Файл: Теоретические аспекты процедуры несостоятельности (банкротства) юридического лица.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
Таким образом, анализ данного вопроса показывает, что различен объем и характер полномочий, которыми Закон о банкротстве наделяет указанные категории субъектов. Полномочий на совершение процессуальных действий, направленных на возникновение, развитие и окончание процесса в той или иной стадии, существенно больше у лиц, участвующих в деле о несостоятельности.
2.3. Гражданско-правовая ответственность лиц, наступающая при банкротстве юридических лиц
Применение гражданско-правовой ответственности к организациям, которые объявили себя банкротами, имеет ряд особенностей, которые регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, федеральных законов № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002, № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995, № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998.
Гражданско-правовая ответственность лиц организаций наступает при условии, что организация не исполнила своих денежных обязательств по отношению к кредитору, а также при неуплате обязательных платежей, предусмотренных в Законе о банкротстве.
По общему правилу, в ч. 2 ст. 56 ГК РФ учредитель или собственник имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, также по обязательствам учредителя или собственника имущества не отвечает юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Такое исключение зафиксировано в ст. 10 Закона о банкротстве, в которой говорится, что руководители или собственники имущества могут нести субсидиарную ответственность, если юридическое лицо стало банкротом вследствие их действий, т.е. ответственность несут руководитель организации и контролирующие ее лица.
Правовой основой наступления данного вида ответственности является предусмотренное в ч. 3 ст. 53 ГК РФ положение о том, что лицо, которое уполномочено выступать от юридического лица, в силу закрепления данных полномочий в учредительных документах, договорах и т.д., должно действовать в интересах данного юридического лица разумно и добросовестно. Данные принципы закреплены в первых статьях ГК РФ. Если говорить о коллегиальных органах юридического лица, то они несут такую же обязанность.
Также не можем не отметить, что гражданско-правовую ответственность при банкротстве организации могут нести руководители и контролирующие органы должника, если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота и предпринимательского риска.
Вообще правило ст. 10 Закона о банкротстве направлено на защиту конкурсных кредиторов, а также устранению правонарушений лицами, представляющими юридические лица, по уменьшению конкурсной массы.
В пункте 1 ст. 10 Закона о банкротстве указано, что руководитель, коллегиальные органы, учредители, собственники имущества, должники при нарушении данного Федерального закона обязаны возместить убытки, возникшие в связи с допущенным нарушением.14
Закон о банкротстве указывает на несколько случаев, когда руководитель и контролирующие лица несут субсидиарную ответственность по долгам, которые принадлежат юридическому лицу.
Первым основанием для привлечения лица к субсидиарной ответственности является то, что была нарушена обязанность по подаче заявления в суд должником в случаях и срок, установленных ст. 9 Закона о банкротстве, и при этом на данное лицо возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного п. 2 и 3 ст. 9 Закона о банкротстве.15
Вторым основанием является совершение контролирующими лицами действий (бездействия), которые привели к банкротству организации.
В пункте 4 ст. 10 Закона о банкротстве указано, что в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника, в т.ч. по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные указания в отношении должника, имеют возможности иными путями определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
При использовании п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве и привлечении лиц к субсидиарной ответственности должны учитываться общие правила привлечения к ответственности, предусмотренные в ГК РФ.
Необходимо отметить, что внесенные изменения в п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве закрепили презумпцию виновности контролирующих лиц при наличии следующих обстоятельств:
- если причинен имущественный вред кредиторам вследствие совершения или одобрения этим лицом сделок должника, принесших пользу данному лицу;
- если документы бухгалтерского учета и отчетности, ведение которых обязательно и установлено законодательством РФ, не имеются, или имеются, но не в надлежащем виде, искажена информация в данных документах или часть информации об объектах отсутствует, что в дальнейшем затрудняет проведение процедур, предусмотренных в деле о банкротстве.
