация процес- сов движения товаров и ресурсов, при этом основное внимание уделяется оптимизации
всей сети создания стоимости, а не отдельных видов деятельности. Третий уровень управления затрагивает все процессы, связанные с материальными и товарными пото- ками между предприятиями и клиентами.
Четвертый уровень касается интегрированного управления в масштабе региона, межрегионального взаимодействия, объединяющего вовлеченных и взаимосвязанных поставщиков, производителей, распределительные центры и ритейлеров.
В практике функционирования современных предприятий, от крупных до средних и малых, логистика приобретает более масштабные размеры, что требует оптимизации процессов управления. В системах управления возникает растущая потребность, связан- ная с систематизацией функций логистических процессов, что требует создания концеп- ции логистического управления. На предприятиях для достижения этой цели создаются специальные организационные единицы (отделы логистики), которые разрабатывают, ко- ординируют и реализуют наиболее важные логистические задачи на каждом уровне управ- ления (от оперативного до стратегического) и в каждом организационном подразделении. При управлении современным предприятием одной из важнейших компетенций яв- ляется способность функционировать в турбулентной среде и адаптироваться к меняю- щимся желаниям клиентов, реагировать на появление на рынке новых продуктов и при- влекательных для клиентов предложений от конкурентов. В этой
ситуации логистика ста- новится важной сферой деятельности для любого предприятия. Большинство
исследований в этой области посвящены крупному бизнесу. Это связано с тем, что данный вид предпринимательской деятельности имеет наибольший практический и теоретический опыт. Логистическая деятельность на предприятиях малого и среднего бизнеса имеет свои особенности и отличия. В большинстве случаев на предприятиях решаются следующие за- дачи: обслуживание клиентов, деятельность по обработке, упаковке, реализации заказов, обработка возвратов, прогнозирование спроса, процессы снабжения, транспортная деятель- ность, хранение и контроль, инвентаризация, управление расходами. Основные из них включают в себя: логистическую деятельность, соответствующую требованиям обслужи- ваемых клиентов, синхронизацию потоков материалов, сырья для производства и готовой продукции, снижение расходов по продвижению логистического потока.
В книге «Маркетинговая логистика» [4] авторами выявлена специфика современ- ных рыночных отношений: осуществлен переход от рынка «продавцов» к рынку «поку- пателей». В настоящее время не так важно «что компания делает», а то «как она это де- лает». Именно поэтому управление определяет, насколько