Файл: Поурочный план 113114 Построение изображения в системах линз. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поурочный план № 113-114

Построение изображения в системах линз. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.
(тема занятия)


2. Цели, задачи:

 дать знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках.

2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия: научиться выполнять преобразования по расчёту физических величин.

2.2 Результаты обучения:

1) Описывать распространение света, опираясь на законы геометрии.

2.3 Критерии оценки:

1) Строит и объясняет ход лучей в системе линз (лупа, телескоп, микроскоп).

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература:

  1. Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков, Т.Қыстаубаев. Физика. Учебник. 1, 2 часть. Мектеп. 2019.

  2. С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, В.Кем , В.Загайнова . Физика. Учебник. Мектеп. 2015.

  3. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Учебник + СD. Арман-ПВ. 2019.

  4. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Дарслик. Арман-ПВ. 2019.

  5. А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. Алматы. Мектеп. 2011.


 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
    4. Ход занятия


Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке


Ресурсы



Начало урока

Орг. момент.







Проверка домашнего задания.

  • Вводная беседа.



Презентация

Середина урока

https://docs.google.com/document/d/13AF0MtPCehJV05EmmSpYQOCuA8tsHEVaWBZfgtrfqbI/edit

Оптические приборы.

Явление преломления света лежит в основе действия линз и мно­гих оптических приборов, служащих для управления световыми пучками и получения оптических изображений.

Линза - это оптическое прозрачное тело, ограниченное сфериче­скими поверхностями. Существует два вида линз:

а) выпуклые;

б) вогнутые.



Выпуклые линзы бывают: двояковыпуклыми, плосковыпуклыми, вогнуто выпуклыми.

Выгнутые линзы могут быть: двояковогнутыми, плосковогнуты­ми, выпукло вогнутыми.

Линзы, у которых середины толще, чем края, называют собираю­щими, а у которых толще края – рассеивающими.

Эксперимент

Пучок света направляют на двояковыпуклую линзу. Наблюдаем собирающее действие такой линзы: каждый луч, падающий на линзу, после преломления ею отклоняется от своего первоначального на­правления, приближаясь к главной оптической оси.

Описанный опыт естественным образом подводит учащихся к понятиям главного фокуса и фокусного расстояния линзы.

Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называют фокусным расстоянием линзы. Обозначают ее буквой F, как и сам фокус.

Далее выясняется ход световых лучей через рассеивающую лин­зу. Аналогичным образом рассматривается вопрос о действии и па­раметрах рассеивающей линзы. Основываясь на экспериментальных данных, можно сделать вывод: фокус рассеивающей линзы мнимый.
Построение в линзах.

Построение линзой изображения предметов, имеющих определённую форму и размеры, получается следующим образом: допустим, линия AB представляет собой объект, находящийся на некотором расстоянии от линзы, значительно превышающем её фокусное расстояние.

От каждой точки предмета через линзу пройдёт бесчисленное количество лучей, из которых, для наглядности, на рисунке схематически изображен ход только трёх лучей.

Если предмет находится на бесконечно далёком от линзы расстоянии, то его изображение получается в заднем фокусе линзы F’ действительным, перевёрнутым и уменьшенным до подобия точки.



Если предмет помещён между передним фокусом и двойным фокусным расстоянием, то изображение будет получено за двойным фокусным расстоянием и будет действительным, перевёрнутым и увеличенным.

Если предмет помещён на двойном фокусном расстоянии от линзы, то полученное изображение находится по другую сторону линзы на двойном фокусном расстоянии от неё. Изображение получается действительным, перевёрнутым и равным по величине предмету.



Если предмет приближён к линзе и находится на расстоянии, превышающем двойное фокусное расстояние линзы, то изображение его будет действительным, перевёрнутым и уменьшенным и расположится за главным фокусом на отрезке между ним и двойным фокусным расстоянием.


Если предмет находится в плоскости переднего главного фокуса линзы, то лучи, пройдя через линзу, пойдут параллельно, и изображение может получиться лишь в бесконечности.



Если предмет поместить на расстоянии, меньшем главного фокусного расстояния, то лучи выйдут из линзы расходящимся пучком, нигде не пересекаясь. Изображение при этом получается мнимое, прямое и увеличенное, т. е. в данном случае линза работает как лупа.



Вывод формулы тонкой линзы.



Из подобия заштрихованных треугольников следует:
г
де d- расстояние предмета от линзы; f расстояние от линзы до изображения; F - фокусное расстояние. Оптическая сила линзы равна:


При расчетах числовые значения действительных величин всегда подставляются со знаком «плюс», а мнимых - со знаком «минус».

Линейное увеличение



Из подобия заштрихованных треугольников (рис. 71) следует:



Презентация___Закрепление'>Ссылка 1.

Презентация




Закрепление:

  • Решение задач №№1064, 1066(Р)




Презентация

Конец урока

Рефлексия

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

Слайд




Домашнее задание:

  1. Составить конспект.

  2. Ответить на вопросы:

  1. Почему фокус рассеивающей линзы называется мнимым?

  2. Чем отличается действительное изображение точки от мнимого?

  3. По какому признаку можно узнать: собирающая эта линза или рассеивающая, если судить только по форме?

  4. Назовите свойство выпуклой линзы.

  1. Подготовить сообщение «Оптические приборы».



Слайд


5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:



Выполненное задание:

Баллы



Составить конспект с чертежами.

30



Ответить на вопросы.

40



Подготовить сообщение «Оптические приборы».

30


Ответить на вопросы:

  1. Почему фокус рассеивающей линзы называется мнимым?

  2. Чем отличается действительное изображение точки от мнимого?

  3. По какому признаку можно узнать: собирающая эта линза или рассеивающая, если судить только по форме?

  4. Назовите свойство выпуклой линзы.

Подготовить сообщение «Оптические приборы».