16
Второе обстоятельство, предусмотренное в п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, применимо к лицам, ведущим данную документацию, а также к ответственным за их хранение, что является их прямой обязанностью.
В итоге все лица, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам должника, охватываются таким термином, как «контролирующее должника лицо», которое в течение двух лет до принятия судом заявления должника о банкротстве организации имело право давать прямые указания должнику или иным способом влиять на действия должника.17 В частности, контролирующим должника лицом могут признаваться члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочий, закрепленных за ним в доверенности, нормативно-правовом акте и т.д. могло совершать сделки от имени должника, лицо, у которого имелось право распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Контролирующее должника лицо не понесет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вины в том, что должник все-таки был признан несостоятельным, т.е. банкротом вследствие действий или бездействия данного лица, в этом нет, и он действовал разумно и добросовестно.18
В заключение необходимо отметить, что привлечение к гражданско-правовой ответственности лиц при банкротстве юридических лиц будет специальной ответственностью и будет рассматриваться арбитражными судами.
Для привлечения лиц к субсидиарной ответственности должна присутствовать совокупность следующих условий: наличие права у лица давать указания должнику либо иным образом влиять на его действия; совершение лицом данных действий по реализации управления действиями должника; наличие причинно-следственной связи между использованием данного права, действиями должника; недостаточное количество имущества для расчета с кредиторами; установление вины контролирующего должника лица.
Заключение
Проведенное в рамках данной работы исследование позволило сделать вывод, что процесс банкротства может происходить быть в полном или упрощенном виде. Процесс банкротства может включать в себя: наблюдение – это анализ всего финансового статуса должника; оздоровление –восстановление функциональности и платежеспособности субъекта
; внешнее управление – смена руководства с целью «реанимации» компании; конкурсное производство – продажа активов предприятия на торгах; и мировое соглашение – обоюдный договор должника и кредиторов на взаимные уступки.
Основным законодательным актом по вопросам банкротства является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это главный источник нормативной информации обо всех процедурах, признаках и последствиях банкротства. Закон определяет понятие банкротства следующим образом: несостоятельность – признание арбитражным судом неспособности лица в полном объеме удовлетворить требования по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или оплате труда, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Осмысляя проблему несостоятельности (банкротства) юридического лица – общества с ограниченной ответственностью, то есть «созданного одним или несколькими лицами хозяйственного общества, уставный капитал которого разделен на доли», следует отметить, что в 2016 году приняты существенные законодательные поправки: только руководитель ООО может дать начало процессу банкротства; лишь после обращения в налоговые органы информация о ликвидации ООО может быть опубликована; перепродажа доли участника возможна лишь с нотариального подтверждения и после оплаты долей другими участниками; кредиторы наделяются правом самостоятельно определять условия процесса осуществления торгов; налоговые органы могут предъявлять требования напрямую к должнику и нет необходимости объявлять о процедуре банкротства. Несостоятельность (банкротство) для общества с ограниченной ответственностью означает следующие последствия: начисление штрафов и пени прекращается; на любые сделки налагается запрет; ранее наложенные аресты на имущество снимаются; активы предприятия распродаются на торгах; штат сотрудников распускается, а сама организация перестает существовать. позволяет очистить организацию от всех долговых обязательств, которые он имеет перед банками, государством, кредиторами.
Список используемых источников и литературы
1 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/
2 Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 06.08.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
3 Егоров А.В. Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве // Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве: Постатейный комментарий к главам V, VI, VIII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Статут, 2013. – 276 с.
4 Телюкина М.В. Конкурсное право. Гражданско-правовые проблемы: дисс. ... докт. юрид. наук. 12.00.03. М., 2013. – 288 с.
5 Хоуман М. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике // Вестник ВАС РФ: Специальное приложение к № 3, март 2011 года. Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве). М.: ЮРИТ-Вестник, 2012. – 288 с.
6 Ткачев, В. Н. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: моногр. / В.Н. Ткачев. - М.: Городец, 2016. - 528 c.
