Файл: Как преодолеть лень младших школьников Подготовил учитель начальных классов.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как преодолеть лень младших школьников?
Подготовил:
учитель начальных классов
Мерцалова Н.В.
Прочтите шуточное стихотворение.
Зацвела в болоте лень-
Мутная водица…
И пришёл сюда олень
Сполоснуть копытца.
Только он ступил в болото-
Прицепилась лень-дремота.
Стал олень ленивей всех
И смешней тюленя.
Словно мох, скатался мех
На боках оленя.
Он заснул в кустах тенистых,
Позабыв про все дела.
На рогах его ветвистых
Паутину лень сплела.
Лень баюкает ресницы,
Илом вязнет на ногах.
Не хватает, чтобы птицы
Свили гнёзда на рогах.
Лень – не помощник человеку в его делах и стремлениях. Если человек часто поддаётся лени, то он может "увязнуть в болоте своих невыполненных дел", из которого потом будет тяжело выбираться.
Оказывается, у лени есть вполне научное обоснование. Она досталась нам от предков. В первобытном обществе выживали и давали здоровое потомство чаще те люди, которые экономили силы и старались не напрягаться по пустякам. А то передвинешь лишний раз камень – и не останется сил на побег от хищника. Так значит, лень – это благо, которое нужно свято чтить? Все живые организмы стремятся оптимизировать соотношение полученных жизненных ресурсов и затраченной для этого энергии, то есть стараются получить побольше, потратив поменьше. Эта закономерность является не просто умозрительным заключением, а выводом, сделанным на основании измерений», – рассказал доктор биологических наук Дмитрий Жуков. Как Вы уже поняли, если не перебарщивать, то лень – это тоже хорошо. Она помогает экономить и грамотно распределять наши энергетические ресурсы. Более того, в последние годы ученые по всему миру совершают все больше открытий, связанных с пользой лени. Для борьбы с детской ленью очень важно понимать причины её возникновения. Каковы же они?
1. Неправильное поведение родителей: излишняя опека
Задумайтесь, как часто вы перехватывали у своего малыша инициативу: «Ты еще маленький, я сама все уберу!», «Не трогай, а то испортишь!», «Не бери чашку — разобьешь!». В подобных ситуациях родители попросту лишают ребенка инициативы и не разрешают ему заниматься каким-либо делом, предполагая, что сами справятся быстрее. В таком случае у малыша может и вовсе пропасть желание стремиться к самостоятельности: зачем, если все равно не разрешат или назовут «неумехой»? Рассуждая, ленивый ваш ребенок или нет, не забудьте остановиться на оценке его темперамента. Может быть, ваш малыш — холерик или сангвиник. Тогда становится ясно, почему ему не дается работа, требующая концентрации внимания и усидчивости. Скорее ее выполнит сосредоточенный флегматик или меланхолик. Однако крохи с названными типами темперамента будут с трудом выполнять задания, где необходима быстрота реакции и активное общение. 3. Скука
3. Скука
Причиной лени бывает и банальная скука. Дети всегда очень подвижны: им нужно постоянно бегать, что-то придумывать и куда-то выплескивать свою энергию. Если же родители или учителя постоянно заставляют их сидеть тихо и не мешать, то веселые и любознательные дети превращаются в грустных и безынициативных. Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. Зачем собирать игрушки, если завтра их снова нужно будет доставать? Зачем утром заправлять кровать, если вечером снова нужно будет на ней спать? Так происходит, когда родители просто требуют от ребенка соблюдения порядка, но не объясняют, почему это важно. 5. Незаинтересованность
5. Незаинтересованность
Часто ребенок не хочет приниматься за то или иное дело, так как оно ему просто неинтересно. Родителям необходимо дать малышу мотивацию, вызвать в нем желание приняться за какое-либо занятие, наметить его цель. Тогда дети будут стремиться к достижению конечного результата, а он в свою очередь будет приносить им удовольствие. 6. Боязнь неудачи
6. Боязнь неудачи
Возможно, ребенок не берется за какое-то дело, так как просто испытывает страх неудачи. Например, не хочет учить стихотворение, потому что в прошлый раз неудачно прочитал его на уроке и был «награжден» насмешками одноклассников. Здесь уже проблема в неуверенности в себе, вероятно, даже в низкой самооценке.
