ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОТЕРЯ. СМЕРТЬ. ГОРЕ.
В состоянии пациента наступает такой момент, когда он, его родные понимают неизбежность смерти. Чужая смерть – испытание для любого человека. Медсестра должна знать возможные реакции пациента и его близких на полученную информацию, и должна быть готовой к адекватной психологической поддержке с такого момента и до конца, понимая индивидуальность каждого случая.
Печаль, переживание – специфическое поведение, которое появляется после потери значимого человека, органа или части тела. Оно прекращается после того, как человек смирится с этой потерей.
Потерей может стать утрата работы, конечности в результате ампутации, потеря возможности двигаться самостоятельно, потери зрения или слуха, потеря родного человека, потеря жизни. Когда говорят о потере жизни, имеется в виду и тот, кто ушел, и те, кто переживает потерю близкого человека. Жизнь – серия потерь. Естественная реакция человека на потерю – горе.
Горе – эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий (фаз).
СТАДИИ ГОРЕВАНИЯ
Умирающий:
-
Оцепенение, отрицание, неприятие – психологический шок, особенно если потеря внезапная. Первые мысли: «нет, не я, «не может быть, это – ошибка». Может перейти в истерику. Иногда возникает желание самоизоляции. -
Страх и гнев – реакция злости на себя, семью, персонал. -
Обсуждение, оспаривание происходящего, попытка сделать всё немыслимое для исцеления – обратиться к целителям, богу. -
Депрессия. Испытывается отчаяние, растерянность. Реально ощущается близость потери, грусть, обида. Теряется интерес к дому, окружающему, собственной внешности. Мужчины переживают данную стадию тяжелее, так как считают, что не имеют права плакать. -
Принятие (измученность, смирение). Это – наиболее положительная реакция. Происходит прощание с жизнью, осознание конца.
Его родственники:
-
Отрицание. -
Тоска. -
Депрессия. -
Вина или агрессия. -
Возвращение душевного равновесия.
Разумеется, не может быть прямых параллелей и обязательных совпадений фаз. Некоторые фазы могут быть очень короткими или отсутствовать, другие – чрезвычайно затягиваться (например, депрессия близких умершего может продолжаться годами).
Медсестре необходимо верно определить стадию и вовремя оказать необходимую психологическую поддержку.
В стадию отрицания надо не мешать. Мост взаимопонимания должен строиться от переживающего потерю.
В стадию агрессии необходимо дать возможность «выплеснуться». Относиться к вспышкам гнева спокойно.
В следующую стадию не надо лишать возможности сделать все, что можно для исцеления, помочь общению с духовником.
В стадию депрессии необходимо сопереживание, уберечь от попытки суицида. Надо создать, доброжелательную обстановку с участием родственников, коллег по работе.
В стадию принятия необходимо поддержать пациента.
В финале пациенты чувствительны к любой фальши. Неоправданный оптимизм, замалчивание проблемы, чрезмерное переживание – неуместны. Важно терпеливое выслушивание, сочувствие, стремление поддержать. Беседы должны проводиться наедине. Беседы с родственниками – отдельно от пациента. Смерть – неотъемлемая часть самой жизни. Пациент должен принять её в нужный момент с достоинством и без страха. При приближении смерти медсестра должна сделать всё для пациента. Самое главное – дать понять ему, что до самой последней минуты он не будет один.
Сообщая родственникам о смерти пациента, нельзя оставлять места сомнениям в том, что сделано всё необходимое и возможное, чтобы помочь спасти их близкого. В конце разговора попытаться переключить внимание родных на организацию похорон, посоветовать, что делать в первую очередь (оповещение родственников и знакомых, оформление свидетельства о смерти и т.д.).
Траур – обряды и традиции, которые помогают человеку справиться с горем.