7 Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 06.08.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
8 Борисов, А. Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" / А.Н. Борисов. - М.: Деловой двор, 2017. - 288 c.
9 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/
10 Телюкина, М. В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» [Текст] / М. В Телюкина. М.: Юрайт-Издат, 2012. - С. 57.
11 Свириденко, О. М. Участники производства по делам о несостоятельности (банкротстве) [Текст] / О. М. Свириденко // Право и экономика. 2014. № 2. - С. 103,104.
12 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 2002 г.; ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ. 2002. № 30. Ст. 3012.
13 Определение Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 8 октября 2014 г. № КГ-А41/10214-09 по делу № А41-24210/08 [Электронный ресурс] II Справочная поисковая система «КонсультантПлюс» (документ не опубликован).
Таким образом, анализ данного вопроса показывает, что различен объем и характер полномочий, которыми Закон о банкротстве наделяет указанные категории субъектов. Полномочий на совершение процессуальных действий, направленных на возникновение, развитие и окончание процесса в той или иной стадии, существенно больше у лиц, участвующих в деле о несостоятельности.
2.3. Гражданско-правовая ответственность лиц, наступающая при банкротстве юридических лиц
Применение гражданско-правовой ответственности к организациям, которые объявили себя банкротами, имеет ряд особенностей, которые регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, федеральных законов № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002, № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995, № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998.
Гражданско-правовая ответственность лиц организаций наступает при условии, что организация не исполнила своих денежных обязательств по отношению к кредитору, а также при неуплате обязательных платежей, предусмотренных в Законе о банкротстве.
По общему правилу, в ч. 2 ст. 56 ГК РФ учредитель или собственник имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, также по обязательствам учредителя или собственника имущества не отвечает юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Такое исключение зафиксировано в ст. 10 Закона о банкротстве, в которой говорится, что руководители или собственники имущества могут нести субсидиарную ответственность, если юридическое лицо стало банкротом вследствие их действий, т.е. ответственность несут руководитель организации и контролирующие ее лица.
Правовой основой наступления данного вида ответственности является предусмотренное в ч. 3 ст. 53 ГК РФ положение о том, что лицо, которое уполномочено выступать от юридического лица, в силу закрепления данных полномочий в учредительных документах, договорах и т.д., должно действовать в интересах данного юридического лица разумно и добросовестно. Данные принципы закреплены в первых статьях ГК РФ. Если говорить о коллегиальных органах юридического лица, то они несут такую же обязанность.
Также не можем не отметить, что гражданско-правовую ответственность при банкротстве организации могут нести руководители и контролирующие органы должника, если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота и предпринимательского риска.
Вообще правило ст. 10 Закона о банкротстве направлено на защиту конкурсных кредиторов, а также устранению правонарушений лицами, представляющими юридические лица, по уменьшению конкурсной массы.
В пункте 1 ст. 10 Закона о банкротстве указано, что руководитель, коллегиальные органы, учредители, собственники имущества, должники при нарушении данного Федерального закона обязаны возместить убытки, возникшие в связи с допущенным нарушением.14
Закон о банкротстве указывает на несколько случаев, когда руководитель и контролирующие лица несут субсидиарную ответственность по долгам, которые принадлежат юридическому лицу.
Первым основанием для привлечения лица к субсидиарной ответственности является то, что была нарушена обязанность по подаче заявления в суд должником в случаях и срок, установленных ст. 9 Закона о банкротстве, и при этом на данное лицо возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного п. 2 и 3 ст. 9 Закона о банкротстве.15
Вторым основанием является совершение контролирующими лицами действий (бездействия), которые привели к банкротству организации.
В пункте 4 ст. 10 Закона о банкротстве указано, что в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника, в т.ч. по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные указания в отношении должника, имеют возможности иными путями определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
При использовании п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве и привлечении лиц к субсидиарной ответственности должны учитываться общие правила привлечения к ответственности, предусмотренные в ГК РФ.
