Файл: Контрольная работа по дисциплине Практикум по выразительному чтению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первая состоит в том, чтобы показать практически, с минимально необходимым теоретическим комментарием основные пути специфического (эстетически ориентированного и в этом смысле целостного) научного анализа различных литературных текстов — анализа, избегающего указанных выше уклонений и подмен. При этом представляется важным погружение читателя в аналитическое рассмотрение единичных художественных произведений, поскольку научиться литературоведческому анализу можно только таким способом — путем полноценного вхождения в проблемное поле того или иного конкретного литературного феномена. Перечисление принципов и приемов аналитической работы, отвлеченное от литературного материала в его живом читательском восприятии или даже подкрепленное выхваченными из него «иллюстрациями», в данном случае ни к чему не ведет. Однако предварительное разъяснение теоретических оснований аналитической практики литературоведения все же необходимо. Этому посвящены две первые главы настоящего пособия и вводные разделы двух заключительных глав. Главы 3 и 4 демонстрируют технологию семиоэстетического (учитывающего как семиотическую природу литературного текста, так и эстетическую природу художественного произведения) анализа, ориентированного на полноту научного описания изучаемого объекта. Впрочем, изложение процедуры описания детализации и речевого строя «Фаталиста» М. Ю.Лермонтова несколько сокращено по причине своего слишком большого объема. Анализ в этих главах сосредоточен на таких аспектах рассмотрения, которые в той или иной степени необходимы для полноценного изучения любого литературного произведения. В этом смысле можно говорить о предлагаемом алгоритме литературоведческого анализа. Значительная часть аналитического исследования подобного рода, как правило, не выносится в окончательный текст завершенной научной работы, составляя ее «технологический» базис (если, разумеется, мы имеем дело с подлинно научным результатом). Поэтому последующие главы пособия представляют собой более свободную демонстрацию аналитики текстов. Это исследовательские прочтения, отдающие предпочтение идентификационному пути анализа (см. ниже) и приближенные к современному формату «нормального» научного сообщения в области литературоведения. 'Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. — М., I99I.-C. 70. При этом главы 5 — 8 содержат примеры аналитического подхода к различным по степени своей внутренней связности текстовым образованиям, имеющим место в литературе: фрагменту завершенного целого и незавершенному наброску, циклу литературных произведений, сложносоставному художественному целому (псевдоциклу) и своего рода «гиперциклу» (интертекстуальному образованию). Наконец, главы 9—10 посвящены теоретическим вопросам и практическим демонстрациям относительно нового для отечественной научной традиции дискурсного (в частности, нарратологического) анализа художественных текстов как высказываний (коммуникативных событий). Анализ этого рода ставит и решает уже не столько эстетические, сколько риторические («неориторические») проблемы изучения литературы. В данном пособии встречается немалое количество непривычной терминологии, часть которой приведена в специальной таблице (см. табл. 3). В то же время в стороне остались некоторые привычные понятия — такие, как «образ», «идея», «прием». Дело в том, что современное литературоведение переживает глубокое обновление научного языка. Это неизбежный и закономерный процесс, время от времени ввергающий науку в «переходное» состояние. В таких ситуациях в равной степени важно и не утрачивать
накопленного ранее в формах устаревающего языка, и не закрывать глаза на открывающиеся перспективы непрерывно обновляющегося научного мышления. Вторая задача настоящего пособия как раз и состоит в том, чтобы ввести читателя в этот двоякоориентированный контекст совершающихся эпистемологических (от греч. episteme — 'знание') изменений. На всем протяжении книги цитаты из анализируемых текстов оформлены курсивом или даны мелким кеглем, а подчеркивания в этих цитатах принадлежат автору пособия. «Анализ художественного текста» входит составной частью в комплекс учебных пособий по теории литературы, подготовленных и выпущенных издательством «Академия»: Н.Д.Тамарченко, В. И.Тюпа, С. Н.Бройтман. Теория литературы: В 2 т. М., 2004; Н.Д.Тамарченко. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. М., 2004; С.Н.Бройтман. Историческая поэтика: Хрестоматияпрактикум. М., 2004; Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004.

Источник: https://russkiiyazyk.ru/leksika/alliteratsiya-primeryi.html