Файл: Органов государственной власти и управления средневековых Франков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 1.
1. Система органов государственной власти и управления средневековых Франков.
ФРА́НКСКОЕ ГОСУДА́РСТВО - крупнейшее из варварских государств раннего Средневековья. В период расцвета включало значит. часть Зап. Европы, оказывало сильное влияние на полит. и культ. развитие соседних территорий. В ранней истории франкского государства обычно выделяют два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:
= с конца V в.до VII в. - монархия Меровингов;
= с VIIIв. по IX в. - монархия Каролингов.
Поскольку в государстве франков различия между общегосударственными вопросами и делами королевского дворца еще не проводилось, то главные управляющие королевским хозяйством - министериалы - стали приобретать значение высших должностных лиц государства и фактически возглавили государственное управление и суд. Наиболее важными министериалами были следующие:
» палатный мэр, или майордом, - главный управитель королевского дворца, а затем глава королевской администрации. Династия Каролингов обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон;
» дворцовый граф, или пфальцграф, - сначала наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции (руководил судебными поединками, исполнением приговоров), затем возглавил дворцовый суд;
» тезаурарий - государственный казначей, руководивший учетом материальных ценностей,поступавших в распоряжение короля;
» маршал - начальник конного войска;
» архикапеллан - духовный наставник короля, старший среди дворцового духовенства, участник королевского совета.
Система местного самоуправления свободных франков постепенно заменялась системой назначаемых должностных лиц –уполномоченных короля.
Главной территориальной единицей страны стал сельский округ (паги), включавший несколько сотен. В состав сотен входили общины (марки), первоначально представлявшие собой объединение дворов свободных крестьян по соседскому принципу и сохранявшие самоуправление: народные собрания сотен под председательством выборного сотника решали военные, административные и другие вопросы. Управление округом возглавлял граф, имевший в своем распоряжении военный отряд и командовавший ополчением паги. При правлении Меровингов выборных лиц заменяют назначаемые лица - центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графу и осуществляли его власть в пределах сотни.
На границах страны были созданы герцогства, состоявшие из нескольких округов. Управление ими вручалось герцогам, которые были командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ.
Вопр 2 Салическая Правда – один из древнейших и важнейший из древнегерманских законодательных сборников («Правд»). Он возник среди салической (западной) ветви народа франков, которая в начале Средних веков жила на севере нынешней Франции.
Характерные черты Салической правды:
- отражает пережитки первобытно-общинного строя;
- защищает интересы имущих и частную собственность,
- отличается формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью и с религиозными обычаями
Вариант 2.
1.Государственный строй
В конце IX в. организация власти и управления строилась как дворцово-вотчинная система. Личные слуги короля одновременно являлись должностными лицами королевства. Власть короля во Франции была ограничена советом знати, которая избиралась королем. В период феодальной раздробленности в совет короля вошли знатоки государственного права – легисты (со времени Филиппа II). Должность майордома была упразднена, королевским судом руководил дворцовый граф. Бывший главный конюх стал именоваться начальником королевской конницы. Во главе местных органов власти вместо графов учреждена должность прево.
Глубокие перемены в государственном строительстве во Франции связаны с именем Людовика IX (1226–1270), который заявил: "Во Франции имеется только один король". В своем домене им были прекращены частные войны. Феодалы, решившие начать военные действия, за 40 дней до начала войны, передавали спорный вопрос на рассмотрение короля. Обращение к королю за судебной защитой облагалось пошлиной.
Была произведена военная реформа: сформировано наемное войско, а в городах – милиционное ополчение.
Совет короля (курия) был разделен на две палаты: финансовую и судебную. Финансовая палата следила за поступлением в казну доходов из его домена от вассалов, городов, духовенства. Судебная палата вскоре стала называться парламентом, этот орган выполнял функции высшего суда. Легисты (знатоки римского права) возбуждали уголовные дела против тех, кто не желал отдавать свою землю короне. На территории домена была введена единая денежная единица с одновременным запретом использования денег, выпущенных другими феодалами. Введена система специализированных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.
Отношения между сеньорами и вассалами строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного положения. Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода обязывался признать верховенство сюзерена. Заключение вассального договора происходило в торжественной форме, основными моментами были официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж).
Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон. Сеньор наряду с предоставлением феода обеспечивал защиту вассала. Вассал должен был участвовать в судебных и других собраниях феодалов под председательством сеньора. Денежные выплаты сеньора были строго определены: выкуп сеньора из плена, финансирование его крестовых походов, подарки при посвящении в рыцарский сан его старшего сына и выхода замуж старшей дочери. Если вассал нарушал клятву верности, он должен был отдать феод. Первоначально вассальные договоры считались заключенными на срок жизни, носили персональный характер, но вскоре они стали передаваться по наследству.
К XI в. во Франции сложилась следующая социальная структура: на вершине феодальной лестницы стоял король, однако многие крупные феодалы считали себя равными королю и часто не признавали вассальной зависимости; герцоги и графы – пэры. В 1302 г. Филипп IV Красивый созвал расширенный Совет светских и духовных феодалов. На Совет впервые были допущены представители так называемого третьего сословия, состоявшего из горожан. Органы сословного представительства получили название Генеральных штатов. С момента возникновения органов сословного представительства, феодальная монархия во Франции становится сословно-представительской. Генеральные штаты созывались королем, когда он испытывал нужду в деньгах, вводил новые налоги. Однако Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий средневековый парламент, главным образом из-за того, что крестьянское сословие было слабо. В последний раз Генеральные штаты созвались в 1614 г., и вместо них король созвал Совет нотабелей. В данном Совете имелись представители самых богатых сословий. Формально решение нотабелей не было обязательным, но по многим вопросам король считался с мнением знати, заседавшей в данном органе. Подобного рода учреждения возникли в крупных провинциях.
2. Источники права
В IX–XI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания. Появление этого принципа объяснялось: 1) господством натурального хозяйства, обособлением отдельных феодальных сеньорий; 2) сосредоточением в руках сеньоров политической, судебной власти. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями – кутюмами. В период феодальной раздробленности государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права вся страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми была река Лаура. Территория южнее этой границы называлась "страной писаного права", ибо на ней действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям, за ним признавалось значение "общего обычая". Север Франции считался страной "обычного права", ибо основным источником права являлись территориальные обычаи (кутюмы).
В период формирования централизованного государства сословно-представительной монархии предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов. Людовик IX предписал своим бальи создать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент. В 1453 г. Карл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемые судами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который должен его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300 местных кутюмов и 60 больших кутюмов, распространявших свое действие на большой территории. В период абсолютной монархии при Людовике XIV было запрещено выявлять в судах обычаи путем опроса знающих людей, и всякое изменение обычаев или введение новых обычаев могло происходить только по указу короля. Известны несколько сборников обычаев, составленных в неофициальном порядке. В 1389 г. бальи Жак Д. Аблейг составил Большой сборник обычаев Франции. Королевский бальи и сенешал Ф. Бомануар составил Кутюмы Бовези, охватывавшие обычаи сенешалов Франции. Однако сборники кутюмов, составляемые как по королевскому велению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикуляристский характер.
Правовой памятник Кутюмы Бовези закрепил принцип презумпции невиновности и в то же время объективного вменения (гл. 1); принцип наказуемости (гл. 3); предусматривал вопросы судопроизводства, явки на суд (гл. 2); выделял доказательства и его виды. Мера наказания по нему должна была зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб.
Кутюмы Бовези именовали убийство умышленным действием, намерением совершить убийство, причем преднамеренно. Различалось убийство в ссоре, убийство в состоянии сильного душевного волнения.
Писаными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы. Первоначально акты королевской власти имели реальную силу только на территории королевского домена, но по мере усиления королевской власти их общеобязательное значение распространилось на всю территорию страны. В XVI в. возник обычай представлять королевские акты в парижский парламент с целью занесения их в реестр, что было равнозначно их опубликованию.
Источником права, вносившим общие начала, единообразие в пеструю систему обычного права, являлось римское право. Наряду с ним в качестве дополнительных источников действовало множество местных кутюмов. Наряду с ордонансами существовали распоряжения крупных сеньоров, именовавшихся "ассизами".
Особое развитие в феодальной Франции получили институты цивильного права (вещное право, обязательственное право, брачно-семейное право) и городское право.
Вариант 3.
