Файл: Практическая работа 1 Педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа 1 Педагогика.

Структура и методы педагогических исследований

  1. Найти фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие образование, обучение.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

Учение образует ум, а воспитание — нравы.

Хорошо того учить, кто перенимает.

Где учение, там и умение.

Учиться всегда пригодится.

Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

Учиться никогда не поздно.

Человек неученый — что топор неточеный: можно и таким дерево срубить, да трудов много.

Учить трудно, переучивать еще труднее.

Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.

В книге ищи не буквы, а мысли.

Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму. 

  1. Докажите, что педагогика – это наука, и искусство. Ответ аргументируйте.

Педагогика рассматривается как наука и искусство. Наука потому, что имеет свой предмет (целостный педагогический процесс); обширную информацию о нем; понятийный аппарат, свидетельствующий о степени систематизированности имеющейся информации; описание закономерностей, характеризующих целостный педагогический процесс. Педагогика - это наука и потому, что неотъемлемой ее частью является педагогическое прогнозирование. Как наука она представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе научной картины целостного педагогического процесса (педагогическая теория).

Понимание педагогики как искусства воспитания продержалось многие столетия; нельзя утверждать, что от него полностью отказались и сегодня. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867 г., К.Д.Ушинский подчеркивал: «...педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности... Педагогика - не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека».


Педагогика - это искусство, рассматриваемое как высокая степень педагогического мастерства, т. е. педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях, ядром которых являются педагогические знания, осмысленные педагогом, принятые им как истинные, вызывающие уверенность в правильности принятых решений и готовность действовать в соответствии с ними. Педагогическое искусство - это реализация педагогической теории на практике на высоком уровне педагогического мастерства.

  1. На конкретных примерах докажите, что в сфере образования проявляется единство науки и практики

Есть поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», точна так же педагогическая наука не может развиваться без постоянного поступления информации из практики работы педагогов: разнообразной статистики, сведений о результатах обучения и воспитания, о применении способов и средств организации педагогического процесса, об отношении к тем или иным педагогическим новшествам и т.д. Любые научно-педагогические концепции остаются лишь гипотезами до тех пор, пока не найдут подтверждение на практике. Экспериментальная проверка научных гипотез – это важный аспект рассматриваемой взаимосвязи: практика влияет на теорию, «давая добро» новым научно-педагогическим разработкам или наоборот, обнаруживая их ошибочность или недостаточную разработанность.

Значительная часть научных открытий в педагогике берёт начало в педагогической практике. Бывает, что педагоги-практики, опираясь на опыт и интуицию, обнаруживают некоторую закономерность, придумывают новые способы и средства организации учебного процесса, начинают их использовать в своей работе, добиваясь высоких результатов. Этот инновационный педагогический опыт изучается педагогической наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших научных исследованиях.

Прогнозирование развития педагогического процесса. Наука аккумулирует огромный объём знаний о педагогическом процессе. Это позволяет ей не только описывать и связывать между собой известные факты, но и обнаруживать нечто такое, что невозможно увидеть, решая только частные задачи практической педагогической деятельности. Возможность научного предвидения развития педагогического процесса – именно тот аспект, который позволяет подсказать оптимальные способы и средства педагогической деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и перспективах развития образования в стране и мире.



Между тем ответ на него не так уж сложен. Любая работа – в технической ли, в гуманитарной сфере – это практически всегда работа с людьми: с коллегами, под чьим-то началом, руководя другими, в большом коллективе или небольшой группе, на предприятии или в учреждении, занимаясь производством или бизнесом... Рядом неизменно разные люди, и каждый влияет на других, в свою очередь, подвергаясь их влиянию. А это значит, что чаще всего неосознанно, но все мы чему-то учим других, воспитываем их, будучи при этом обучаемы и воспитываемы ими.

Сказанное относится к любому профессионалу – инженеру, врачу, менеджеру, иному квалифицированному специалисту. Впрочем, каждый из нас является еще и членом своей семьи, чьим-то соседом, кому-то приятелем... К тому же каждый человек – индивидуальность с неповторимым характером, личностными качествами, типом мышления, отношением к людям, носитель определенного стиля общения, обладатель уникального опыта, имеющий свои ценности, ставящий перед собой определенные цели и ориентирующийся на те или иные перспективы, требующий многого от других и чего-то от себя и соответственно поступающий так или иначе, самовыражаясь и этим предъявляясь людям своими поступками, словами, внешностью. Это ли не воспитывающее влияние?!