СТАДИИ ТРАУРА
-
Облегчение (несколько дней) – следует непосредственно за смертью. Чувство нереальности и оглушения. -
Ослабление напряжения (около 3 недель) – разрешение практических проблем (например, исполнение завещания, вопросы страховки). -
Отказ (3 – 4 месяца) – ощущение покинутости, неуверенности, жалости к себе и самокритика. -
Воспоминания (1 – 15 месяцев) – попытка снова воспроизвести радостные чувства и события прошлого. Возможны визуальные и слуховые галлюцинации, попытки суицида. -
Начало новой жизни – интенсивные занятия домом, хобби, встречи с друзьями, но дни рождения и праздники ещё болезненны. -
Паллиативная медицина приходит на смену радикальной с того момента, когда все средства использованы, эффекта нет, и пред пациентом возникает перспектива смерти. Термин «паллиативный» имеет латинское происхождение – «Pallium» - плащ, покрытие.
В основе паллиативной медицины лежит:
-
Система поддержки пациента, помогающая ему жить насколько возможно качественно в финальный период жизни. -
Уход за пациентом, основанный на искренней заботе и милосердии. -
Психологическая и духовная помощь пациентам перед лицом надвигающейся смерти. -
Устранение и облегчение страданий обреченных пациентов, вызванных болью и другими мучительными симптомами. -
Психологическая помощь членам семьи и близким пациента.
Паллиативная помощь состоит из следующих компонентов:
-
Реабилитация. -
Психотерапия. -
Забота об умирающих. -
Поддержка семьи во время болезни близкого человека и после смерти. -
Исследования.
Паллиативная помощь проводится:
-
На дому. -
В поликлинике (дневной стационар, дневной хоспис). -
В стационаре (в отделениях паллиативной помощи – хосписе. -
Выездной бригадой паллиативной помощи.
Принципы оказания паллиативной помощи дома и в условиях стационара одинаковы. Но в условиях дома больше физических и психологических проблем испытывают родные пациента. Важным аспектом помощи на дому является обучение.
Дневной стационар оказывает социальную поддержку и обеспечивает отдых семье. Пациентов привозят и отвозят волонтеры. Осуществляется сестринский уход и дополнительное обслуживание: водные процедуры, парикмахерские услуги, маникюр, массаж.
В стационар пациенты поступают на короткое время: для контроля над симптомами, чтобы помочь семье, а также для последнего пристанища. Здесь особо важно эффективное соотношение количества медицинского персонала с количеством пациентов, у которых так значительны потребности в лечебной помощи и ухода.
Паллиативное лечение начинается тогда, когда все другие виды лечения не являются эффективными, когда отказывают жизнен важные органы. Первостепенно целью его является не продлить жизнь, а сделать оставшуюся жизнь более комфортной и значимой. Цель паллиативного лечения – поддержание максимально возможного уровня здоровья на определённом этапе жизни, связанном с её потерей.
Специалисты паллиативного лечения исповедуют эстетическое кредо: если невозможно прервать или даже замедлить развитие болезни, качество жизни пациента становится более важным, чем её продление.
Тема отношения врача к умирающему больному проходит через всю историю медицины, начиная с Гиппократа и вплоть до современной эпохи хосписов. Гиппократ в книге «Об искусстве», в частности, говорят о цели медицины: «Она совершенно освобождает больных от болезней, притупляя силу болезней, но к тем, которые уже побеждены болезнью, она не протягивает своей руки». Врачебный обычай по возможности исключать из своей практики проблемы умирающих пациентов господствовал до нового времени, на рубеже которого (1605г) английский философ Френсис Бекон предсказал: «Я убежден, что долг врача не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнями даже тогда, когда нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать смерть более легкой и спокойной».
В зачаточном виде помощь умирающим больным была делом монастырей, где возникли в средние века первые хосписы. Слово «хоспис» английского происхождения, означает «дом для приюта странников», «странноприимный дом». Они создавались для оказания помощи заболевшим странникам, шедшим для поклонения Гробу Господню.