Гос. органы и органы управления Германии: Во главе государства стоял Король. Полномочия монарха заключались в ленных правах и особых привилегиях (чеканка монеты, установление пошлины и т.д.), а также в верховной юрисдикции. Только королю принадлежало право судить высших должностных лиц. В своей деятельности опирался на съезд феодалов (решение общегерманских дел) и гофтаг (королевский совет). Работала канцелярия. Был королевский двор, который являлся центральным аппаратом. Работали: майордом (управляющий), капеллан (заведующий делами канцелярии), камерарий (финансист), маршал (командующий войском), меченосец, стольник (королевский протокол), чашник (министр иностранных дел). На местах происходило постепенное заложение системы королевских округов - графств. Прежние королевские чиновники - графы - превращались в наследственных ленников. Военные силы подразделялись на имперские и княжеские. С 13-14 веков государство распадается на княжества и графства. Центральный аппарат империи во главе с императором стал номинальным носителем государственной власти. Император избирался по воле князей-курфюрстов без учета наследственных прав. За императором сохранилась лишь верховная судебная власть, а также военная и внешнеполитическая функции. Кроме императора, в стране действовали два общеимперских органа – рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг - общеимперский съезд, состоявший из трех коллегий: коллегии курфюстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы. Однако его акты носили рекомендательный, а не обязательный характер. Имперский суд был учрежден для рассмотрения дел имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Судейский состав имперского суда формировался императором (председатель) курфюстами и князьями (14 судей) и городами (2 судей).
Источники права: Обычай, нормы обычного права – основной источник развития права; Общеимперское право – право, основанное на законодательной деятельности императоров, которая проявлялась очень слабо (императорская власть пришла к упадку уже в
Вариант 4
1. Власть короля над населением была довольно призрачной. Сельские общины объединялись в округа, так называемые сотни, которые управлялись собраниями представителей общин. Более крупными территориальными единицами были графства, управляемые собраниями представителей сотен. Шерифы управляли графствами. В их обязанности входило: надзор за соблюдением привилегий короля в графстве, контроль за выполнением повинностей, выполнение полицейских функций. Глава графства - ольдермен. Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, сохраняются отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Главой гос. власти Англии считался король, которому, однако, приходилось рассматривать и уголовные дела.
В решении государственных вопросов король взаимодействовал с "советом мудрых" - витанагемотом. Витанагемот состоял из светских и духовных феодалов (до 100 человек), которых король приглашал на собрание (жена короля, епископы, служащая знать, совершеннолетние дети мужского пола). В полномочия витанагемота входило рассмотрение таких вопросов как, обсуждение законов, установление новых налогов, решение вопросов войны и мира.
Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Упоминаются низовые единицы местного управления - сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на 10 десятков - семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов.
Основной территориальной единицей были графства, во главе с олдерменом, назначаемым королем с согласия витанов из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами.
Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.
Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор. Положение крестьян манора, подлежащим суду своего лорда, определялось манориальными обычаями. Более половины судов сотни превратились в манориальные суды - частные курии феодалов.
Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держаний. Король объявил себя верховным собственником земли и потребовал от всех свободных землевладельцев принесения ему присяги верности. Такая присяга сделала феодалов всех рангов вассалов короля, обязанными ему, прежде всего военной службой.
Мероприятия нормандских королей способствовали государственной централизации и сохранению государственного единства, несмотря на углубляющуюся феодализацию общества.
Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и профессионализация государственного аппарата, позволившие сделать централизацию в Англии необратимой, связаны в основном с мероприятиями Генриха II (1154-1189). Реформы Генриха II, которые способствовали созданию общегосударственной бюрократической системы управления и суда, несвязанных сеньориальными правами короны.
2. Феодальное право в Англии отличалось запутанностью, сложностью, казуистичностью, что обусловлено особенностями его формирования.
Первые правовые сборники появились еще в VI веке. В Англии XI века до нормандского завоевания в раннефеодальный период право формировалось, базируясь на правовых записях, обычаях, которые представлены в виде Правды Этельберта, Правды Ина, Правды Альфреда, Законов Кнута. Все эти правды по содержанию имеют много общего с варварскими правдами.
Источники права средневековой Англии отражали:
процессы социального расслоения;
становление государственности;
феодализацию общества;
влияние христианской религии.
Вариант 5
Византийская империя была централизованным государством. Во главе государства стоял император.
