Файл: ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подчинение исполнителей внутри административной и творческой групп строится по следующему принципу: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, с другой, - руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы. При такой организации руководитель проекта (например, художественный руководитель) взаимодействует с двумя группами подчиненных:

  1. с членами проектной группы;
  2. с работниками других функциональных подразделений, которые подчиняются ему временно по определенному кругу вопросов, при этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений - отделов, служб. 

Огромную роль в жизни театра играет распределение полномочий между художественным персоналом и административным персоналом.

Выводы

Организационная структура представляет собой совокупность способов, с помощью которых распределяется ответственность и полномочия внутри организации. Каждый тип организационной структуры имеет свои особенности и недостатки.

Выбор типа структуры зависит от масштаба предприятия, профиля деятельности, численности персонала, технических особенностей. К основным видам организационной структуры можно отнести линейно-функциональную, проектную, матричную, иерархическую.

Стратегия дальнейшего совершенствования системы управления предприятием или организацией должна быть нацелена на эффективное использование ресурсов, получение максимальной прибыли, улучшение финансового состояния учреждения, повышение конкурентоспособности. Достижению указанных целей способствует улучшение организационной структуры, ее оптимизация.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРОВ ЕКАТЕРИНБУРГА

2.1.Описание деятельности театров

Екатеринбург является одним из крупнейших театральных центров России, и по количеству театров город занимает 3-е место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Изучение организационных структур осуществляется на примере двух основных ведущих театров города:


-Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета;

-Свердловского государственного академического театра драмы.

Законодательство Российской Федерации об организации деятельности театра основано на Конституции Российской Федерации, гражданском законодательстве Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации о культуре и состоит из Федерального закона «О театре и театральной деятельности в РФ», иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета  - это один из старейших оперных театров России. Свой первый сезон театр открыл еще в 1912 году. Академический театр оперы и балета – это стационарный репертуарный театр, является автономным бюджетным учреждением. Учредителем является Министерство культуры Свердловской области.

Основные виды деятельности театра заключаются:

а) в создании и показе спектаклей, организации гастролей, концертов, проведении творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализации билетов на указанные мероприятия;

б) в подготовке спектаклей, концертов для показа на их собственной, или арендованной сцене, по телевидению, для трансляции по радио;

в) в организации других мероприятий художественно-творческого характера, которые проводятся собственными силами или силами приглашенных коллективов;

г) в проведении стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;

д) в предоставлении другим организациям постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов;

е) в изготовлении предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;

ж) в предоставлении сценических площадок для проведения гастрольных и выездных мероприятий;

з) в подготовке, тиражировании и реализации информационно: справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;

и) в прокате и реализации костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей;

к) в реализации прочих услуг, которые предоставляются зрителям театра.

Театр оперы и балета носит статус государственного учреждения.

Численность сотрудников: административный персонал - 280; художественный персонал - 150; артистический - 250; хозяйственный - 160; отдел технических служб – 87. Общая численность – 927 чел. Зрительный зал рассчитан на 938 человек.


Миссия театра:

Театр оперы и балета - носитель традиций российской культуры, который осмысливает классическое наследие в свете духовных запросов обновляющегося российского общества и способствует развитию музыкального театра России и региона.

Приоритетом репертуара театра являются шедевры русского музыкального театра XIX-XX вв., создание новых произведений, которые способствуют развитию оперно-балетного жанра в России. Более 70% репертуара театра - произведения отечественных композиторов.

Государственный академический театр драмы  - это один из крупнейших театров города. Театр драмы так же, как Театр оперы и балета, носит статус государственного учреждения и является автономным бюджетным учреждением. Учредителем является Министерство культуры Свердловской области.

Основные виды деятельности театра заключаются:

а) в создании и показе драматических спектаклей, в организации гастролей, в реализации билетов на указанные мероприятия;

б) в подготовке спектаклей для показа на их собственной, или арендованной сцене, по телевидению;

в) в проведении стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;

г) в художественном оформлении спектаклей.

