Файл: Контрольная работа по дисциплине Практикум по выразительному чтению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная акадмия»
(ЧУОО ВО «ОмГА»)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Практикум по выразительному чтению»
Вариант 1.
Выполнила: студентка 2 курса
Исанова Гузал Олимжановна
Направление подготовки:
44.03.01 педагогическое образование
Профиль: Начальное общее образование
Омск, 2023
Содержание:
-
Дайте определение термина аллитерация. Приведите 2-3 примера использования этого выразительного средства в художественной литературе. -
Выполните орфоэпический разбор слова досуг. Приведите 2-3 примера аналогичных затруднений в произношении. -
Проанализируйте текст художественного произведения в соответствии с его родовыми и жанровыми особенностями, разработайте партитуру, подготовьте выразительное чтение. Произведение или его фрагмент – по выбору студента.
Аллитерация. Примеры из художественной литературы
Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.
Узнаем, что такое аллитерация в поэтической речи, какими средствами создается и для чего применяется в художественной литературе.
Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами нарисовать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный эмоциональный отклик. Для этого писатели используют различные фигуры художественной речи.
Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором.
Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий — согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор отдельных согласных звуков или их сочетаний, тогда речь идет об аллитерации. Аллитерация — это стилистическая фигура поэтической речи.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Аллитерация — повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.
Аллитерация, как один из способов звуковой организации речи, рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины. Слова, связанные аллитерацией, при произношении выделяются а речевом потоке и приобретают особую звуковую и интонационную значимость.
Например, читаем у Сергея Есенина:
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.
Аллитерация в художественной литературе
Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их в потоке речи и создавая особый звуковой эффект.
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…
Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное звучание.
Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Читая эти строки, мы как будто в самом деле слышим чёткую барабанную дробь. Этого эффекта поэт добивается повторением звонких согласных звуков «б» и «р», с помощью которых он достигает имитации барабанного боя.
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
В сто сорок солнц закат пылал…
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Откроем томик стихов Марины Цветаев и прочтем:
Город во мгле засыпает,
Серп серебристый возник,
Звездами снег осыпает
Твой воротник.
Здесь у каждого мысль двоякая,
Здесь, ездок, торопи коня.
Мы пройдем, кошельком не звякая
И браслетами не звеня.
Ресницы, ресницы,
склоненные ниц.
Стыдливостью ресниц
Затменные — солнце в венце стрел!
А вот как создает звуковые эффекты с помощью аллитерации поэт Константин Бальмонт:
-Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн.
Выполните орфоэпический разбор слова досуг. Приведите 2-3 примера аналогичных затруднений в произношении
Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) - совокупность правил, которые в отличие от орфографии определяют произносительные нормы устной (звучащей) речи и обеспечивают единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное (либо в виде жестко регламентируемых вариантов) произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения для литературного языка.
Слог – звук или сочетание звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха; наименьшая единица произнесения слова.
Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Фонетический разбор слова досуг показывает количество букв и звуков, куда падает ударение, транскрипцию в русском языке и деление по слогам.
Слово можно разделить на 2 слога: до-суг.
Ударение падает на второй слог досу́г.
Транскрипция слова [дасук] — это графическая запись звучания.
Звуковой анализ показывает сколько букв и звуков в слове, как оно пишется и произносится.
-
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный -
о — [а] — гласный, безударный -
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный -
у — [у] — гласный, ударный -
г — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
5 букв, 5 звуков
Буквы показывают как пишется слово, а звуки — как мы его произносим.
Силовое
пОле, сквЕр, метрО,
Разноместное (свободное)
мО
ре, прирОда, телевИзор
Подвижное
ВодА - вОды, лЕс-лесА
Вариантное ударение
-
Пробил-пробил -
Индустрия - индустрия -
Творог –творог -
Иначе – иначе -
Петля - петля
Проанализируйте текст художественного произведения в соответствии с его родовыми и жанровыми особенностями, разработайте партитуру, подготовьте выразительное чтение. Произведение или его фрагмент – по выбору студента.
Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали.
Современная школа призвана обучать детей, давать им литературное образование, с тем, чтобы любую книгу наш ученик-читатель мог глубоко и с пользой освоить, войти в мир автора, т. е. сделать своими нравственные и эстетические ценности, которые заключены в художественном тексте, другими словами формировать себя как личность.
А это возможно, если личность умеет не только читать, но и размышлять над прочитанным. Поэтому задача учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать, т. е. научить детей анализировать текст.
Сравнивая художественные и научные тексты, мы видим, что разница между ними в способах изображения действительности. Ученый доказывает свои идеи, используя законы, а художник показывает жизнь, рисуя образы.
Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три основных рода: эпос, лирику и драму, а внутри рода - на жанры. Учитывая это, предлагает анализировать художественные тексты, исходя из их родовой специфики.
Эпос – один из род литературы, цель которого – восприятие внешней по отношению к автору действительности объективного хода событий, где «автор является как бы простым повествователем того, что совершается самособой» (). В эпосе писатель не прямо, а опосредованно говорит о своих чувствах, отношении к героям. Он выражает их в картинах окружающего мира, выступая сам, как рассказчик или передавая эту роль другому лицу.