Император распоряжался не только светскими, но и церковными делами, созывал церковные соборы, назначал высших должностных лиц церкви. По учению византийской церкви, император получил свою власть от бога, его личность считалась священной. В Византии не было определенного порядка престолонаследия. Формально считалось, что императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных партий (димов). Кроме того, в ряде случаев требовалась его коронация патриархом. Но очень часто различные группировки господствующего класса и армия совершали дворцовые перевороты и убивали императоров, чтобы посадить на престол своего ставленника. Церковь играла в Византии важную роль. Константинопольский патриарх был вторым лицом в государстве после императора и оказывал большое влияние на политическую жизнь в стране. При императоре существовал постоянный совещательный орган — сенат, или синклит. Сенат обсуждал вопросы внешней и внутренней политики, рассматривал законопроекты, которые после утверждения императором получали силу закона, назначал высших должностных лиц, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам. Однако в политической жизни решающей роли сенат не играл. А в правление императора Льва VI (886—912 гг.) у сената в пользу императорской власти было изъято право рассматривать законопроекты и назначать высших должностных лиц империи. Во главе центрального государственного управления стоял другой совещательный орган — Государственный Совет, или Консисторий. Он обсуждал все текущие вопросы государственного управления и осуществлял судебные функции. К высшим должностным лицам империи относились: два префекта претория, префект (эпарх) столицы, начальник дворца, квестор, два комита финансов и два магистра армии. Префект претория Востока управлял Малой Азией, Понтом и Фракией, иллирийский префект претория — Балканским полуостровом. В их руках была сосредоточена вся административная, финансовая и судебная власть на данных территориях. Константинополь с прилегающей сельской округой составлял самостоятельную административную единицу, которую возглавлял эпарх столицы, непосредственно подчинявшийся императору. 268 Он имел большой штат служащих, военный отряд и тюрьму. В его функции, помимо судебных и полицейских, входили организация снабжения города, регламентация ремесленного производства, торговли и цен, контроль за зрелищами. Одновременно он был председателем сената. После 1204 г. должность эпарха была фактически упразднена. Начальник дворца, являясь командиром дворцовой гвардии, заведовал охраной императора, его личной канцелярией, государственной почтой и внешнеполитической деятельностью. В его ведении были контроль за полицией и надзор за придворной и чиновной администрацией. Квестор являлся председателем Государственного Совета, кроме того, он ведал разработкой и рассылкой императорских указов и обладал судебной властью. Один из двух комитов финансов управлял государственным казначейством, другой заведовал императорским имуществом (имениями, дворцами, конюшнями). Во главе армии стояли два магистра. Один из них командовал пехотой, другой — кавалерией. В VII в. центральная система государственного управления была реформирована. Все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие должностные лица именовались логофетами. Возглавлял всю эту систему логофет драма, который заведовал императорской стражей, его личной канцелярией, почтой, путями сообщения, иностранными делами и полицией. Канцелярии (секреты) осуществляли непосредственное управление отдельными сферами государственной жизни. Большой штат чиновников в этих ведомствах, получавших мизерное жалованье, стал питательной средой для коррупции и взяточничества. Существовала практика продажи должностей. Византия имела достаточно сильную армию. В VII веке из числа свободных крестьян-общинников было создано особое военное сословие стратиотов. Земля стратиотов не могла отчуждаться и переходила по наследству к одному из сыновей, который должен был нести службу. С XI в. распространилась новая форма условного феодального держания — прония, аналогичная западноевропейским бене-фициям. На систему права Византии оказали влияния: сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Источники права: Обычай, судебный прецедент, законодательство императоров, римское право, религиозные нормы, деятельность юридических школ (деятельность юристов). Первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года). В IV—VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные — в Бейруте и Константинополе). Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана: Он состоит из четырех основных частей: Кодекс — собрание императорских установлений (конституций) в 12 книгах со времени Андриана до времени составления кодекса, 529 г. (первое издание), 534 г. (второе издание). 2. Институции — в четырех книгах опубликованы в 533 г. с приданием им специальным указом императора силы, равной всем другим частям свода. Дигесты, или Пандекты, в составе: 7 частей и 50 книг, 432 титулов и 9123 фрагментов; изданы в 533 г. (собрание отрывков из произведений знаменитых римских юристов классического периода и некоторых греческих авторов) Новеллы — 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом Из-за сложности и недоступности законов Юстиниана в VI—VII вв. для практических целей византийскими юристами составлялись упрощенные комментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке в виде парафраз (пересказов), индексов (указателей), схолий (учебных примечаний). Основные памятники византийского права VIII – XIV вв. В 726 году (по некоторым данным — в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога ("избранные законы") В ряде своих списков Эклога дополнялась: Земледельческий закон регулировал отношения, складывавшиеся в сельских общинах. Различаются две основные версии (редакции) Земледельческого закона: Ранняя (наиболее ценная как источник обычного права) Поздняя, отразившая уже более высокую ступень социальной дифференциации.