Файл: Сборник заданий по формированию читательской грамотности на уроках в 14 классах общеобразовательной школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новобачатская средняя общеобразовательная школа»
Сборник заданий
по формированию читательской грамотности
на уроках в 1-4 классах
общеобразовательной школы
Бартасова Ирина Сергеевна
учитель начальных классов
Новобачаты 2022
Пояснительная записка
Одной из главных проблем современной дидактики является отнюдь не проблема формирования элементарной грамотности, подразумевающей умение читать, писать и осуществлять простейшие арифметические действия. В настоящее время в условиях тотальной информатизации всех сфер жизни, многократного увеличения информационного потока уже недостаточно давать обучающимся готовый устоявшийся набор знаний, необходимо учить пользоваться полученными знаниями для быстрой и успешной адаптации к внешней среде, эффективного функционирования в ней. В связи с этим в числе самых важных и актуальных навыков XXI века сейчас называют функциональную грамотность.
Под функциональной грамотностью понимают уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. При этом одной из главных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
-
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; -
нахождение информации; -
интерпретация текста; -
рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Читательская грамотность
-
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни. -
«способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия». -
это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения; -
способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.
Сборник составлен из заданий, направленных на формирование умения читать и понимать разные тексты и применять в жизни знания, полученные в школе. Рассчитано на обучающихся 1-4 классов и содержит комплекс заданий для самостоятельного или коллективного выполнения. При выполнении заданий актуализируются знания и умения, которые позволят ориентироваться в современной жизни.
1 класс
Задание 1
Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Задание 2
Прочитай слова без лишнего слога
тюсаленьлеонапардлягушликадязателинжидюккастфурюляскотывородкаповабурёшкакадыпустауктюроппетщерушкасаголатребядиспефоналкарерандашальцыбомручщокапортрыфелькосдятюмбрюлакиплавытьефутсыболкаюбликасажипогитуфдулитапчукиботинрыкисандапелиметцыроавтомобустрамрявайтролфилейбустакфусистроикутельпрофодавецкондимытерофижуциант
Задание 3.
Читай только первые слоги. Какие слова получились?
канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень
Задание 4
В каждой строчке найди 5 словркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщфыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзлялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапрыййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмитьбфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъчсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокцитвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю
Задание 5
Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:
оядлеолушкягазмлнеякиафрноаьсзтекроапиодморсзаккауебинчкпдосонулхкхнуясклоьусасжнниекаптальоиукгшрибдлеуьзорпгоирипкудошасогеивнкалатсмреавуйпцогвуиа
Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.
Задание 6.
Прочитай слова, вернув буквы на место.
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим буквы А
Трижды или дважды
Иногда всего одну
(Только не в начале).
Но сегодня - ну и ну!
Все они сбежали.
слтсткнзвтрккрнбннсрфнквдртткньпрдбрбнмскрдфлгхлткрмнкрндшмртбгжтркнпргрфзкзсрйклсскрнвлпнмбрншлшзгдкпсткнтстртсрнчтхтплтскзктлнтплн
Задание 7
Внимательно прочитай текст. Ответь на вопросы.
Ягуар.
Ягуар — угрюмый хищник. Он живет в тропических лесах Америки. Внешне он напоминает африканского леопарда. Однако ягуар сильнее, массивнее, у него короткое тело и крупная тяжелая голова. Ягуары охотятся на оленей, диких свиней, ловят черепах, рыбу и даже нападают на крокодилов. О ком этот текст? _________________________________
Где живет ягуар? _________________________________
На кого похож ягуар? ______________________________
Какое тело у ягуара? ______________________________
Какая у ягуара голова? ____________________________
Чем питается ягуар? ______________________________
Муравьед.
Муравьед — забавный зверь. Он живет в Южной Америке. Муравьедом его зовут потому, что он ест муравьев и термитов. Большими сильными когтями он разрывает муравейник или термитник и с помощью своего длинного клейкого языка добывает насекомых. Зубов у муравьеда нет, так что жевать свою добычу он не может.
Где живет муравьед? ______________________________
Почему его так называют? _________________________
Как называется дом муравьев, термитов? _____________
Какие у муравьеда когти? __________________________
Зачем ему когти? _________________________________
Зачем муравьеду клейкий язык? __________________
Задание 8
Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы
-
Выйдя из дома, семья Кузнецовых увидела эту афишу. Куда приглашала афиша? Отметь правильный ответ знаком
□ в кино
□ в театр
□ в цирк
-
Мама с папой стали читать афишу, а их маленький сын Коля тут же начал искать на афише предметы, в названиях которых есть его любимая буква «К».
Найди и ты 3 таких предмета на афише и впиши слова с буквой «К» в нужную ячейку таблицы
Буква «К» стоит в начале слова | Буква «К» стоит в середине слова | Буква «К» стоит в конце слова |
| | |
-
В каком городе живёт семья Кузнецовых? Вставь пропущенное слово.
