ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема. Мотивация потребностей
1) Тестовые задания (выберите правильный ответ и обоснуйте его)
1. Мотивация – это
а) это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации;
б) непосредственная внутренняя побудительная причина деяния;
в) совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.
2. На результатах исследований какой науки основаны современные теории мотивации?
а) философии;
б) психологических исследований;
в) управления персоналом;
г) бихевиоризм.
3. Сколько стадий выделяют в процессе мотивации?
а) три;
б) четыре;
в) пять;
г) шесть.
4. В каком случае происходит формирование мотива труда?
а) если трудовая деятельность является основным условием получения блага;
б) если стаж работы является критерием распределительных отношений;
в) если высокий статус дает возможность получить благо;
5. В какой период профессиональной деятельности формируется мотивация
а) до начала профессиональной деятельности;
б) после приобретения трудового стажа 10- 15 лет;
в) во время адаптации в коллективе.
Задание 2. Основы мотивации
Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотивов для следующих лиц:
- Для вас лично на работе (в учебной аудитории);
- Квалифицированного рабочего;
- Служащего в конторе (врача, юриста);
- Неквалифицированного работника
Задание 1
Продавец-звезда
Когда Джерри Слейт был ребенком, родители всегда поощряли его за проявление независимости. В школьные годы он вполне преуспевал и в классе, и вне его. В начальной школе он всегда старался выступать в роли регулировщика движения или наблюдать за порядком в столовой. Правда, маму беспокоило, что он не особо ладил со своими ровесниками. Но Джерри обычно объяснял это так: «Они мне не нужны. Кроме того, многие вещи они не могут делать так же хорошо, как я. А у меня нет времени им помогать; я слишком занят самосовершенствованием». Джерри продолжал преуспевать и в старших классах, и в колледже. Он всегда был одним из первых по успеваемости в своем классе, очень хорошо бегал на длинные дистанции и входил в команду по легкой атлетике, как в школе, так и в колледже. В колледже он не вступал в студенческие общины и жил на квартире. Окончив колледж, Джерри пошел работать в крупную страховую компанию и скоро стал одним из лучших агентов. Джерри очень гордился тем, что был в пятерке самых лучших страховых агентов в течение шести лет из восьми, что он проработал в компании.
В головном офисе страховой компании исполнительный комитет, ответственный за назначение людей на ключевые должности, обсуждал вакансию менеджера по продажам на Среднем Западе. Менеджер по персоналу представил следующий доклад: «Как вы знаете, регион Среднего Запада отстает от других по уровню продаж. Нам необходимо найти сильно мотивированного человека, чтобы он в этой ситуации мог принять на себя ответственность и изменить ситуацию. После тщательного поиска я рекомендую на эту должность Джерри Слейта. Как вам известно, Джерри очень хорошо работает в компании и достиг выдающихся результатов. Он очень мотивированный человек. Я думаю, он именно тот, кто нужен для этой работы».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с менеджером по персоналу? Почему?
2. Если принять во внимание биографию Джерри, какие мотивы могут оказаться очень важными для него? Какие мотивы будут менее существенными? Найдите в приведенном примере конкретные подтверждения каждому мотиву.
3. Какого рода мотивация может быть существенной для людей, занимающих должность специалистов по продажам? Какой тип мотивации желателен для людей, занимающих должность менеджеров?
Задание 2
Согласно выводам Ф. Герцберга, на удовлетворенность в работе могут повлиять следующие факторы:
- политика компании и администрации;
- достижения (успех);
- межличностные отношения;
- высокая степень ответственности;
- условия работы;
- признание и одобрение результата;
- продвижение по карьерной лестнице (творческий и деловой рост);
- инспекции и непосредственный контроль за работой;
- работа сама по себе;
- заработная плата.
Данные факторы необходимо подразделить на две большие категории: «гигиенические факторы» и «мотивация», предложив формы проявления их влияния на работника современной организации и оформить виде таблицы.
Таблица 1
Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
(по Ф. Герцбергу)
Мотивация | Гигиенические факторы | ||
Наименование фактора | Форма проявления влияния | Наименование фактора | Форма проявления влияния |
| | | |
Задание 3
Метод «кнута и пряника» является самой первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой древности, и просуществовала на протяжении всей истории развития человека.
Вопросы:
1. Что представляет собой данный способ воздействия на работника?
2. Можно ли отнести его к мотивационным механизмам воздействия?
3. Применяется ли он сейчас на практике и каким образом?
Задание 4
На объединении «Электросила» работают два молодых токаря Виктор Б. и Александр С. Рабочее место замкнутого, сосредоточенного Александра С. организовано по всем правилам научной организации труда: все под рукой, никаких лишних движений. Совсем иную картину представляет рабочее место Виктора Б.: заготовки на рабочем столе в нескольких шагах от станка, готовые детали на инструментальной тумбочке, с другой стороны. Причем Виктор Б. Часто оставляет свой станок в рабочее время, ходит по цеху, разговаривает с товарищами, помогает им. Несмотря на это он выполняет плановую работу так же хорошо, как и Александр С.
Вопросы:
1. Какой вид стимулирования персонала представлен в предложенной ситуации?
2. Как Вы думаете, в чем причина того, что, несмотря на разницу в условиях труда, оба работника имеют одинаковые результаты деятельности?
