Файл: Тема. Мотивация потребностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема. Мотивация потребностей



1) Тестовые задания (выберите правильный ответ и обоснуйте его)

1. Мотивация – это

а) это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации;

б) непосредственная внутренняя побудительная причина деяния;

в) совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.
2. На результатах исследований какой науки основаны современные теории мотивации?

а) философии;

б) психологических исследований;

в) управления персоналом;

г) бихевиоризм.
3. Сколько стадий выделяют в процессе мотивации?

а) три;

б) четыре;

в) пять;

г) шесть.
4. В каком случае происходит формирование мотива труда?

а) если трудовая деятельность является основным условием получения блага;

б) если стаж работы является критерием распределительных отношений;

в) если высокий статус дает возможность получить благо;
5. В какой период профессиональной деятельности формируется мотивация

а) до начала профессиональной деятельности;

б) после приобретения трудового стажа 10- 15 лет;

в) во время адаптации в коллективе.
Задание 2. Основы мотивации

Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотивов для следующих лиц:

- Для вас лично на работе (в учебной аудитории);

- Квалифицированного рабочего;

- Служащего в конторе (врача, юриста);

- Неквалифицированного работника
Задание 1

Продавец-звезда

Когда Джерри Слейт был ребенком, родители всегда поощряли его за проявление независимости. В школьные годы он вполне преуспевал и в классе, и вне его. В начальной школе он всегда старался выступать в роли регулировщика движения или наблюдать за порядком в столовой. Правда, маму беспокоило, что он не особо ладил со своими ровесниками. Но Джерри обычно объяснял это так: «Они мне не нужны. Кроме того, многие вещи они не могут делать так же хорошо, как я. А у меня нет времени им помогать; я слишком занят самосовершенствованием». Джерри продолжал преуспевать и в старших классах, и в колледже. Он всегда был одним из первых по успеваемости в своем классе, очень хорошо бегал на длинные дистанции и входил в команду по легкой атлетике, как в школе, так и в колледже. В колледже он не вступал в студенческие общины и жил на квартире. Окончив колледж, Джерри пошел работать в крупную страховую компанию и скоро стал одним из лучших агентов. Джерри очень гордился тем, что был в пятерке самых лучших страховых агентов в течение шести лет из восьми, что он проработал в компании.


В головном офисе страховой компании исполнительный комитет, ответственный за назначение людей на ключевые должности, обсуждал вакансию менеджера по продажам на Среднем Западе. Менеджер по персоналу представил следующий доклад: «Как вы знаете, регион Среднего Запада отстает от других по уровню продаж. Нам необходимо найти сильно мотивированного человека, чтобы он в этой ситуации мог принять на себя ответственность и изменить ситуацию. После тщательного поиска я рекомендую на эту должность Джерри Слейта. Как вам известно, Джерри очень хорошо работает в компании и достиг выдающихся результатов. Он очень мотивированный человек. Я думаю, он именно тот, кто нужен для этой работы».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с менеджером по персоналу? Почему?

2. Если принять во внимание биографию Джерри, какие мотивы могут оказаться очень важными для него? Какие мотивы будут менее существенными? Найдите в приведенном примере конкретные подтверждения каждому мотиву.

3. Какого рода мотивация может быть существенной для людей, занимающих должность специалистов по продажам? Какой тип мотивации желателен для людей, занимающих должность менеджеров?
Задание 2

Согласно выводам Ф. Герцберга, на удовлетворенность в работе могут повлиять следующие факторы:

- политика компании и администрации;

- достижения (успех);

- межличностные отношения;

- высокая степень ответственности;

- условия работы;

- признание и одобрение результата;

- продвижение по карьерной лестнице (творческий и деловой рост);

- инспекции и непосредственный контроль за работой;

- работа сама по себе;

- заработная плата.
Данные факторы необходимо подразделить на две большие категории: «гигиенические факторы» и «мотивация», предложив формы проявления их влияния на работника современной организации и оформить виде таблицы.
Таблица 1
Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе

(по Ф. Герцбергу)


Мотивация

Гигиенические факторы

Наименование фактора

Форма проявления влияния

Наименование фактора

Форма проявления влияния
















Задание 3

Метод «кнута и пряника» является самой первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой древности, и просуществовала на протяжении всей истории развития человека.

Вопросы:

1. Что представляет собой данный способ воздействия на работника?

2. Можно ли отнести его к мотивационным механизмам воздействия?

3. Применяется ли он сейчас на практике и каким образом?
Задание 4

На объединении «Электросила» работают два молодых токаря Виктор Б. и Александр С. Рабочее место замкнутого, сосредоточенного Александра С. организовано по всем правилам научной организации труда: все под рукой, никаких лишних движений. Совсем иную картину представляет рабочее место Виктора Б.: заготовки на рабочем столе в нескольких шагах от станка, готовые детали на инструментальной тумбочке, с другой стороны. Причем Виктор Б. Часто оставляет свой станок в рабочее время, ходит по цеху, разговаривает с товарищами, помогает им. Несмотря на это он выполняет плановую работу так же хорошо, как и Александр С.

Вопросы:

1. Какой вид стимулирования персонала представлен в предложенной ситуации?

2. Как Вы думаете, в чем причина того, что, несмотря на разницу в условиях труда, оба работника имеют одинаковые результаты деятельности?

