Файл: 1. Административнотерриториальное устройство (ату) субъектов Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Административно-территориальное устройство (АТУ) субъектов Российской Федерации - это система организации административно-территориальных единиц, которые являются основными звеньями в системе управления на территории РФ.
Принципы АТУ:
-
Принцип федерализма, согласно которому субъекты Российской Федерации имеют свой собственный конституционный порядок управления и самоуправления, законы, бюджеты и органы государственной власти. -
Принцип равенства субъектов, который предполагает равноправный статус всех субъектов РФ, не зависимо от их экономического, социального и культурного развития. -
Принцип разнообразия субъектов, который учитывает и уважает особенности и исторические традиции каждого субъекта РФ. -
Принцип единой российской системы АТУ, который обеспечивает единство системы управления на всей территории РФ.
Сущность АТУ:
АТУ состоит из двух уровней: республик и краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и округов. Каждый субъект имеет свой уникальный конституционный строй и политический режим. Власть в субъекте РФ осуществляется органами государственной власти и самоуправления, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, судами и другими государственными и общественными организациями. Ключевые цели АТУ включают финансовую и экономическую стабильность, социальное развитие и поддержание правового порядка на территории субъектов РФ.
2.
Нормативные правовые основы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законах "Об административно-территориальном устройстве Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О муниципальных образованиях".
3.
1) город — территориальная единица, на которой находятся промышленные предприятия, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры с определенной численностью населения (в разных субъектах РФ минимальное число жителей города от 8 тыс. до 12 тыс. человек);
2) район — административно-территориальное образование субъекта РФ, имеющее административный центр и объединяющее несколько экономически и территориально взаимосвязанных населенных пунктов с прилегающей территорией;
3) национальный район — сельский район, на территории которого проживают граждане РФ, относящие себя к определенной этнической общности, являющейся национальным меньшинством на территории субъекта РФ;
4) город регионального значения — административно-территориальное образование, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
5) внутригородской район — административно-территориальное образование, входящее в состав города регионального значения, состоящее из части его территории и одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
6) город районного значения — административно-территориальное образование, входящее в состав сельского района, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
7) сельсовет — административно-территориальное образование, входящее в состав сельского района, состоящее из одного или нескольких сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов, имеющих единый административный центр;
8) национальный сельсовет — сельсовет, на территории которого компактно проживают граждане РФ, относящие себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на территории субъекта РФ;
9) поселок городского типа (рабочий поселок) — территориальная единица, на территории которой находятся промышленные предприятия, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры с численностью населения, как правило, не менее 3 тыс. человек; в отдельных случаях к категории поселок городского типа могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 3 тыс. человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и (или) роста численности населения;
10) сельская (поселковая) администрация — административно- территориальное образование, входящее в состав внутригородского района города краевого значения, состоящее из одного или нескольких населенных пунктов (рабочего поселка, села и т. п.) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов, имеющих единый административный центр;
11) сельский населенный пункт — территориальная единица с численностью населения, как правило, менее 3 тыс. человек, занятых преимущественно сельскохозяйственным производством, которая подразделяется на определенные категории: село, деревня, поселок, слобода, хутор и другие сельские населенные пункты;
12) закрытое административно-территориальное образование — административно-территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами государственной власти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
4.
Порядок решения вопросов административно-территориального устройства в субъектах Российской Федерации определяется федеральным законодательством и региональными нормативными актами.
В целом, порядок решения таких вопросов может включать следующие шаги:
-
Обсуждение и принятие решения о необходимости изменения административно-территориального устройства в субъекте Российской Федерации. Это может происходить на федеральном или региональном уровне. -
Проведение подготовительных работ, включающих в себя изучение мнения населения, оценку экономической целесообразности изменений, анализ территориальной структуры и т.д. -
Разработка проекта решения об изменении административно-территориального устройства, включающего в себя изменения границ муниципальных образований, создание новых муниципалитетов, объединение существующих и т.д. -
Проведение общественных слушаний, на которых население может высказать свое мнение по поводу проекта решения. -
Принятие решения о изменении административно-территориального устройства на соответствующем уровне власти (федеральном или региональном). -
Внесение изменений в законы и иные нормативные акты, регулирующие административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации. -
Организация выполнения всех необходимых мероприятий по изменению административно-территориального устройства, включая проведение выборов вновь созданных муниципальных образований, перепись населения и т.д.
5.
Соотношение административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации и территориальной организации местного самоуправления заключается в том, что каждый субъект РФ имеет свою установленную территорию, которая делится на местности, в рамках которых создаются муниципалитеты – территориальные образования, имеющие самостоятельный характер регулирования социально-экономических и территориальных отношений.
Субъекты РФ могут быть образованы в соответствии с федеративным устройством России, благодаря которому они могут иметь свою собственную конституцию и формы управления в соответствии с законодательством. Местное самоуправление в России реализуется на уровне муниципалитетов, каждый из которых имеет свой орган местного самоуправления – муниципальный совет и главу муниципалитета.
Таким образом, административно-территориальное устройство и территориальное самоуправление в России являются взаимосвязанными и обеспечивают демократический и эффективный механизм управления на всех уровнях.
6.
Закрытое административно-территориальное образование характеризуется тем, что находится в изоляции от других территорий и имеет ограниченный доступ для посетителей и жителей. Такие территории могут быть использованы для проведения научных исследований, военных баз, тюрем, религиозных общин и т.д. Они также могут служить специальным экономическим зонам, как в Китае и других странах. Закрытые административно-территориальные образования обычно управляются автономно и имеют свои законы и правила, которых нет на других территориях. Статус закрытого административно-территориального образования подразумевает отказ от принципа учета мнения населения при изменении его границ или преобразовании муниципального образования. Все населенные пункты, находящиеся на территории ЗАТО, включаются в состав городского округа. Законодательство допускает несовпадение границ закрытого административно-территориального образования с границами субъектов Российской Федерации.
Режим ЗАТО — это совокупность правовых, организационных и иных мер, устанавливаемых в целях обеспечения:
-
государственной и общественной безопасности; -
защиты сведений, составляющих гостайну; -
пресечения противоправных действий в отношении охраняемых предприятий и объектов; -
безопасных условий для работы и проживания граждан; -
защиты окружающей среды.
Административно-правовой режим ЗАТО обладает следующими характерными чертами:
-
в правоотношениях участвуют специальные режимные органы, применяющие для обеспечения режима ЗАТО особые меры; -
права и обязанности субъектов регулируются нормативно-правовыми актами, действующими в конкретном ЗАТО; -
деятельность всех субъектов детально регламентируется; -
правоотношения регулируются комплексными административно-правовыми мерами; -
важнейшей целью установления режима является обеспечение государственной безопасности.
У ЗАТО есть три важнейших признака:
-
Создаются в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на их территории особых объектов; -
Включают специальные условия проживания и деятельности граждан; -
Имеют собственные органы местного самоуправления.