Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по междисциплинарному курсу: «Основа организации русского языка с методикой преподавания на тему: «Активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»
Автор работы: Хатуева Аминат Умаровна
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Группа КПНК–2019
Руководитель работы: Чупаха И.В.
Работа защищена с оценкой
Ставрополь, 2023 г.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. отделением
подпись инициалы, фамилия
«»20г.
ЗАДАНИЕ
На выполнение курсовой работы по междисциплинарному курсу Русский язык с методикой преподавания
студентке курса 3 группы КПНК– 2019 специальности 44.02.02Преподавание вначальныхклассах
Ф.И.О. Хатуевой Аминат Умаровне
Тема: «Активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»
ПЛАН
Введение.
1. Теоретические основы проблемы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русский язык
1.1. Понятие активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников в психолого–педагогических исследованиях
1.2. Средства активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников
1.3. Способы активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
2.Организация процесса активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников
2.1. Методики диагностического исследования учебно–познавательной деятельности младших школьников
2.2. Методы и технологии активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников
Заключение.
Список использованных источников.
Дата выдачи задания
Дата сдачи курсовой работы
Руководитель курсовой работы Чупаха Ирина Валентиновна
Курсовую работу выполнила студентка Хатуева Аминат Умаровна
Аннотация
Курсовая работа на тему «Активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».
В данной курсовой работе рассматривается проблема активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка, способы и средства организации учебно–познавательного процесса, методика диагностического исследования, методы и технологии активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русский язык.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обозначена актуальность темы курсовой работы, цель, задачи, предмет и объект, методы исследования.
В первой главе изучены теоретические основы проблемы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Во второй главе рассмотрен вопросы организации активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка: определены методики диагностического исследования учебно–познавательной деятельности младших школьников и выделены методы и технологии активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников.
В заключении сделаны выводы о том, что активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка будут способствовать методы и технологии активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Курсовая работа написана на 40 листах машинописного текста.
Список использованных источников 27.
Содержание
Введение 5
-
Теоретические основы проблемы активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русский язык 7
1.1 Понятие активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников в психолого–педагогических исследованиях 7
1.2 Средства активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников 10
1.3 Способы активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка 15
2. Организация процесса активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка 19
2.1. Методики диагностического исследования учебно–познавательной деятельности младших школьников 19
2.2. Методы и технологии активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников 22
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Введение
Актуальность исследования. В ХХI веке вопрос активизации познавательной деятельности младших школьников остаётся актуальным для всех поколений педагогов и учащихся. Процесс формирования интереса к учебе, как и любой другой стороны личности, происходит в деятельности. Учение – главный вид деятельности школьника, в ходе которого происходит овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и улучшение способов познавательной деятельности.
Развитие познавательного интереса является одной из важнейших проблем современного процесса обучения. Познавательный интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета.
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и в педагогике Н.Г.Морозова, Г.И. Щукина и др.
Интерес к знаниям при правильной организации педагогом участия учащихся и целенаправленной образовательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности младшего школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Когда ребенок не хочет учиться или ему просто не интересно, это доставляет немало хлопот учителю, когда все, наоборот, учебный процесс идет куда лучше и интереснее. Поэтому в процессе обучения необходимо развивать, подогревать и улучшать интерес познавательной инициативности учащихся.
Цель исследования: теоретико–практическое изучение проблемы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: средствам и способы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
Задачи исследования:
-
Рассмотреть теоретические основы проблемы активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка -
Выявить средства и способы активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников -
Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня учебно–познавательной деятельности младших школьников. -
Описать методы и технологии активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Работая, над курсовой работой, мы использовали следующие методы: изучение научно–методической литературы по проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта, конкретизация теоретических знаний.
Практическая значимость заключается в подборе диагностических методик, направленных на выявление уровня учебно–познавательной деятельности младших школьников; описании методов и технологий активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
-
Теоретические основы проблемы активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
-
Понятие активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников в психолого–педагогических исследованиях
Несмотря на довольно большое количество научных статей на тему «познавательная деятельность», сущность этого понятия не однозначно раскрыта различными авторами.
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметно–практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.) [1].
В структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и другие
Под активизацией познавательной деятельности доктор педагогических наук И.П. Подласый предлагает понимать целенаправленную деятельность учителя по повышению уровня учебной активности учащихся ссылка.
Познавательная активность учащегося выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний. Следовательно, активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт учитель, а результаты собственной познавательной активности демонстрирует учащийся [3].
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм работы учащегося, которая стимулирует учебную деятельность на основе интереса к предмету.
Учебно–познавательная деятельность учащихся в школе – необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни, это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.
Суть активизации познавательной деятельности учащегося заключается не только в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления путем создания различных учебных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству.
Признаками познавательной деятельности являются:
-
отношение к учению (в чем учащиеся видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий); -
качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на практике); -
характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально–волевые проявления, степень внешней активности); -
отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность ею, системность, направленность) [6].
Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокин дают определение познавательной деятельности в контексте образовательного процесса «под деятельностью в контексте образовательного процесса (в частности, познавательной деятельности) понимается процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной (в форме знаний или опыта) или материальной форме, участниками которого могут быть как физические, так и материальные объекты» [18].
Исходя из этого, О.Б. Даудова считает, что в образовательном аспекте основным понятием является понятие «учебно–познавательная деятельность», поскольку в образовательном процессе эти два вида деятельности неразрывны. По мнению О.Б.Даудовой, учебно–познавательная деятельность является элементом целостного процесса обучения, который представляет собой преднамеренное