Файл: ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях нестабильности рынка, одним из основных направлений развития и укрепления экономических позиций для учреждений культуры является выработка оптимального решения в выборе организационной структуры. Повыше­ние эффективности функционирования учреждений за­висит преимущественно от построения хозяйственного процесса в целом, от методов использования организации персонала, его функциональной деятельности.

Разработка наиболее эффективной организационной структуры управления является одним из основных условий реализации выбранной стратегии адаптации организации к внешним условиям функционирования.

Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития экономических отношений от налаженной системы организации управления, от высокой эффективности использования ресурсов, от рациональной организации всего хозяйственного процесса зависит положение театра на рынке театральных услуг, его стабильность и исполнение его основного предназначения.

Объектом исследования выбрана деятельность театров – учреждений культуры. Предметом исследования является организационная структура театральных учреждений.

Целью данной курсовой работы является исследование организационных структур учреждений культуры.

Для осуществления выбранной цели перед автором работы были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические и методологические основы построения организационных структур учреждений культуры, органов управления;

- изучить установившееся соотношение административного и художественного управления театров;

- провести анализ организационной структуры конкретного театра.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

1.1. Понятие и значение организационной структуры


Организации существуют давно и по мере того, как развивалось общество, они стали приобретать все большее значение в жизни людей, разрастаться, усложняться. Под организацией обычно понимается совместная деятельность группы людей, стремящихся к достижению определенных целей. Организация в этом смысле рассматривается как группа людей, деятельность которых необходимо координировать для достижения общей цели.

Целью организации является выполнение определенных функций, желаемое состояние, которого можно достичь скоординированными усилиями всего персонала в заданный промежуток времени. Цель организационной структуры состоит в обеспечении достижения стоящих перед организацией текущих и стратегических задач.

Организацию любой формы характеризует:

- структура организации и состав ее основных подразделений (технических, трудовых, технологических, финансовых, социальных, информационных);

- структура управления – характеризует управляющую и управляемую подсистемы;

- управляющее воздействие организации (руководство) – способ реализации управленческого решения.

Каждый элемент системы имеет свою задачу и обладает ресурсом для ее достижения. Организационную структуру можно представить, во-первых, как совокупность органов, которые управляют хозяйственной деятельностью, и, во-вторых, как совокупность возникающих в процессе управления системой взаимосвязей и отношений между подразделениями[1].

Подразделение системы строго выполняет свою определенную функцию, структура призвана обеспечивать взаимодействие элементов данной системы для осуществления их функций.

Цель организационной структуры состоит в обеспечении достижения стоящих перед организацией текущих и стратегических задач.

По мнению многих экономистов, организационная структура представляет собой совокупность способов, с помощью которых распределяется ответственность и полномочия внутри организации.

В организационной структуре устанавливается количественный и качественный состав подразделений учреждения, организации. Этот состав в виде графической схемы отражает порядок взаимодействия подразделений между собой. Элементы схемы отображают упорядоченные организационные единицы предприятия: либо подразделения (участки, отделы, службы), либо должностные позиции[2].

Задачи, которые решаются в организации, по своему объему и содержанию, своей направленности и интенсивности влияют на тип организационной структуры, ее разветвленность, уровни. Чаще всего организационная структура зависит от вида деятельности, типа учреждения культуры.


При формировании организационной структуры учитывают ряд параметров. Структурные параметры  зависят от группировки ресурсов по подразделениям  и размеров участков. Уровень вертикальной или горизонтальной децентрализации влияет на параметры принятия решений и управленческую структуру.

Необходимо различать понятия «структура управления» и «организационная структура» Под структурой организации принято понимать разделение работ между подразделениями данной организации, либо между группами или людьми. В то время как структура управления способствует созданию механизма, координирующего действия участников всей системы, обеспечивая эффективность достижения общих целей и задач организации.

1.2.Основные принципы формирования организационной структуры

Структуру управления можно охарактеризовать с помощью таких понятий, как:

- сложность, определяемая количеством отделов, групп, специалистов всех уровней;

-уровни формализации, которая характеризуется масштабом использования правил и механизмов регулирования для управления поведением людей;

- уровни централизации, отражающей, насколько сконцентрированы решения на самом высоком уровне, показывающие распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления;

-механизмы координации, базирующихся на использовании механизмов интеграции ресурсов и действий, «сцепляя» элементы по горизонтали и по вертикали.

Основные принципы, по которым существуют практически все организационные структуры учреждений и организаций, были формированы А. Файолем. Основные принципы представлены в таблице 1[3].

Соблюдение указанных принципов обеспечить более эффективное функционирование системы.

