Файл: Биография Бенедикта Спинозы ( 24. 11. 1632 21. 02. 1677) Юные годы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Музей Бенедикта Спинозы
Биография Бенедикта Спинозы
( 24.11.1632 – 21.02.1677)
Юные годы
-
Спиноза появился на свет 24 ноября 1632 году в Амстердаме (Amsterdam). Его отец и мать были представителями еврейского народа, потомками изгнанных из Португалии племен и нашедших дом в столице Нидерландов (Nederland). Отца звали Михаэль (Габриэль Альварес) (Michael (Gabriel Alvarez), мать – Ханна Дебора де Спиноза (Hannah Deborah de Spinoza), у них было 5 детей. -
Занимались родители торговлей экзотическими фруктами и были достаточно обеспеченными. При рождении будущий философ получил имя Барух (Baruch). Мать умерла, когда Баруху было 6 лет, и воспитание детей занимался отец. Спиноза учился в церковной еврейской школе, дополнительно изучает теории древнегреческого философа Аристотеля (Aristoteles), латинский язык. -
Известно, что уже в юном возрасте он одинаково хорошо изъяснялся по-португальски, по-испански, по-нидерландски, по-французски, по-итальянски, мастерски владел ивритом. В семье говорили на ладинском языке.
Образование
-
В 1654 году умирает отец, и Спиноза вместе с братьями Исааком и Габриэлем (Isaac en Gabriel) продолжают его торговое дело. -
Спиноза увлеченно занимается самообразованием, читая философские сочинения мыслителей разных национальностей: -
Еврейские мыслители Авраам ибн Эзра (Abraham Ibn Ezra), Маймонид (Maimonides), Герсонид (Personid), Хасдай Крескас (Hasdai Crescas), Авраам Коген Эррера (Abraham Cohen Herrera); -
Арабские ученые Аль-Фараби (Al-Farabi), Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) (Abu Ali Ibn Sina (Avicenna), Аверроэс (Averroes) и др. -
Такой широкий круг интересов, стремление разобраться в трудах неортодоксальных философов привел к отлучению Спинозы от иудаизма.
После этого он взял себе новое имя Бенедикт (Benedictus), братья выкупили его долю в отцовской фирме, уехал в маленький городок Оверкерк (Verkerk) неподалеку от Амстердама. -
Однако движимый стремлением к познанию, Спиноза поступает в амстердамский колледж Ван дер Эдена (Van der Eden), чтобы учить латинский и древнегреческий, разобраться в философских взглядах европейских мыслителей, в научных трудах по проблемам естественных наук, берет уроки изобразительного искусства и приобретает навыки изготовления линз. -
Спиноза даже немного преподает литературный еврейский язык иврит. -
Его философские взгляды привлекают единомышленников и учеников, он начинает представлять опасность для ортодоксальной церкви. В 1660 году его официально изгоняют из Амстердама, и он переселяется в сельскую местность под городом Лейден (Leiden).
Путь философа
-
Живет он безбедно, так как его кормит ремесло – изготовление оптических стекол методом шлифовки. Рейнсбург (Ransburg), где поселился Спиноза, был центром идеологии коллегиантов. -
Именно здесь появляется его первый трактат с красивым названием «О Боге, человеке и его счастье» («Over God, de mens en zijn geluk»), потом объемный труд «Этика» («Ethiek») и книги, посвященные анализу философских взглядов Декарта. -
С 1663 года Спиноза проживает в предместье Гааги (Den Haag), в Ворбюрге (Voorburg). Здесь он сдружился с Христианом Гюйгенсом (Christiaan Huygens), знатоком физических и математических наук, и специалистом в филологических науках, поэтом Иоганном Фоссом (Johann Voss). -
В 1664 году был напечатан труд «Основы философии Декарта» («De algemene filosofie van Descartes») с указанием фамилии автора. Он больше не печатал книги под своей фамилией, скрываясь под инициалами, так его сочинения были запрещены к изданию. -
Основополагающая книга «Этика» была завершена в 1675 году, но издать ее было невозможно, так как возглавлявшие государство представители рода де Витт были убиты в ходе антиправительственного мятежа, а у власти оказались лица, не поддерживавшие неортодоксально мыслящего Спинозу.
Смерть Бенедикта
-
Скончался великий нидерландец в возрасте 44 лет в 1677 году от туберкулеза, которым болел более 20 лет. -
Его похоронили на средства его друзей под плитами церкви Ньеве Керк (Nieve Kirk), а когда срок аренды места для захоронения истек, тело извлекли и, по одной из версий, просто выбросили, а по другой, более гуманной, перезахоронили в коллективной могиле. В своем завещании Спиноза просил опубликовать его труды в год смерти, что и было выполнено, правда, без указания имени автора.