Задание 5
Сотрудник экономического отдела Шварев А. Б., занимает должность ведущего экономиста, он сильно мотивирован и работает на 90% своих возможностей. Он в хороших рабочих отношениях с начальником экономического отдела Воробьевым В. Д., доволен заработной платой и рабочими условиями, разделяет цели группы. Но в конце года Воробьев В. Д. уходит на пенсию, а на его место приходит другой руководитель, с которым у Шварева А. Б. складываются весьма негативные отношения. С каждым месяцем производительность труда Шварева А. Б. снижалась, им стали допускаться ошибки, приводившие к серьезным последствиям, что стало причиной понижения его в должности.
Вопросы:
1. Неудовлетворение каких факторов с точки зрения теории мотивации Ф. Герцберга привело к таким результатам?
2. Повысится ли производительность труда Шварева А. Б., если восстановить его в должности и увеличить размер заработной платы? Свой ответ обоснуйте.
3. Разработайте рекомендации для выхода из создавшегося положения.
Задание 6
Перечисленные факторы трудовой мотивации Ф. Герцберга (трудовые успехи, социальный статус, личные склонности работника, признание заслуг, служебный и профессиональный рост, условия труда, отношения непосредственного начальника, степень ответственности, зарплата, сам процесс труда, гарантии сохранения работы) классифицируйте по степени влияния на мотивацию. Заполните таблицу:
Решение:
Факторы, влияющие на удовлетворенность человека трудом, позитивны | |
мотивация носит нейтральный характер | мотивация растет |
Задание 7
В одной небольшой компании регулярно выбирают «работника месяца». Ему предоставляется право парковать свою машину рядом с машиной президента компании перед самым входом. Как теория объясняет возникновение позитивной мотивации в данном случае?
Задание 8
Для того чтобы добиться сокращения числа несчастных случаев на производстве, в компании используется лотерея. Право на получение призов получает каждый проработавший без происшествий 30 и более дней сотрудник. В чем причина успеха программы?
ТЕСТ
КОНСТРУКТИВНОСТЬ МОТИВАЦИИ
Необходимо оценить приведенные ниже пословицы и поговорки следующим образом: при ответе “однозначно нет” – 1 баллом, при ответе “скорее нет, чем да” – 2 баллами, при ответе “скорее да, чем нет” – 4 баллами, и при ответе “однозначно да” – 5 баллами.
1. Первый блин – всегда комом.
2. Чья земля – того и хлеб.
3. Мягко стелит – жестко спать.
4. Ум хорошо, а два лучше.
5. Руби дерево по себе.
6. Худую траву с поля вон.
7. Не подмажешь – не поедешь.
8. На вкус и цвет товарищей нет.
9. Чужая душа – потемки.
10. Загнанных лошадей следует пристреливать.
11. Лучше поздно, чем никогда.
12. Ни у одного нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
13. На языке мед, а на сердце лед.
14. Кто смел, тот и съел.
15. Цыплят по осени считают.
16. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
17. Выше головы не прыгнешь.
18. Волков бояться – в лес не ходить.
19. Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их.
20. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.
21. Ласковый теленок двух маток сосет.
22. Всяк сверчок знай свой шесток.
23. Нет на свете ничего, что заслуживало бы спора.
24. Согласного стада и волк не берет.
25. И мутную воду пьют в невзгоду.
26. Не зря, что Фоме огороды копать, а Ереме над ним воеводой стоять.
27. Дружба дружбой, а служба службой.
28. В конечном счете справедливость торжествует, а зло наказывается.
Сложите количество баллов отдельно по четырем группам:
1. | №: | 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25. | (МЕДВЕДЬ) |
2. | №: | 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26. | (ТИГР) |
3. | №: | 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27. | (ПАНТЕРА) |
4. | №: | 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28. | (ЛЕВ) |
ЛЕВ – Основной мотив – “да-да”, мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего и их взаимного положительного отрицания, дающего возможность саморазвития личности. Постоянное стремление сотрудничества в результате объединения мотивации достижения и мотивации отношения. Устремленность к совместному творчеству во всех видах деятельности, и особенно к преодолению разногласий. Может быть Учителем (гуру, наставником), либо директором, основателем научной школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, мастером на все руки. При нетребовательном отношении к себе вырождается в безобидного весельчака, мечтателя, болельщика, завсегдатая, “своего парня”.При напряжении духовных и физических сил выражает себя в темпераменте холерика, обыденное же состояние – сангвиния. ЛЬВОМ не рождаются, ног становятся под влиянием сферы общения, познавательной деятельности. Наиболее известные ЛЬВЫ: Сергий Радонежский, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский, И. П. Павлов.
ПАНТЕРА – Основной мотив – “да-нет”, мотив самоактуализации более через работу ума, нежели через сердце. Результат мотивации подобного рода – избегание сложных ситуаций, в которых возникают острые и болезненные для них вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собой, обостренная рефлексия в направлении самосовершенствования делают ПАНТЕРУ интерналом, обращенным вовнутрь. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения, более важным становится постижение себя или некой абстрактной истин6ы, и только затем, через себя, воспринимается внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор, мудрец, отшельник. Обычное личностное состояние выражает себя в темпераменте меланхолика, причем речь идет не о приобретенной, а о воспитанной в себе меланхолии. При положительных проявлениях ПАНТЕРЫ творчески независимы, легко идут на сотрудничество; при отрицательных наблюдается резкое снижение самодисциплины, отсутствие чувства ответственности за себя и других. Наиболее известные ПАНТЕРЫ: Б Пастернак, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, Г. В. Ф. Гегель, Л.С. Выготский.