Особенно сложно бывает молодому специалисту – где бы, как бы и с кем бы он ни работал. От него требуется правильное взаимодействие с людьми, от которого напрямую зависят успех общего дела и личной деятельности, удовлетворенность ею, перспективы профессионального роста. Отсюда – не менее важна работа над собой, самообразование и самовоспитание – способности быть педагогом.

Впрочем, не только им. Обращаясь к людям, которые не собираются быть учителями, мы, тем не менее, посчитали нецелесообразным вовсе игнорировать некоторые конкретные педагогические проблемы воспитания детей, подростков, юношества. Ведь со многими из этих проблем современный студент уже сталкивался в своем школьном опыте; возникают они, измененные временем, и в нынешней жизни, непременно потребуют решения и в дальнейшем – в семье будущего специалиста: какой бы ни была его профессиональная деятельность, ее успех всегда так или иначе обусловлен домашней ситуацией. Все мы – педагоги и друг другу, и нашим детям.

Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики реализуется в процессе их взаимодействия и взаимного обогащения
 (схематично это изображено на рисунке).



  1. Используя разнообразные методы (наблюдение, беседы, тестирование), составьте характеристику возрастных и индивидуальных особенностей «трудного студента». Сопоставьте для этого «трудного студента» природные, и педагогические факторы его развития. Какие педагогические выводы из этого сопоставления следуют?

Наибольшую трудность в работе преподаватели испытывают со студентами агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, т.е. подростками с девиантным поведением.

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы. Основные черты: негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность, эмоциональная чёрствость, цинизм, жестокость, склонность к насилию, грубость в общении, особенно с употреблением ненормативной лексики. Факторы, которые вызывают у подростков такое поведение: возрастные кризисы, психогормональные процессы, перестройка Я-концепции, неопределённость социального положения подростков, перестройка механизмов социального контроля. В результате у детей формируются эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, неоправданная резкость и повышенная конфликтность.

Начиная работу со своими студентами, я провожу сбор и анализ информации о студентах и их семьях, наблюдение за поведением студентов, опрос и анкетирование. Выявляю студентов «группы риска». Пытаюсь разобраться и понять причины ненормального поведения отдельных студентов моей группы и нахожу их.

В первую очередь – это дисфункциональность семьи:

  • неблагоприятный психологический климат семьи (внутрисемейные конфликты, психологические травмы, отсутствие нормальной, нравственной среды, безразличие, алкоголизм и т.д. )

  • гиперопека,

  • неполная или деформированная семья,

  • криминогенная семья.

Результат: озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие

Другие причины социальной дезадаптации:

  • личностные особенности (возрастные, характерологические, психические);

  • дезадаптация в группе (низкий статус, непризнание, эмоциональное неприятие);

  • социальное воздействие (СМИ, ценности общества);

  • воздействие асоциальной неформальной среды.


При этом проявляется такая особенность социальных отношений «трудных студентов»: с одной стороны, они чаще всего воспринимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нравственным позициям, с другой — всякую негативную оценку своих поступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.

Несомненно, что в основе педагогической цели, реализуемой по отношению к «трудному студенту», лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Необходимо создание условий для осознания студентом необходимости переоценки своего поведения.

Одной из главных задач воспитания «трудного студента» является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности студентов в реальные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компонент. Вторым условием является самореализация студентов в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности студенту более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым студентом своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую студент включается.

Воспитание «трудного студента» совершается только на основе активности самого студента во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Фактически цель воспитания будет состоять в формировании состояния самоперевоспитания.

Говоря об активности студента, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы студента, определять, что является для студента главным на данный момент.

Воспитание «трудных студентов» подразумевает включение следующих компонентов:

  • целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. п.);

  • актуализации всех источников нравственного опыта студентов (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между студентами группы, отношения детей с родителями, отношения преподаватель — студент, преподаватель — родители студентов, повседневный стиль и «тон» работы колледжа);

  • введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;