Морской закон, который в Западной Европе получил известность как Родосский морской закон. Составление этого сборника относится к VII—VIII вв. В нем были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской торговли и частично обработанные еще римскими юристами. выбрасыванию груза в случае опасности на море (так называемая авария). Военный (регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц) Моисеев (Компиляторы рассматривали эти заповеди и нормы как имеющие юридический характер и сам Закон Моисея как юридический памятник) Прохирон: Отменив Эклогу, составленную его политическими противниками (иконоборцами), Василий I предписал вновь переработать Свод законов Юстиниана. Результатом законодательных работ было издание в 879 году Прохирона. Изменения, внесенные Прохироном в правовую систему Византии, не были существенными, а по некоторым вопросам частного права был сделан крен в сторону юстиниановского (или даже доюстиниановского) законодательства. Но Прохирон в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX века. В нем более подробно излагается договорное право, вносятся некоторые изменения в семейное право).Вскоре после составления Прохирона (между 884 и 886 гг.) от имени императора Василия I и его сыновей-соправителей было издано новое руководство по праву, которое имело целью "очищение старых законов" и облегчение пользования правом, изложенным в кодификации Юстиниана - Эпанагога (т. е. переработанное повторение). По своей структуре она следовала за Дигестами Юстиниана, воспроизводила многие положения Прохирона, а также Эклоги. Но наиболее существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права.
13 веке , хотя формально государство продолжало существовать в качестве «Священной Римской империи». Реально же усиливалась власть местных курфюрстов и герцогов); Местное право (право земель) – право в рамках курфюрств или герцогств; Городское право – складывалось в процессе роста городов и развития торговли, появляются городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но затем распространившие свою юрисдикцию на все население города; Каноническое право – имело прямое действие на территории всей Германии, так как религиозная власть папы была очень сильной; Римское право – применялось в качестве восполнения пробелов в местных правовых обычаях; Доктрины римских глоссаторов и комментаторов; Законодательная деятельность императоров, например, «конституции мира» - постановления императоров, призванные поддержать общественный порядок, ослабить феодальные войны и т.п.
Вариант 6.
№1. Во главе государства находился халиф. Он обладал всей полнотой власти религиозной (имамат) и светской {эмират). Халиф от имени Аллаха распоряжался землями халифата, т.е. государство признавалось верховным собственником всех земель. С 661 года власть халифа передавалась по завещанию.
Высшим должностным лицом халифата и советником при халифе являлся визирь. Визири могли обладать как ограниченными полномочиями (только выполнять приказы халифа), так и значительной властью. В начале IX в. в правление династии Аббасидов визирю подчинялся административный аппарат, он назначал высших государственных чиновников.
Центральными ведомствами в системе государственного управления являлись диваны (диван военных дел, диван внутренних дел, диван почтовой службы и т.д.). Диваны появляются при Омейядах.
При первых четырех халифах местное управление осуществлялось старой византийской и персидской администрацией, перешедшей на сторону завоевателей. Омейяды реорганизовали местное управление. Территория халифата была разделена на пять наместничеств. В провинции были назначены военные наместники — эмиры, ответственные только перед халифом. Эмиры руководили местным административным аппаратом, финансами, полицейскими отрядами, армией, фактически распоряжались земельным фондом в провинциях. На уровне мусульманских общин административное управление осуществлялось шейхами.
Особое место в халифате занимала армия. С конца VII в. наряду с племенным ополчением появляется регулярное войско. При Аббасидах на смену воинам-арабам приходит наемная армия из хорасанцев, берберов, тюрок. В IX веке появляется гвардия халифа, составленная из мамлюков. Рабы славянского, тюркского, кавказского происхождения с детского возраста воспитывались в духе абсолютной преданности халифу.
№2. Основным источником права признавался Коран – священная книга мусульман. Его автором считается Мухаммед, признаваемый пророком-законодателем – шариат. Соответственно с этим мусульманское право получило название «шариата». Существовали дополнения к Корану, которыми являлись сборники преданий о судебных решениях Мухаммеда и толкования авторитетных мусульманских законоведов.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах встречаются различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам.
К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
Ещё один источник права - Кияс. Не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.
В качестве дополнительного источника права выступали местные обычаи.
При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф).
источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов — фирманы.
в качестве источника права стали рассматриваться законы — кануны.