Необходимо отметить, что внесенные изменения в п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве закрепили презумпцию виновности контролирующих лиц при наличии следующих обстоятельств:
- если причинен имущественный вред кредиторам вследствие совершения или одобрения этим лицом сделок должника, принесших пользу данному лицу;
- если документы бухгалтерского учета и отчетности, ведение которых обязательно и установлено законодательством РФ, не имеются, или имеются, но не в надлежащем виде, искажена информация в данных документах или часть информации об объектах отсутствует, что в дальнейшем затрудняет проведение процедур, предусмотренных в деле о банкротстве.
16
Второе обстоятельство, предусмотренное в п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, применимо к лицам, ведущим данную документацию, а также к ответственным за их хранение, что является их прямой обязанностью.
В итоге все лица, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам должника, охватываются таким термином, как «контролирующее должника лицо», которое в течение двух лет до принятия судом заявления должника о банкротстве организации имело право давать прямые указания должнику или иным способом влиять на действия должника.17 В частности, контролирующим должника лицом могут признаваться члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочий, закрепленных за ним в доверенности, нормативно-правовом акте и т.д. могло совершать сделки от имени должника, лицо, у которого имелось право распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Контролирующее должника лицо не понесет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вины в том, что должник все-таки был признан несостоятельным, т.е. банкротом вследствие действий или бездействия данного лица, в этом нет, и он действовал разумно и добросовестно.18
В заключение необходимо отметить, что привлечение к гражданско-правовой ответственности лиц при банкротстве юридических лиц будет специальной ответственностью и будет рассматриваться арбитражными судами.
Для привлечения лиц к субсидиарной ответственности должна присутствовать совокупность следующих условий: наличие права у лица давать указания должнику либо иным образом влиять на его действия; совершение лицом данных действий по реализации управления действиями должника; наличие причинно-следственной связи между использованием данного права, действиями должника; недостаточное количество имущества для расчета с кредиторами; установление вины контролирующего должника лица.
Заключение
Проведенное в рамках данной работы исследование позволило сделать вывод, что процесс банкротства может происходить быть в полном или упрощенном виде. Процесс банкротства может включать в себя: наблюдение – это анализ всего финансового статуса должника; оздоровление –восстановление функциональности и платежеспособности субъекта
; внешнее управление – смена руководства с целью «реанимации» компании; конкурсное производство – продажа активов предприятия на торгах; и мировое соглашение – обоюдный договор должника и кредиторов на взаимные уступки.
Основным законодательным актом по вопросам банкротства является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это главный источник нормативной информации обо всех процедурах, признаках и последствиях банкротства. Закон определяет понятие банкротства следующим образом: несостоятельность – признание арбитражным судом неспособности лица в полном объеме удовлетворить требования по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или оплате труда, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Осмысляя проблему несостоятельности (банкротства) юридического лица – общества с ограниченной ответственностью, то есть «созданного одним или несколькими лицами хозяйственного общества, уставный капитал которого разделен на доли», следует отметить, что в 2016 году приняты существенные законодательные поправки: только руководитель ООО может дать начало процессу банкротства; лишь после обращения в налоговые органы информация о ликвидации ООО может быть опубликована; перепродажа доли участника возможна лишь с нотариального подтверждения и после оплаты долей другими участниками; кредиторы наделяются правом самостоятельно определять условия процесса осуществления торгов; налоговые органы могут предъявлять требования напрямую к должнику и нет необходимости объявлять о процедуре банкротства. Несостоятельность (банкротство) для общества с ограниченной ответственностью означает следующие последствия: начисление штрафов и пени прекращается; на любые сделки налагается запрет; ранее наложенные аресты на имущество снимаются; активы предприятия распродаются на торгах; штат сотрудников распускается, а сама организация перестает существовать. позволяет очистить организацию от всех долговых обязательств, которые он имеет перед банками, государством, кредиторами.
