Файл: Влияние молодежных субкультур на развитие подростка в современном обществе. Как помочь ребенку избежать опасности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ ОПАСНОСТИ
Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых, характеризующая жизнь молодых людей примерно от 10 до 20 лет. Одним из проявлений молодежной культуры являются неформальные объединения, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями.
Принадлежность к той или иной неформальной группе – часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте. Именно входя в группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Подростковый возраст – сложный этап перехода от детства к взрослению. А объединение в группы – способ почувствовать защиту и свою принадлежность к миру. Любое подростковое сообщество является попыткой отделиться от родителей, быть самостоятельным, но при этом не оставаться в одиночестве. Подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, не возможных в семье. Неформальные объединения для ребят – это способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения.
Они играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить с родителями, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.
Для родителей часто подросток – это ребёнок, который вдруг стал вести себя плохо, странно и неадекватно. Разумеется, родители стараются защитить его от «вредного воздействия улицы, последствий негативного опыта в родной семье, дурного примера», что вполне логично для их положения, но тяжело для подростка, который уже не считает себя ребёнком и хочет самоутвердиться в этом мире в новом качестве – в качестве взрослого человека, который волен самостоятельно принимать решения.
И эта гремучая смесь из трёх компонентов: желание родителей защитить ребенка, стремление подростка к самостоятельности, всплеск гормонов, связанный с перестройкой его организма, приводит к взрывам эмоций, скандалам и непониманию в семье молодого человека.
Итак, не находя понимания в семье, подросток ищет его в других местах, которыми и являются различные неформальные объединения. В итоге практически все молодые люди склонны вступать в неформальные объединения, но вот степень этой склонности определяется именно особенностями отношений в их семьях. А именно тем, насколько родители способны и готовы понять ребенка и уважать его в разных проявлениях, и на сколько сам подросток готов уважать и понимать родителей.
Насколько у подростка хорошие отношения с родителями, настолько он свободен от влияния любых сообществ. И наоборот, если эмоциональная связь с родителями нарушена, то любое неформальное сообщество способно захватить ребёнка «с головой».
Есть три возможных варианта последствий влияния субкультуры на социализацию молодежи:
1. Позитивная направленность, которая проявляется в социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации и экспериментировании с образами, поведенческим стилем и так далее.
2. Социально-негативная направленность, которая обнаруживается в присоединении к субкультурам криминального, экстремистского характера, наркотикам и алкоголю.
3. Индивидуально-негативная тенденция проявляется в бегстве от реальности, в оправдании своего инфантильного поведения, избегании культурного и социального самоопределения.
Какие направленности преобладают в конкретной субкультуре определить достаточно непросто. Тем более сложно заметить, как она влияет на образ жизни человека. Современные течения привлекают молодежь своим разнообразием и вызывающим видом и поведением. Но стоит отметить, что принадлежность к определенной социальной группе - явление, как правило, кратковременное. В основном увлечение субкультурами начинается в 13 лет и к 19 годам проходит. К этому возрасту человек меняет свои увлечения или переосмысливает жизненные ценности. К особенностям субкультур подростков можно отнести и их непостоянство в поведении. Многие подростки отличаются нестабильной психикой, которая во многом зависит от того, как складываются их взаимоотношения с родителями.
Охарактеризовать подростка, более склонного вступать в неформальные объединения, можно следующим образом:
-
не уверен в себе и обладает низкой самооценкой; -
агрессивен к миру (из-за обид на родителей); -
растерян (из-за непонимания своего пути и своей роли в мире).
Как правило, школьники общаются в небольших контактных группах в 5-10 человек, часто относят себя к сторонникам того или иного течения, которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью. Так, группы бывают просоциальными, асоциальными, антисоциальными. Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т. д.
Дети находятся в постоянном поиске способов удовлетворения своих потребностей. Одни самоутверждаются в кружках, секциях, другие же – в конфликтах с родителями и учителями. И задача родителя состоит в том, чтобы заразить растущую личность многообразием возможных интересов, пробудить собственные желания и стремления и познакомить с существующими допустимыми и недопустимыми средствами их реализации. Именно родные люди могут помочь подростку обрести собственное неповторимое лицо, используя лучше черты многих «неформалов» – товарищество, взаимовыручку, творчество, нетерпимость к проявлениям социальной несправедливости.
Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении. Необходимо найти с этими подростками общий язык, пути создания условий для их самовыражения и самореализации.
Как можно оградить ребенка от приобщения к неформальным движениям? Есть ли какие-то профилактические действия? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять в первую очередь: зачем подростку вступать в неформальные организации? Что он там хочет и может найти? Разумеется, спрашивать об этом надо прежде всего у самих подростков, но ответы скорее всего будут примерно об одном:
-
новые друзья; -
интересные способы проводить свободное время; -
получение любви и понимания; -
выплёскивание эмоций; -
возможность «быть собой» и быть принятым.
Соответственно, профилактические действия со стороны родителей могут быть такими:
-
искренность и уважение; -
интерес к миру ребёнка; -
совместный отдых; -
дать право подростку на любые эмоции и чувства; -
поддерживать сильные стороны; -
выяснить, где «пробел» в отношениях.
Очень опасно открыто противодействовать, запрещать и требовать от ребёнка не вступать в неформальные организации или срочно уходить из них – ведь это может вызвать у подростка только дополнительное сопротивление и ещё большее желание принадлежать к организации!
Предотвратить негативное влияние неформальных организаций на подростка можно только хорошим эмоциональным климатом в семье, справедливым и честным обращением и уважением к подростку и его личной жизни. Когда человеку дома психологически тепло и уютно, то искать любовь и понимание в других местах уже нет необходимости.