Семья Кузнецовых живёт в городе ____________________________.
-
Папа, мама и Коля пошли на представление. В кассе им продали 2 билета.
Найди и подчеркни на афише информацию, которая объясняет: почему
билетов 2, а не 3.
-
Рассмотри картинки и определи, как выглядел цирк шапито, в котором
побывала семья Кузнецовых. Отметь нужную картинку знаком .
□ □
-
Перед представлением зрителям напомнили правила поведения в цирке:
-
Зрителям нельзя вставать с места во время представления. -
Зрителям нельзя кормить цирковых животных. -
Зрителям нельзя громко разговаривать.
Дополни ещё одно правило.
-
Зрителям нельзя _____________________________________________
Задание 9
Прочитай текст
Митя накатался на саночках с горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой и говорит:
- Как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была! Отец предложил записать желание в записную книжечку.
Пришла весна. Митя набегался по лугу, нарвал цветов и говорит:
- Я бы желал, чтобы всё весна была.
И это желание было записано.
Настало лето. Весь длинный день веселился мальчик: наловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене. Вечером сказал:
- Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Митя записал.
Наступила осень. В саду собирали яблоки и груши. Митя был в восторге:
- Осень лучше всех времён года!
То же самое Митя говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Часть 1
1. В какое время года Митя катался на саночках?
А) зимой
Б) летом
В) осенью
Г) весной
2. В какое время года мальчик бегал по лугу?
А) зимой
Б) летом
В) осенью
Г) весной
3. Какие времена года больше всего любил мальчик?
А) только лето и осень
Б) только зиму и весну
В) только весну и лето
Г) все: и зиму, и весну, и лето, и осень
4. В какое время года Митя собирал душистые яблоки и жёлтые груши?
А) зимой
Б) летом
В) осенью
Г) весной
5. В какое время года Митя кувыркался в душистом сене?
А) зимой
Б) летом
В) осенью
Г) весной
6. Какое желание не было записано в записную книжку?
А) Я бы хотел, чтобы всё зима была!
Б) Я бы желал, чтобы всё весна была.
В) Я бы желал, чтобы лету конца не было!
Г) Осень лучше всех времён года.
7. Укажи подходящее название к этому произведению
А) Времена года.
Б) Четыре желания.
В) Мальчик Митя.
Г) Мальчик и его отец.
Часть 2
8. Укажи цифрами последовательность событий
9. Отметь только тот предмет, в который записывались желания мальчика
2 класс
Задание 1
Прочитай. Замени повторяющиеся слова в тексте, где это необходимо. Запиши текст в исправленном виде
На пеньке сидел маленький рыжий зверёк. У зверька был пушистый хвост, рыжая шубка с серым отливом. Это белочка. Белочка грызла еловую шишку. Медвежонку понравилась белочка. Медвежонок подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белочка испугалась и стрелой взвилась по стволу дерева.
Задание 2
Допиши предложения словами с противоположным значением и объясни смысл пословицы
Добро помни, а … забывай.
Умная ложь лучше … правды.
Ученье свет, а неученье - ….
Каково начало, таков и ….
Лучше свое отдать, нежели … взять.
Задание 3
Подберите имена прилагательные, противоположные по значению
Летний день длинный,зимний …. . Ремешок узкий,а пояс … . Гараж низкий, а дом …. Стебель тонкий,а ствол … . Хлеб мягкий,а сахар …. Ручей мелкий,а пруд….
Задание 4
Прочитай текст правильно (текст набран без пробелов)
НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвериГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапахсенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях
Задание 5
Чтение наоборот
Я лёш оп егород и идазсябеслахылсукирк . лачирКхутсап-кичьлам . нОлажебмелоп и ан от-огоклавызакоп Я ледялгоп и ладиву - оп юлоптугебавдаклов : нидойырётам , йогурдйодолом . йодолоМсён ан енипсогонназеразакнёнгя , а имабузлажредоге аз угон . йырётаМкловлажебидазопадгоК я ладивувоклов , я етсемв с мохутсаплажебоп аз имин , и ымилатсьтачирк . аНшанкиркилажебирпикижум с имакабоскаКокьлотйыратскловладивукабос и доран , но лажебдоп к умодолом , литавхыв у огенакнёнгя , луникерепебес ан унипс , и абоакловилажебопеерокс и ьсилырксзизалгадгоТкичьламлатсьтавызакссар , как олыболед : зиагарволичоксывйошьлобклов , литавхсакнёнгя , лазеразоге и сёнопучертсваНлажебывконочлов и яслисорб к укнёнгя . йыратСладтоитсенакнёнгяумодоломуклов , а масекгеланлажебопелзовокьлоТадгокалширпадеб , йыратсливатсоеьнечу и маслязвакнёнгя.