Список используемых источников и литературы
-
Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 06.08.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ -
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 2002 г.; ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ. 2002. № 30. Ст. 3012. -
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ -
Определение Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 8 октября 2014 г. № КГ-А41/10214-09 по делу № А41-24210/08 [Электронный ресурс] II Справочная поисковая система «КонсультантПлюс» (документ не опубликован). -
Адамова В.Б., Марков П.А., Спахова Н.М. Проблемные вопросы практики применения законодательства о банкротстве // Вестник Арбитражного суда города Москвы, 2015, № 4. – С. 45. -
Генкин А.С. О некоторых экономических аспектах совершенствования законодательства в области несостоятельности (банкротства) // Предпринимательское право, 2014, № 3. – С. 29. -
Дорохина Е.Г. Регулирование отношений управления в системе банкротства // Предпринимательское право. Приложение Бизнес и право в России и за рубежом, 2015, № 3. – С. 9. -
Егоров А.В. Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве // Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве: Постатейный комментарий к главам V, VI, VIII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Статут, 2013. – 276 с. -
Карелина С.А. Несостоятельность (банкротство) как юридический состав // Российская юстиция, 2013, № 4. – С. 31. -
Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие. Волтерс Клувер, 2006. – 309 с. -
Кыров, А. А. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": моногр. / А.А. Кыров. - М.: Проспект, 2016. - 528 c. -
Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Проблемы совершенствования законодательства о банкротстве в условиях финансового кризиса // Арбитражные споры, 2010, № 1. – С. 7. -
Свириденко, О. М. Участники производства по делам о несостоятельности (банкротстве) [Текст] / О. М. Свириденко // Право и экономика. 2014. № 2. - С. 103,104. -
Телюкина М.В. Конкурсное право. Гражданско-правовые проблемы: дисс. докт. юрид. наук. 12.00.03. М., 2013. – 288 с. -
Телюкина, М. В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» [Текст] / М. В Телюкина. М.: Юрайт-Издат, 2012. - С. 57. -
Ткачев, В. Н. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: моногр. / В.Н. Ткачев. - М.: Городец, 2016. - 528 c. -
Хоуман М. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике // Вестник ВАС РФ: Специальное приложение к № 3, март 2011 года. Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве). М.: ЮРИТ-Вестник, 2012. – 288 с. -
Чистникова, Ирина Антикризисное управление и предотвращение банкротства организации / Ирина Чистникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 112 c.
1 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/
2 Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 06.08.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
3 Егоров А.В. Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве // Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве: Постатейный комментарий к главам V, VI, VIII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Статут, 2013. – 276 с.
4 Телюкина М.В. Конкурсное право. Гражданско-правовые проблемы: дисс. ... докт. юрид. наук. 12.00.03. М., 2013. – 288 с.
5 Хоуман М. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике // Вестник ВАС РФ: Специальное приложение к № 3, март 2011 года. Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве). М.: ЮРИТ-Вестник, 2012. – 288 с.
6 Ткачев, В. Н. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: моногр. / В.Н. Ткачев. - М.: Городец, 2016. - 528 c.
7 Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 06.08.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
8 Борисов, А. Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" / А.Н. Борисов. - М.: Деловой двор, 2017. - 288 c.
9 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/
10 Телюкина, М. В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» [Текст] / М. В Телюкина. М.: Юрайт-Издат, 2012. - С. 57.
11 Свириденко, О. М. Участники производства по делам о несостоятельности (банкротстве) [Текст] / О. М. Свириденко // Право и экономика. 2014. № 2. - С. 103,104.
12 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 2002 г.; ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ. 2002. № 30. Ст. 3012.
13 Определение Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 8 октября 2014 г. № КГ-А41/10214-09 по делу № А41-24210/08 [Электронный ресурс] II Справочная поисковая система «КонсультантПлюс» (документ не опубликован).