Справиться с ленью – все равно, что побороть себя. Это всегда очень сложно.
Специалист по клиническим исследованиям Тимофей Ветров отмечает две действенные техники по борьбе с ленью. Это простейшие психологические уловки. Такими уловками мы должны пользоваться сами и научить своих детей применять их. Первая предлагает нам делать все неприятные и сложные задачи в первую очередь.
Второй прием – разделять большие задачи на много маленьких подпунктов. Чем больше объем работ, тем сложнее с ними справиться. Грамотное планирование и разбивание задачи на «порции» помогают побороть страх перед большим объёмом работы и лень.
В борьбе с ленью важным аспектом является и своевременный отдых. Важно найти для себя тот промежуток времени, за который вы действительно устаете от работы, и стараться не перегружаться. Работает это правило и с отдыхом – нельзя сидеть без дела дольше, чем нужно.
Подготовил:
учитель начальных классов
Мерцалова Н.В.
Прочтите шуточное стихотворение.
Зацвела в болоте лень-
Мутная водица…
И пришёл сюда олень
Сполоснуть копытца.
Только он ступил в болото-
Прицепилась лень-дремота.
Стал олень ленивей всех
И смешней тюленя.
Словно мох, скатался мех
На боках оленя.
Он заснул в кустах тенистых,
Позабыв про все дела.
На рогах его ветвистых
Паутину лень сплела.
Лень баюкает ресницы,
Илом вязнет на ногах.
Не хватает, чтобы птицы
Свили гнёзда на рогах.
Лень – не помощник человеку в его делах и стремлениях. Если человек часто поддаётся лени, то он может "увязнуть в болоте своих невыполненных дел", из которого потом будет тяжело выбираться.
Оказывается, у лени есть вполне научное обоснование. Она досталась нам от предков. В первобытном обществе выживали и давали здоровое потомство чаще те люди, которые экономили силы и старались не напрягаться по пустякам. А то передвинешь лишний раз камень – и не останется сил на побег от хищника. Так значит, лень – это благо, которое нужно свято чтить? Все живые организмы стремятся оптимизировать соотношение полученных жизненных ресурсов и затраченной для этого энергии, то есть стараются получить побольше, потратив поменьше. Эта закономерность является не просто умозрительным заключением, а выводом, сделанным на основании измерений», – рассказал доктор биологических наук Дмитрий Жуков. Как Вы уже поняли, если не перебарщивать, то лень – это тоже хорошо. Она помогает экономить и грамотно распределять наши энергетические ресурсы. Более того, в последние годы ученые по всему миру совершают все больше открытий, связанных с пользой лени. Для борьбы с детской ленью очень важно понимать причины её возникновения. Каковы же они?
1. Неправильное поведение родителей: излишняя опека
Задумайтесь, как часто вы перехватывали у своего малыша инициативу: «Ты еще маленький, я сама все уберу!», «Не трогай, а то испортишь!», «Не бери чашку — разобьешь!». В подобных ситуациях родители попросту лишают ребенка инициативы и не разрешают ему заниматься каким-либо делом, предполагая, что сами справятся быстрее. В таком случае у малыша может и вовсе пропасть желание стремиться к самостоятельности: зачем, если все равно не разрешат или назовут «неумехой»? Рассуждая, ленивый ваш ребенок или нет, не забудьте остановиться на оценке его темперамента. Может быть, ваш малыш — холерик или сангвиник. Тогда становится ясно, почему ему не дается работа, требующая концентрации внимания и усидчивости. Скорее ее выполнит сосредоточенный флегматик или меланхолик. Однако крохи с названными типами темперамента будут с трудом выполнять задания, где необходима быстрота реакции и активное общение. 3. Скука
3. Скука
Причиной лени бывает и банальная скука. Дети всегда очень подвижны: им нужно постоянно бегать, что-то придумывать и куда-то выплескивать свою энергию. Если же родители или учителя постоянно заставляют их сидеть тихо и не мешать, то веселые и любознательные дети превращаются в грустных и безынициативных. Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. Зачем собирать игрушки, если завтра их снова нужно будет доставать? Зачем утром заправлять кровать, если вечером снова нужно будет на ней спать? Так происходит, когда родители просто требуют от ребенка соблюдения порядка, но не объясняют, почему это важно. 5. Незаинтересованность
5. Незаинтересованность
Часто ребенок не хочет приниматься за то или иное дело, так как оно ему просто неинтересно. Родителям необходимо дать малышу мотивацию, вызвать в нем желание приняться за какое-либо занятие, наметить его цель. Тогда дети будут стремиться к достижению конечного результата, а он в свою очередь будет приносить им удовольствие. 6. Боязнь неудачи
6. Боязнь неудачи
Возможно, ребенок не берется за какое-то дело, так как просто испытывает страх неудачи. Например, не хочет учить стихотворение, потому что в прошлый раз неудачно прочитал его на уроке и был «награжден» насмешками одноклассников. Здесь уже проблема в неуверенности в себе, вероятно, даже в низкой самооценке.