Первое заведение для ухода за умирающими от рака больными создана в Лионе (Франция) в 1842 году Жиан Гаррньер. В 1879 году такой же хоспис открыли ирландские сёстры милосердия. В 1905 году в Лондоне открыла и возглавила подобное заведение баронесса Сесилия Сондерс. Начав работу социальным работником, она позже получила диплом медсестры, а затем врача. В её «Приюте Святого Кристофера» оказывалась не только квалифицированная помощь умирающим, но также разрабатывались стандарты квалифицированной паллиативной помощи, включая домашние условия. Сесилия Сондерс заложила философию хосписного движения. Она первая решила сказать правду о неотвратимом исходе одному из своих пациентов, попыталась найти путь к общению, оказанию психологической поддержки.
В России первый хоспис был открыт в 1990 году в Санкт-Петербурге по инициативе английского журналиста Виктора Зорза и врача – психотерапевта А.В. Гнездилова. Виктор Зорза, чья дочь умерла в 1975 году от рака в английском хосписе, в благодарность работникам этого учреждения, написал документальную книгу. Со своей женой он стал инициатором хосписного движения в США, оказывал помощь России. О московском хосписе, созданном в сентябре 1994 года, написано: «В этом доме не чувствуешь смерти, хотя здесь умирают люди». Здесь не говорят слова «умер», говорят «ушёл». Палаты в нём на одного или четырёх пациентов. Число человек в палатах выверено – двое привыкают друг к другу и тяжелее переносят потерю соседа, а если палата на троих, двое объединяются против третьего. Палаты просторные, оборудованы функциональными кроватями, противопролежневыми матрасами, средствами связи с сестринским постом. Имеются душевые и туалетные комнаты применительно к специфике и состоянию больных. Каждая палата имеет отдельный выход во дворик. Имеется православная часовня, и созданы условия для удовлетворения религиозных потребностей пациентами других концессий. Обстановка в хосписе близкая к обычным условиям жизни человека. Предусмотрено пребывание рядом с больными их родственников, учитываются их вкусовые пристрастия (вегетарианство и пр.). допускается нахождение любимой кошки или собаки. Соблюдается обычай выполнять последнюю волю умирающего. Многие пациенты знают, что обречены, так как от тех, кто хочет знать правду, её не скрывают. В хосписах создана система комплексного подхода к лечению и предупреждению боли с применением психотропных, обезболивающих, противораковых препаратов.
С первой встречи с персоналом пациент должен чувствовать, что в хосписе он в безопасности и главная цель хосписа – это забота о нём. Персонал, работающий там, имеет свою специфику. Случайные люди здесь не долго не задерживаются. Здесь не должен работать человек, склонный к депрессиям, перенесший личную утрату (срок адаптации не менее года). Не должны работать лица, страдающие онкологическими заболеваниями. Персонал должен освоить навыки работы с умирающими. Работники хосписа должны быть адаптированы к эмоциональным реакциям на страдания и смерть. Но это должны быть самоотверженные, неравнодушные люди.
Основы хосписного движения
-
За смерть нельзя платить. -
Хоспис – дом жизни, а не смерти. -
Смерть, как и рождение – естественный процесс, его нельзя ни торопить, ни тормозить. -
Хоспис – система комплексной медицинской помощи, психологической и социальной помощи пациенту. -
Хоспис – не стены, а люди, сострадающие, любящие, заботливые.
Смерть, как физический распад, почти всегда сопровождается болью.
Боль – эмоциональная реакция организма на повреждающее воздействие.
Боль –это все, что причиняет беспокойство больному. Она существует тогда, когда сам испытывающий её человек говорит о ней.
Боль –неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением тканей, или описываемое, исходя из такого повреждения.
Боль –одна из главных причин обращения за медицинской помощью. Симптом многих заболеваний и действий внешних повреждающих факторов.
Боль –биологический механизм защиты, сигнал об опасности для здоровья и жизни.
Боль –включает субъективный и объективный компоненты, но не имеет объективных методов измерения.
Медсестра должна уметь:
-
Оценивать характер, интенсивность, локализацию боли. -
Выявить факторы, влияющие на появление, усиление или уменьшение боли. -
Обучить пациента вести оценку боли, используя специальные линейки и шкалы. -
Выполнять назначения врача по обезболиванию, обучать родственников пациента.