Задание 5

Сотрудник экономического отдела Шварев А. Б., занимает должность ведущего экономиста, он сильно мотивирован и работает на 90% своих возможностей. Он в хороших рабочих отношениях с начальником экономического отдела Воробьевым В. Д., доволен заработной платой и рабочими условиями, разделяет цели группы. Но в конце года Воробьев В. Д. уходит на пенсию, а на его место приходит другой руководитель, с которым у Шварева А. Б. складываются весьма негативные отношения. С каждым месяцем производительность труда Шварева А. Б. снижалась, им стали допускаться ошибки, приводившие к серьезным последствиям, что стало причиной понижения его в должности.

Вопросы:

1. Неудовлетворение каких факторов с точки зрения теории мотивации Ф. Герцберга привело к таким результатам?

2. Повысится ли производительность труда Шварева А. Б., если восстановить его в должности и увеличить размер заработной платы? Свой ответ обоснуйте.

3. Разработайте рекомендации для выхода из создавшегося положения.
Задание 6

Перечисленные факторы трудовой мотивации Ф. Герцберга (трудовые успехи, социальный статус, личные склонности работника, признание зас­луг, служебный и профессиональный рост, условия труда, отношения не­посредственного начальника, степень ответственности, зарплата, сам про­цесс труда, гарантии сохранения работы) классифицируйте по степени влияния на мотивацию. Заполните таблицу:


Решение:

Факторы, влияющие на удовлетворенность человека трудом, позитивны

мотивация носит нейтральный характер

мотивация растет


Задание 7

В одной небольшой компании регулярно выбирают «работника месяца». Ему предоставляется право парковать свою машину рядом с машиной президента компании перед самым входом. Как теория объясняет возникновение позитивной мотивации в данном случае?
Задание 8

Для того чтобы добиться сокращения числа несчастных случаев на производстве, в компании используется лотерея. Право на получение призов получает каждый проработавший без происшествий 30 и более дней сотрудник. В чем причина успеха программы?
ТЕСТ

КОНСТРУКТИВНОСТЬ МОТИВАЦИИ

Необходимо оценить приведенные ниже пословицы и поговорки следующим образом: при ответе “однозначно нет” – 1 баллом, при ответе “скорее нет, чем да” – 2 баллами, при ответе “скорее да, чем нет” – 4 баллами, и при ответе “однозначно да” – 5 баллами.

1. Первый блин – всегда комом.

2. Чья земля – того и хлеб.

3. Мягко стелит – жестко спать.

4. Ум хорошо, а два лучше.

5. Руби дерево по себе.

6. Худую траву с поля вон.

7. Не подмажешь – не поедешь.

8. На вкус и цвет товарищей нет.

9. Чужая душа – потемки.

10. Загнанных лошадей следует пристреливать.

11. Лучше поздно, чем никогда.

12. Ни у одного нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

13. На языке мед, а на сердце лед.  

14. Кто смел, тот и съел.

15. Цыплят по осени считают.

16. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

17. Выше головы не прыгнешь.

18. Волков бояться – в лес не ходить.

19. Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их.

20. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.

21. Ласковый теленок двух маток сосет.

22. Всяк сверчок знай свой шесток.

23. Нет на свете ничего, что заслуживало бы спора.

24. Согласного стада и волк не берет.

25. И мутную воду пьют в невзгоду.

26. Не зря, что Фоме огороды копать, а Ереме над ним воеводой стоять.


27. Дружба дружбой, а служба службой.

28. В конечном счете справедливость торжествует, а зло наказывается.

Сложите количество баллов отдельно по четырем группам:


1.

№:

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25.

(МЕДВЕДЬ)

2.

№:

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26.

(ТИГР)

3.

№:

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27.

(ПАНТЕРА)

4.

№:

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28.

(ЛЕВ)


ЛЕВ – Основной мотив – “да-да”, мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего и их взаимного положительного отрицания, дающего возможность саморазвития личности. Постоянное стремление сотрудничества в результате объединения мотивации достижения и мотивации отношения. Устремленность к совместному творчеству во всех видах деятельности, и особенно к преодолению разногласий. Может быть Учителем (гуру, наставником), либо директором, основателем научной школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, мастером на все руки. При нетребовательном отношении к себе вырождается в безобидного весельчака, мечтателя, болельщика, завсегдатая, “своего парня”.При напряжении духовных и физических сил выражает себя в темпераменте холерика, обыденное же состояние – сангвиния. ЛЬВОМ не рождаются, ног становятся под влиянием сферы общения, познавательной деятельности. Наиболее известные ЛЬВЫ: Сергий Радонежский, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский, И. П. Павлов.

ПАНТЕРА – Основной мотив – “да-нет”, мотив самоактуализации более через работу ума, нежели через сердце. Результат мотивации подобного рода – избегание сложных ситуаций, в которых возникают острые и болезненные для них вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собой, обостренная рефлексия в направлении самосовершенствования делают ПАНТЕРУ интерналом, обращенным вовнутрь. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения, более важным становится постижение себя или некой абстрактной истин6ы, и только затем, через себя, воспринимается внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор, мудрец, отшельник. Обычное личностное состояние выражает себя в темпераменте меланхолика, причем речь идет не о приобретенной, а о воспитанной в себе меланхолии. При положительных проявлениях ПАНТЕРЫ творчески независимы, легко идут на сотрудничество; при отрицательных наблюдается резкое снижение самодисциплины, отсутствие чувства ответственности за себя и других. Наиболее известные ПАНТЕРЫ: Б Пастернак, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, Г. В. Ф. Гегель, Л.С. Выготский.