Организует эпический текст – сюжет, значит в анализе надо идти по логике событий, выстроенной автором, составляя
картинный план или рисуя сюжетную цепочку.
Большое значение в работе над эпическим произведением имеет осмысление финала произведения, ведь в том, как автор завершает сюжет, проявляются его главные позиции в оценке героев и их поступков. «Я только одного сына вижу» - говорит старик в рассказе В. Осеевой «Сыновья», давая оценку сыновьям и женщинам.
Чтобы читатели поняли роль и значение финала произведения, применяем другой прием: рассказ не дочитывается до конца, закончить который должны дети. После того как выслушаны ответы детей, дочитываем рассказ до конца и сравниваем авторский вариант с детским, что помогает выявить авторскую идею.
В завершении анализа эпического текста учащиеся осмысливают его название, поскольку у автора в название вынесен на поверхность смысл, идея произведения.
Идея – главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы героев, завершает в сюжете их судьбы определенным образом. Она, запрятанная в тексте, извлекается из него при анализе произведения.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Анализ художественного текста представляет собой особую литературоведческую дисциплину. Практика аналитического рассмотрения отдельных произведений в их внутренней целостности образует область научного познания, в равной степени близкую как истории литературы, так и ее теории, но не сводимую ни к первой, ни ко второй. В отечественной традиции впервые на это указал А.П.Скафтымов в начале 1920-х годов, увидев потребность в «теоретическом рассмотрении» отдельных произведений при изучении истории литературы 1 . О необходимости подвергать изучаемое произведение «эстетическому анализу» в 1924 г. писал М. М. Бахтин 2 . Значительный вклад в становление аналитического подхода к литературным текстам внесли ученые, представлявшие так называемую формальную школу отечественного литературоведения (Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум, Б.В.Томашевский, В.М.Жирмунский, В.В.Шкловский и др.). Однако их работы принадлежали по преимуществу к области теории литературы (теоретической поэтики). Опыт квалифицированного литературоведческого анализа накапливался в работах Л.Я.Гинзбург, Г.А.Гуковского, Я.О.Зунделовича, А.В.Чичерина и др., но в целом советское литературоведение долгое время пренебрегало собственно анализом произведения в его художественной специфике, отдавая предпочтение идеологическим интерпретациям и объяснениям, социально-историческому комментированию текстов. Мощный импульс обновления всей сферы духовной жизни в 1960-е годы ознаменовался, в частности, появлением новаторской для своего времени статьи М. М. Гиршмана3 , но только в 1970-е годы эта сторона науки о литературе получила в СССР официальное признание. В 1972 г. вы1 См.: Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Ученые записки Саратовского государственного университета. — Саратов, 1923. — Т. 1. — Вып. 3. 2 См.: Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики / М.М.Бахтин — М., 1975.-С. 17. 3См.: Гиршман М.М. Литературоведческий анализ: Методологические вопросы // Вопросы философии. — 1968. — № 10. шли в свет пособия Б.О.Кормана1 и Ю.М.Лотмана2 , оказавшие существенное влияние не только на практику университетского преподавания филологических дисциплин, но и на академическую науку. В 1976 г. Академия наук (ИРЛИ) опубликовала коллективную монографию «Анализ литературного произведения». Знаменательной вехой явилась проведенная в 1977 г. кафедрой теории литературы Донецкого университета представительная Всесоюзная конференция «Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы». Активное обсуждение методологии литературоведческого анализа продолжалось и далее 3 ; широко публиковались статьи, посвященные монографическому анализу конкретных произведений, выходили многочисленные сборники таких статей. Во многих провинциальных университетах (раньше, чем в столичных) анализ художественного текста стал одной из ключевых дисциплин в профессиональной подготовке филолога. Наконец, в «Литературном энциклопедическом словаре» 1987 г. за анализом художественного текста был закреплен статус самостоятельной области литературоведческого познания. Однако и до сего времени эта дисциплина преподается отнюдь не повсеместно, а значительное количество профессиональных читателей (литературоведов, критиков, учителей литературы) не владеет методологией литературоведческого анализа в полной мере. В действительности далеко не все, что именуется «анализом произведения», таковым является. Нередко так называют проблемные рассуждения о произведении с обильным его цитированием и указанием на отдельные «приемы»; или различного рода комментирование текста; или его лингвистический анализ, при котором художественная реальность произведения остается в принципе скрытой, как и при последовательно социологическом или психоаналитическом подходе. Но и в случае преследования собственно литературоведческой цели «рассмотреть художественное целое как единый, динамически развивающийся и вместе с тем внутренне завершенный мир» всегда имеется, как справедливо отмечает М.М.Гиршман, опасность подмены подлинного анализа либо «механическим подведением различных элементов под общий смысловой знаменатель (единство без многообразия)», либо «обособленным рас1 Корм а н Б.О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972. 2Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972. 3 См.: Гиршман М.М. Путь к объективности // Вопросы литературы. — 1978. — № 1; Тюпа В. И. Научность литературоведческого анализа как проблема // Филологические науки. — 1978. — № 6; Федоров В. В. Литературоведческий анализ как форма читательской деятельности // Проблемы истории критики и поэтики реализма. — Куйбышев, 1980. смотрением различных элементов целого (многообразие без единства)»1 . Настоящее пособие ставит перед собой две главные задачи.