Файл: С самого детства будущий художник воспринимал окружающий деревенский мир в его многообразии и удивительной красоте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вячеслав Ильич Михайлов родился в 1951 году в деревне Писеево Алнашского района. Детство его проходило среди необозримых просторов полей и лесов, возле извилистой речки Чаж и на ее крутых пригорках. Будущий художник учился в местной восьмилетней школе. Жизнь деревенского мальчишки была неразрывно связана с жизнью природы. Монотонная зима, весеннее пробуждение природы, золотое время года – лето, щедрая на краски и урожай осень. Это бесконечное изменение природы и сила детских впечатлений превратились в тесную, сокровенную и загадочную связь между будущим художником и природой, а в дальнейшем стали его неисчерпаемым творческим арсеналом.

Жизненные обстоятельства закаляли характер деревенского паренька. От матери, которая воспитывала сына одна, он унаследовал хорошее качество характера, не раз помогавшее ему в жизни и творчестве,– во всем полагаться на самого себя, на собственные силы и, как результат, умение добиваться поставленной цели.

С самого детства будущий художник воспринимал окружающий деревенский мир в его многообразии и удивительной красоте.

Навсегда в его памяти остались земляки, каждый со своим характером и индивидуальностью, сумевшие сохранить свою самобытность, фольклор, свой образ жизни. Особая любовь художника к природе родного края, из которой черпает он свои впечатления. Все это богатство мироощущения с деревенским «привкусом» навсегда осталось в душе художника. С молоком матери он впитал традиции, обычаи, уклад жизни удмуртских крестьян.

В. Михайлов с большой сыновней благодарностью и любовью отзывается о своей матери, простой удмуртской крестьянке, сумевшей поддержать в маленьком сыне интерес к рисованию. Она верила в его способности и, несмотря на нелегкую жизнь, благословила сына на учебу. Позднее, став уже профессиональным художником, В. Михайлов посвящает матери одну из своих работ – «Памяти матери. Трудное лето» (1987). Тревожны и неспокойны краски в этой картине, как жива и неспокойна память художника о близком человеке
, перед которым он в вечном долгу.

Настала пора серьезно подумать о своем будущем. Мечта об образовании привела его в Дебесское педагогическое училище. Здесь у будущего художника начало складываться профессиональное отношение к искусству. В училище в начале своей творческой жизни он встретил человека, сумевшего по-настоящему привить ему любовь к изобразительному искусству. Им оказался преподаватель художественных дисциплин Яков Иванович Иванов– наставник молодых художников, воспитывавший у своих питомцев высокое чувство прекрасного. И сегодня, будучи уже сам педагогом, Вячеслав Михайлов находит самые теплые слова в адрес своего первого учителя.

К двадцати годам, времени поступления в Удмуртский государственный университет на художественно-графический факультет, робким новичком в освоении художественного ремесла Вячеслав Михайлов, конечно же, не был. Занятия в университете под руководством Ю. И. Рылова, С. Н. Виноградова, А. П. Холмогорова, В. А. Цибульника, их советы, практические навыки способствовали быстрому становлению и развитию творчества начинающего художника. От них он воспринял умение строить тематическую композицию, раскрыть ситуации сюжетов и характер персонажей. Прислушиваясь к советам опытных педагогов, Вячеслав Михайлов искал и находил свои, присущие именно ему, формы художественного выражения окружающего мира.

Студенческие работы отличались своим композиционным решением, цветовым строем, внутренним миром.

Творческое становление В. Михайлова было неторопливым, но по-настоящему основательным. Все обретенное и впитанное в период обучения, жизненные наблюдения явились прочной основой для творчества.

Начало профессионального творческого пути художника пришлось на конец 1970-х годов, когда ведущее и почетное место в творчестве многих художников занимал стиль социалистического реализма. Брошенный в свое время клич о том, что «создание произведений о рабочем классе должно стать центральной задачей удмуртского изобразительного искусства», способствовал рождению многих невыразительных работ. Начинающему художнику проще было идти по проторенному пути соцреализма. Однако Вячеслав Михайлов выбрал свои ориентиры в искусстве, которые позволили ему состояться как творческой личности и самобытному художнику.

На рубеже 1980–1990-х годов в разных регионах страны начался процесс возрождения культуры, традиций, обычаев народов – процесс возрождения наций. Эти тенденции отразились и на творчестве удмуртских художников. Их искусство в целом как бы было направлено к главному руслу – попытке отыскать в своем творчестве новую грань, связанную с представлением о национальной форме искусства.



Самобытность художественного мышления Вячеслава Михайлова со свойственным ему трудолюбием и упорством позволили заявить о себе как о думающем, интересном художнике. Произведения В. Михайлова стали обращать на себя внимание глубиной замысла, правдивостью образных характеристик, пластическим решением формы. В самой гуще народной жизни художник находит темы и сюжеты для своих работ, полных высокой гражданственности. Он живет с простыми людьми, сопереживает вместе с ними, вместе с ними трудится на земле.

http://uralistica.com/

"Полифония жизни удмуртской деревни стала языком общения для художника Вячеслава Михайлова. Художник рассматривает мир через призму обыденности. В качестве стаффажей в пейзаж вводятся животные, люди, постройки, становясь символами освоения человеком этого пространства. Восприятие мира, гармонии вселенной через природу придает пейзажу мифологический характер, пейзаж становится своего рода поклонением природе. Натюрморты представляют на суд зрителей вещи, которые мы, не задумываясь, определяем как "деревенские", которые в работах художника поднимаются до знакового состояния, превращаясь из реально-бытовых в ритуально-символические.

Деревня для В.И. Михайлова — это воспоминания детства. Для художника характерно страстное желание сохранить новизну и остроту, присущие детскому восприятию, сохранить частичку жизни, которая безвозвратно исчезает. Меняется не только ландшафт, меняется сам мелодический строй жизни: утро уже не начинается со звучания рожка, стука открываемых хозяйками ворот, больше не звучит мелодия проснувшейся деревни. Уходят в прошлое не только старинные удмуртские обычаи, уходят запахи детства — хлеба, калины, табаней, что пекла мама. Исчезла традиционная утварь, которая наполняла кухню, сливалась с нею, была продолжением проворных маминых рук. Уходят в прошлое отношения человека и вещей, его окружающих: "Нельзя разбивать яйцо о стол: стол — это ладонь Бога".

Художник видит мир сквозь цветное стеклышко в руке ребенка, только в руке мастера оно оборачивается магическим кристаллом. Со временем меняется стиль художника, отношение к картинной плоскости, вещи воспринимаются им в своей сути (а суть и глобальна, и проста), упрощается язык формы. Уточняет заложенную идею, усиливает ее звучание колорит. В сочетании красок отзвуки народных вышивок, ткачества, и саму картину можно назвать "многотканной". То, что, на первый взгляд, кажется наивными детскими картинками, на деле оказывается проявлением той мудрости, которая присуща "старому да малому".


Н.А. Розенберг, Е.О. Плеханова "Этнофутуризм и этническая идентификация в искусстве России конца XIX - начала XXI века",Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005, с. 281-302

На пороге "этнического ренессанса"?
"Традиции и новаторство финно-угорского искусства".