Таблица 1

Основные принципы формирования организационной структуры

Принципы

Характеристика принципов

1.Единство управления

Независимо от типа структуры один человек несет полную и абсолютную ответственность за деятельность предприятия

2.Делегирование полномочий

Ответственное лицо может по линии руководства передать своих полномочий другим лицам по линии управления и руководства

3.Единство подчинения

У служащего или работника может быть только один руководитель

4.Принцип соответствия

Лицо, находящееся на определенном уровне руководства, несет не только ответственность и выполняет обязанности, но и должен быть наделен полномочиями для выполнения данной ответственности

5.Масштабы управления

Число лиц, относящихся к аппарату управления, зависит от объемов производства, масштабов деятельности

6.Принцип дифференциации

При создании организации необходимо учесть виды работ и ее характеристики

7.Контроль

Часть аппарата управления призвана обеспечить контроль хода выполнения планов, целей и задач

8.Планирование

Формирование планов в соответствии с поставленными целями должно предшествовать любой работе

9.Гибкость

По мере изменения задач, целей организации, масштаба деятельности в структуру необходимо своевременно вносить изменения

10.Доступность

Любой сотрудник имеет право высказать свое мнение, свои замечания, подать жалобу


Структура управления на многих предприятиях строится по принципам управления, которые были сформулированы еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер. Данные принципы построения и функционирования организационной структуры представлены в таблице 2[4].

Организационная структура, которая построена в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры.

Таблица 2

Основные принципы построения организационной структуры управления М.Вебера

Принципы

Характеристика принципа

принцип иерархичности уровней

каждый нижестоящий уровень должен контролироваться вышестоящим уровнем и подчиняться ему

принцип соответствия

Все работники в структуре управления в соответствии со своим местом в иерархии наделены полномочиями и ответственностью

принцип разделения труда

труд разделен по функциям и специализации работников в соответствии с однородностью выполняемых задач и обязанностями

принцип обезличенности

Работники выполняют свои функции независимо от труда других сотрудников

принцип квалификационного отбора

прием на работу и увольнение с работы должно производиться в соответствии с квалификационными требованиями

Основные элементы организационной структуры управления представлены на рисунке 1.

Основными элементами организационной структуры управления организацией являются:

- состав и структура функций управления;

- численность работников управления, их профессионально-квалификационный состав;

- состав самостоятельных структурных подразделений;

- количество уровней управления, распределение работников внутри группы;

- централизация или децентрализация управления;

- информационные взаимосвязи.

Основные элементы организационной структуры

- количество уровней управления

состав структурных подразделений

состав и структура функций управления

количество уровней управления

информационные взаимосвязи

централизация управления

численность работников

Рисунок 1- Основные элементы организационной структуры управления


1.3 Классификация организационных структур, их преимущества и недостатки

Основным критерием типа организационных структур выступает распределение ответственности. Основные типы организационных структур приведены на рисунке 2.

Иерархическая структура охарактеризована как структура, которая стала основой для построения линейно-функциональной или линейно- организационной структур.

Основу линейной структуры составляет «шахтный» принцип построения. Линейная структура специализируется на разделении управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. Например, отдел маркетинга, производство, отдел технического исследования и разработок, финансовый отдел, отдел персонала. Пример структуры приведен на рисунке 2.

Типы организационной структуры

Иерархическая структура

Линейная структура

Линейно-штабная структура

Проектная структура

Матричная структура

Функциональная структура

Дивизионная структура

Процессная структура

Рисунок 2 – Типы организационной структуры

Руководитель хозяйственной части

Исполнители

Руководитель производства

Службы обеспечения

Административный директор

Художественный руководитель

Актеры, группы

Директор театра

службы

Рисунок 3– Пример линейной структуры

Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, которые характеризуют выполнение поставленных перед подразделением целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников.

Основные характеристики линейной структуры:

- четкое единоначалие,

- система взаимных связей функций;

- четкая ответственность по функциональным обязанностям;

-к недостаткам можно отнести: «волокиту», перекладывание дел на других, малая приспособляемость к изменениям, зависимость результатов работы от квалификации, личных и деловых качеств управленцев.

Линейно-штабная структура отличается от линейной только тем, что при каждом руководителе создается штаб, который координирует деятельность подразделения, разрабатывает, анализирует и контролирует вопросы стратегического развития. К особенностям данной структуры можно отнести глубокую проработку стратегических задач, разгрузку руководителей. К недостаткам - недостаточное распределение ответственности, чрезмерную централизацию управления. Для некоммерческих творческих коллективов данный тип структур мало приемлем.