Сравнительные характеристики численности персонала театров приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительные характеристики численности персонала театров

Категория персонала

Театр драмы

Театр оперы и балета

Административный персонал

125

280

Художественный персонал

180

150

Артистический персонал

199

250

Хозяйственный персонал

89

160

Отдел технических служб

32

87

Общая численность

625

927

Вместимость зрительного зала

750

938

По данным таблицы 1 видно, что численность Театра драмы меньше Театра оперы и балет и составляет 625 чел. Следует отметить преимущество по численности художественного персонала (180 чел). Намного меньше в Театре драмы сотрудников отдела технических служб (32 чел.).

По вместимости зрительного зала Театр драмы также уступает Театру оперы и балета. В театре драмы зал вмещает 750 чел, тогда как в Театре оперы и балета вместимость зала составляет 938 чел.


2.2.Организационная структура управления театров

Свердловский государственный академический театр драмы имеет матричную организационную структуру. В данной структуре основным органом управления является Учредитель в лице Министерства культуры. Организационная структура Театра драмы приведена на рисунке 6.

Все заместители директора каждого блока (художественного и административного) подчиняются непосредственно директору и руководству внутри блока.

В административной части основными подразделениями являются подразделения по организации зрителя, постановочная часть, хозяйственная часть, финансовая часть и отдел кадров.

Главный режиссер координирует работу труппы и музыкальной части. В его подчинении заведующий артистической труппой и заведующий музыкальной частью.

Анализируемое учреждение Академический театр оперы и балета имеет так же, как и Театр драмы, матричную систему управления, которая предполагает принцип множественного подчинения. Организационная структура Театра оперы и балета приведена на рисунке 7.

Структура Театра оперы и балета, в отличие от структуры Театра драмы, более разветвленная. Художественная часть структуры включает в себя подразделения балетной и оперной деятельности, литературно-музыкальную часть в силу специфики театра.

ИСПОЛНИТЕЛИ

Администратор

Хозяйственная часть

Главный инженер

Отдел снабжения

Служба организации зрителя

Отдел кадров

бухгалтерия

Заведующий постановочной частью

Замдиректора по хозяйственным вопросам

Замдиректора по организации зрителя

Артисты

Помощник режиссера

Заведующий труппой

Музыкальная часть

Главный режиссер

Директор

Учредитель

Рисунок 6 - Организационная структура Свердловского театра драмы

Главный дирижер

ИСПОЛНИТЕЛИ

Администратор

Хозяйственная часть

Главный инженер

Служба организации зрителя

Отдел кадров

бухгалтерия

Заведующий постановочной частью

Замдиректора по хозяйственным вопросам


Замдиректора по административным вопросам

Артисты

Помощники

Директор

Учредитель

Отдел снабжения

Отдел маркетинга

Литератуно-музыкальная часть

Завпроизводственными цехами

Завосвещением

Зав по пошиву одежды, обуви, головных уборов, мужских костюмов

Художественный руководитель балета

Художественный руководитель оперы

Рисунок (**) - Организационная структура Екатеринбургского Государственного академического театр

Рисунок 7 - Организационная структура Екатеринбургского Государственного академического театра

Оперы и балета

В отделе снабжения выделена отдельно маркетинговая служба, работ которой способствует более оперативному управлению конкурентоспособности, расширению рекламной деятельности, изучению театрального рынка и влияния зрителей.

На основе главных функций управления в Театре оперы и балета созданы основные блоки управленческих подразделений (творческого и административного руководства), которые представлены в виде функциональной блок-схемы, включающей взаимосвязь между ними, рисунок 8:

Главный дирижер

Директор

Художественный руководитель балета

Художественный руководитель оперы

Рисунок 8 - Функциональная блок-схема творческого руководства театра оперы и балета

Замдиректора по административным вопросам

Директор

Замдиректора по хозяйственным вопросам

Заведующий постановочной частью

Рисунок 9 - Функциональная блок-схема административного руководства театра

Использование матричного типа организационной структуры является оптимальным для театра такого уровня, как Театр оперы и балета.

Во-первых, каждый спектакль, каждый проект, который разрабатывает театр, уникален, работа над ним не носит рутинный характер. Во-вторых, происходит частая смена технологий и материалов. В-третьих, работа над проектом ведется в ограниченное время, для решения творческих проблем требуются усилия группы.

Соотношение творческого и административного руководства театра оперы и балета представлено на рисунке 10.

Рисунок 10 – Соотношение творческого и административного руководства Театра оперы и балета