ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ознакомление с новым материалом осуществляется преимущественно через систему упражнений, выполняемых учащимися. При этом в зависимости от содержания материала и целей его изучения используются различные методы.
При ознакомлении с теоретическим материалом типа сведений (правила порядка выполнения арифметических действий в выражениях, ознакомление с терминами и т. п.), при ознакомлении с некоторыми приёмами вычислений (прибавить и вычесть число 2 и т. п.), при инструктаже учеников по использованию инструментов (линейки, циркуля и т. п.) и в других подобных случаях используется метод изложения (объяснение) учителем нового материала. Учитель при этом объясняет материал, а учащиеся воспринимают его, т.е. приобретают знания в готовом виде.
Изложение материала должно быть чётким, доступным, непродолжительным по времени. При этом по мере надобности используются наглядные пособия. Например, при ознакомлении с терминами – названиями компонентов арифметических действий, результата и соответствующего выражения полезно использовать такие наглядные плакаты:
Слагаемое Слагаемое Сумма
5 + 3 = 8
Сумма
Ещё пример. Объясняя приём прибавления числа 2, учитель на наборном полотне, а дети у себя на партах выполняют соответствующие операции над множествами. Например, к пяти палочкам присоединяют две палочки по одной, после чего выполняют запись: 5 + 1 + 1. здесь операции над множествами и соответствующая запись являются наглядной основой приема вычисления. В результате объяснения учителя и выполнения ряда практических операций учащиеся знакомятся с приемом вычисления.
При ознакомлении учащихся с математическими понятиями (число, арифметические действия и др.), с теоретическими знаниями типа закономерностей (свойства арифметических действий, связи между компонентами и результатами арифметических действий и т. п.), чаще всего используется метод беседы. Система упражнений в этом случае должна вести детей от частных фактов к общему выводу, к «открытию» той или иной закономерности, то есть здесь целесообразна эвристическая беседа, обеспечивающая индуктивный путь рассуждения.
При ознакомлении с новым материалом индуктивным путем учитель, проводя беседу, предлагает учащимся ряд упражнений. Учащиеся выполняют их, затем, анализируя, выделяют существенные стороны формируемого знания, в результате чего делают соответствующий вывод, то есть приходят к обобщению.
Рассмотрим, как можно ознакомить учащихся первого класса со связью между суммой и слагаемыми, подводя их к выводу индуктивным путём, используя эвристическую беседу.
Возьмите 4 синих кружка, придвиньте к ним 3 красных. Сколько получилось кружков? (7). Как узнали?
Записывают 4 + 3 = 7.
Как называется число 4? (Первое слагаемое). Как называется число 3? (Второе слагаемое). Число 7? (Сумма)
4 – первое слагаемое
3 – второе слагаемое
7 – сумма
Покажите на кружках, как вы изобразили первое слагаемое (показывают 4 синих кружка), второе слагаемое (показывают 3 красных кружка), сумму (показывают все кружки). Отодвиньте синие кружки. Сколько кружков осталось? 7 – 4 = 3. Сравнение этого примера с первым.
К системе упражнений при индуктивном пути ознакомления с новыми теоретическими знаниями предъявляется ряд требований.
Система упражнений должна обеспечить наглядную основу формируемого знания. Поэтому при выполнении упражнений очень важно во многих случаях использовать наглядность. При ознакомлении с математическими понятиями и закономерностями в начальных классах часто используют в качестве наглядности операции над множествами и записи соответствующих арифметических действий. Так, в нашем примере учащиеся объединили два множества кружков и выполнили запись: 4 + 3 = 7, затем произвели запись разности: 7 – 3 = 4. это являлось наглядной основой для «открытия» ими связи: если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое. Важно, чтобы каждый ученик выполнял сам операции над множествами, а не только наблюдал за действиями учителя, и чтобы учащиеся научились самостоятельно пользоваться наглядностью, что поможет им в последствии воспроизводить забытое.
В начальном курсе математики (например, переместительное свойство сложения и переместительное свойство умножения) и есть противоположные (например, сложение и вычитание). При знакомстве с новым материалом, который сходен с уже изученным, надо подбирать упражнения, чтобы раскрывать новый материал в сопоставлении со сходными, т. е. сравнивать этот новый вопрос со сходным, выделяя существенное сходное. Раскрывая противоположные понятия, надо подбирать упражнения так, чтобы можно было использовать приём противопоставления, т.е. выделить существенное различное. Приёмы сопоставления и противопоставления помогают правильному обобщению формируемого знания, предупреждают смешение сходного.
Таким образом, при ознакомлении учащихся с новым теоретическим материалом (вводя понятия, раскрывая свойства, связи и т.п.) учитель через упражнений подводит детей к обобщению. Обобщение выражается в речи: ученики формируют соответствующий вывод. Это покажет учителю, что они перешли к обобщению. Не следует бояться не очень гладких формулировок. Постепенно под руководством учителя на следующей ступени в процессе применения знаний формулировки приобретут и соответствующую форму.
При ознакомлении с вопросами практического характера, которые вводятся на основе теоретических знаний (ознакомление с многими вычислительными приёмами, с решением уравнений и т. п.), также используется эвристическая беседа, однако здесь система упражнений должна обеспечить дедуктивный путь рассуждения: от общего положения к частному, подведение частного под общее.
Например, при ознакомлении с решением уравнений вида х ∙ 3 = 21 учащиеся должны опираться на знания связи: если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель. Это и есть общее знание, на которое опираются при решении данного конкретного уравнения.
В начальных классах иногда при ознакомлении с новым материалом используется метод самостоятельных работ: учащиеся самостоятельно выполняют упражнения и приходят к выводу, т. е. в приобретении знаний они используют исследовательский метод. Например, составляя неоднократно таблицы умножения, они замечают, что каждое новое произведение увеличивается на число, равное первому множителю; в дальнейшем, при составлении таблиц, они используют это знание. Чаще метод самостоятельных работ применяется при ознакомлении с вопросами практического характера, когда учащиеся самостоятельно находят на основе полученных знаний новые вычислительные приёмы, новые способы решения задач и т. п.
Самостоятельная работа как метод обучения даёт возможность ученику сознательно и прочно усвоить материал, проявить умственную активность.
Закрепление ЗУНов происходит на следующей ступени в результате выполнения учащимися системы упражнений на применение знаний. Эта система упражнений также должна удовлетворять ряде требований. Упражнения должны постепенно усложняться, обогащать формируемое знание, раскрывая новые его стороны, способствовать установлению связей между новыми и уже имеющимися знаниями.