Справиться с ленью – все равно, что побороть себя. Это всегда очень сложно.
Специалист по клиническим исследованиям Тимофей Ветров отмечает две действенные техники по борьбе с ленью. Это простейшие психологические уловки. Такими уловками мы должны пользоваться сами и научить своих детей применять их. Первая предлагает нам делать все неприятные и сложные задачи в первую очередь.
Второй прием – разделять большие задачи на много маленьких подпунктов. Чем больше объем работ, тем сложнее с ними справиться. Грамотное планирование и разбивание задачи на «порции» помогают побороть страх перед большим объёмом работы и лень.
В борьбе с ленью важным аспектом является и своевременный отдых. Важно найти для себя тот промежуток времени, за который вы действительно устаете от работы, и стараться не перегружаться. Работает это правило и с отдыхом – нельзя сидеть без дела дольше, чем нужно.
- Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь присмотритесь к собственному поведению. Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут — ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы малыш равнялся на вас.
- Поощряйте самостоятельность ребёнка и помните, что чрезмерная опека лишь вредит ему. Ничего страшного не случится, если малыш подметет пол не так чисто, как это сделали бы вы, или же разобьет одну чашку из сервиза, пока расставляет их в серванте. Это не беда и не трагедия!
- Не наказывайте принудительным трудом («За непослушание сегодня будешь мыть посуду!», «Раз не сделал уроки — иди, убирайся в комнате!»). Подобные взыскания вызовут в ребенке отвращение к любой работе и абсолютное нежелание трудиться. А нежелание трудиться, в свою очередь, породит лень.
- Чаще давайте ребенку мелкие поручения, только делайте это не приказным тоном, а в форме просьбы. Так малыш почувствует, что вы доверяете ему — это повысит его самооценку. Не ругайтесь, если у него что-то не получается с первого раза, лучше спокойным и доброжелательным тоном объясните, как можно все исправить.
- Составьте расписание домашних дел для всех членов семьи и научите ребенка его придерживаться, закрепите за ним несколько посильных занятий. Но не забывайте следовать расписанию и сами! В противном случае, наблюдая за вами, малыш однажды заявит, что не хочет сегодня убирать игрушки и сделает это завтра, потому что устал.
- Следите за режимом ребёнка. Помните, что помимо домашних заданий и выполнения поручений по дому, он должен гулять, играть и полноценно отдыхать (однако обращайте внимание, чтобы ребенок не злоупотреблял такими «ленивым» досугом, как просмотр телевизора и времяпрепровождение за компьютером). Если режим сна, отдыха и работы ребенка постоянно меняется, то сбиваются и его биоритмы, а это провоцирует проблемы со здоровьем и появление плохого настроения.
- Всегда поощряйте стремление ребенка помочь вам. Помните, что лень развивается именно тогда, когда вы запрещаете ему что-то делать. Выполняйте домашние дела вместе с ребенком, придумывайте игровую форму для обычных дел и не забывайте всегда хвалить его за помощь.