Интересные факты из жизни Бенедикта
-
Вне всепоглощающей работы у Спинозы было мало развлечений, однако те немногие, которые были отличались оригинальностью. По словам его раннего биографа, "он собирал пауков и устраивал между ними бои" или, используя увеличительное стекло, "поймав несколько мух, помещал их в паутину и наблюдал с великим удовольствием за следовавшей после этого борьбой, иногда громко смеясь". В письме к другу Спиноза заявил, что "каждый с восхищением и восторгом замечает в животных те самые черты, которые вызывают отвращение и презрение в человеке". -
В середине XVII века Спиноза взялся изучать ремесло шлифовки линз. Они использовались в микроскопах (потребность в которых испытывали торговцы бриллиантами), в морских подзорных трубах и в очках для чтения. После того, как Спиноза перестал преподавать, казалось, что ему не оставалось ничего другого, как шлифовать линзы до конца своих дней. Он стал крайне искусным мастером и изготовленные им линзы пользовались большим успехом. В XIX веке, когда спрос на сувениры, имевшие хоть какое-то отношение к знаменитостям, быстро рос, один амстердамский торговец антиквариатом по имени Корнелиус ван Халевейн продавал линзы, отшлифованные Спинозой, богатым еврейским торговцам, профессорам из Германии и другим коллекционерам. Эти линзы были не очень высокого качества, возможно, что ван Халевейн случайно обнаружил склад, доверху забитый линзами, над которыми Спиноза не закончил работу. -
В 1672 году Франция заявила о своих правах на Испанские Нидерланды (ныне Бельгия) и оккупировала Голландию. В последовавших за этим в Гааге беспорядках друг и покровитель Спинозы де Витт, входивший тогда в правительство, попал в руки толпы и был растерзан ею. Спиноза, узнав об этом, был взбешён. Он немедленно направился в свою комнату и изготовил плакат, на котором написал: "Подлые, подлые варвары!" Таково было его определение толпы, растерзавшей де Витта. Спиноза намеревался пройти по улицам и публично повесить свой плакат на стену рядом с местом, где произошло убийство. К счастью, этот безрассудно храбрый поступок был предотвращён: домовладелец узнал, что замышляет его постоялец, и запер его в комнате.
Философские взгляды Бенедикта
-
Субстанция – единство всего, что существует само по себе, неделимое и бесконечное с точки зрения временной и пространственной; это мир вокруг человека, представляющий собой единство природы, Бога, духа (Бог при этом не имеет личностного начала, воли, ума, Бог – часть существующей субстанции, такой же, как человек, зверь, растение и др.) -
Атрибут субстанции – сущностный смысл и реализация субстанции (например, Бог), два из них наиболее важные и неразрывно взаимосвязанные – мышление и протяжение; но ни один атрибут не оказывает воздействия на другие -
Протяжение – это главный признак тела, комплекс его физических свойств -
Мышление – один из атрибутов субстанции, причина всего в природе, признак всего сущего в мире – и одушевленного, и неживого;
Идея – определенное выражение мышления -
Причинность – постоянная и не изменяющаяся взаимообусловленность причин и следствий, в результате чего не могут существовать такие понятия, как случайность или свобода воли человека (а устремления человеческие существуют, потому что они необходимы) -
Любовь к Богу – активное желание человека жить в гармонии с взаимосвязями всех вещей, которое делает человека счастливым -
Помощь Бога извне – соответствие и гармония между реальным миром вещей и устремлениями человека, которому не нужна помощь знания -
Помощь Бога изнутри – использование знания для приведения в гармонию взаимоотношений человека и окружающего мироздания -
Несчастье – отсутствие внешних и внутренних видов помощи Бога -
Аффекты – состояния тела и идей, побуждающие человека действовать (существует 3 аффекта – удовольствие, неудовольствие и желание) -
Спиноза много размышляет о природе чувств, в частности, любви к человеку и к Богу. Взгляды Спинозы послужили развитием метафизической философии, обращающейся к проблемам первоначальной природы мира. -
Цель теории Спинозы – поиск путей к обретению человеком счастья, радости и внутренней гармонии.
Поучительные высказывания Бенедикта
-
„Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.“
-
Человек, думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит.“ -
„Свободный человек ни о чём так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.“ -
„Все вещи происходят из необходимости: в природе нет ни добра, ни зла.“ -
„Бог — это добровольная причина всех вещей.“
Заключение
-
Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума. -
Высшую цель философии Спиноза видел в обретении человеком счастья, душевного мира и покоя. -
Девизом Спинозы стали слова: «не смеяться, не плакать, не отворачиваться, но понимать».