Файл: ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет) Высшая школа экономики и управления Кафедра Экономическая теория, региональная экономика,.pdf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68
повышение доступности профессионального обучения за счет развития образовательных программ, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий расширение пакета образовательных программ для организации профессионального обучения женщин и дополнительного профессионального образования
– привлечение большего числа работодателей и общественных организаций женщин в процесс создания условий для профессионального развития женщин и становления их карьеры. Опираясь на опыт соседнего региона сформулируем описание программы в г. Челябинске и представим на рисунке 26. Рисунок 26 – Описание программы обучения и переобучения женщин Для реализации программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке труда для женщин необходимо провести следующие мероприятия Программа занятости Проблемы трудоустройства женщин в связи с потерей профессиональных навыков (организация обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке труда)
Направления реализации программ Предоставление центру занятости обоснованных затратна проведение организации обучения Центры занятости и администрация города Челябинска финансируют обучение или переобучение Контролируют процесс обучения и дальнейшего трудоустройства
69
- осуществить подборку нормативно-правовых актов для проведения обучения и переобучения
- осуществление анализа приоритетных направлений обучения для женщин
- провести работу по подбору учебных заведений, готовых провести обучение и переобучение (сюда же входит обеспечение дистанционного обучения
- распространить информацию о программе обучения и переобучения
- провести работу с работодателями, которые будут готовы принять женщин после прохождения обучения или переобучения. Для проведения предложенных мероприятий понадобятся специалисты Центра занятости, атак же информационные ресурсы такие как интернет, базы данных Центра занятости и службы государственной статистики Челябинска, а также обновляемые базы НПА (Гарант, Консультант+ и др. Далее проведем расчет затратна финансирование программы. В соответствии с государственной программой Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области на 2015 - 2020 годы"
затраты на профессиональное обучение 1 гражданина в 2018-2020 гг. составляет 7455,88 рублей.
З
фп
= 7455,88 ∗ К
(3) где К – количество женщин направленных на обучение или переобучение. В рамках данной программы в 2018 г. пройдут обучение или переобучение
1100 женщина в 2019 г. 1230 женщин. Теперь рассчитаем затраты финансирования программы в 2018-2020 гг.:
З
фп
=7 455,88*1 100=8 201,5 тыс. руб. за 2018 год
З
фп
=7 455,88*1 230= 9 170,7 тыс. руб. за 2019 год
З
фп
=7 455,88*1 360=10139,9 тыс. руб. за 2020 год. Но стоит учесть, что доля трудоустройства после прохождения обучения и переобучения в г. Челябинске в среднем находится на уровне 70%. То есть если учитывать этот фактор, тов г. по средствам данной программы трудоустроятся 770 женщин, в 2019 г. – 861 женщина ив г. – 952 женщины.
70 За счет реализации предложенной программы, во-первых будет снижаться численность безработных женщина во-вторых улучшится эффективность реализации активной политики занятости населения в г. Челябинске. Далее рассмотрим прогноз эффективности предложенных мероприятий на
2018-2020гг. (рисунок 27), с учетом того если темпы роста численности безработных женщин останутся на прежнем уровне в 83,9%. Рисунок 27 – Прогноз эффективности предложенных мероприятий На рисунке 27 заметно снижение численности безработных женщин. Проводя программу обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке труда для женщин, будет происходить снижение уровня безработицы. Увеличится численность трудоустроенных женщин после прохождения обучения, улучшение условий жизни и труда женщин с малолетними детьми, матерей одиночек и матерей с детьми-инвалидами. Таким образом, подводя итоги по третьей главе, можно сделать следующие выводы. На основе зарубежного опыта и проблем занятости населения в г. Челябинске обозначены направления по повышению эффективности государственного рынка труда и занятости населения в г. Челябинске. Реализация
8 718 7314 6136 7948 6453 5184 0
1 000 2 000 3 000 4 000 5 000 6 000 7 000 8 000 9 000 10 000 2018 год
2019 год
2020 год До меры После меры
71 предложенных направлений позволит помочь в трудоустройстве гражданам, которые не могут обойтись без содействия центра занятости в поиске подходящей работы многодетным родителям, инвалидам, молодежи без опыта работы, женщинам, воспитывающим детей. Так как все программы направлены на снижение безработицы и увеличение объемов финансирования активной политики занятости. В рамках дипломного проекта рассмотрели эффективность одного из мероприятий – программа обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке труда специально для женщин. И социальный эффект от предложенных мероприятий состоит в снижение численности безработных, улучшение условий жизни и труда женщин с малолетними детьми, матерей одиночек и матерей с детьми-инвалидами.
72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государственная политика занятости подчиняется стратегической задаче – предоставление всему трудоспособному населению не только любой работы, но и возможность развивать и реализовать свой потенциал, получая за свой труд вознаграждение Основными действиями государственной политики занятости являются программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы программы содействия найму рабочей силы программы по социальному страхованию безработицы, те. выделяет средства на пособия по безработице. Особенность муниципального регулирования в сфере занятости населения состоит в том, что правовое регулирование принадлежит федеральными региональным органами реализуется с помощью территориальных органы службы занятости. Органы местного самоуправления могут влиять на занятость населения в муниципальном образовании, атак жена реализацию политики занятости. Реализация программ политики занятости в основном проводят центры занятости населения, имеющиеся в каждом муниципальном образовании. На федеральном уровне производятся основы государственной политики занятости, прописанные в основном в Законе РФ О занятости населения в Российской Федерации. На данный момент государственная политика занятости сформирована, а действия по реализации государственной политики занятости в основном ложиться на органы муниципальной и региональной власти. Доля экономически активного населения сокращается ив г. составляет –
65,7%5, в 2016 г. – 61,6%, в 2017 г. – 51,2%. Это связанно со снижением трудовой активности молодежи и граждан старше 50 лет. Кг. уровень зарегистрированной безработицы снижается и составляет
0,77%. Также снижается напряженность на рынке труда до отметки в 0,56 чел/вак.
73 и средняя продолжительность безработицы до 3,18 месяцев. Темпы роста этих показателей в 2017 г. снижаются, и развитие рынка труда протекает в положительную сторону. При рассмотрении структуры безработного населения выделяем, что большая часть безработного населения приходится на женщин и составляет 51,5-51,7%. Если рассматривать безработных по возрастной категории, то больше всего безработных в возрасте 31-40 лети лет. Большая доля безработных по направлениям деятельности приходится на служащих и специалистов. Анализ активной политики показывает, что число граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, снижается, а темпы роста в 2016 г. составляют 99,5%, а в 2017 г. – 88,6%. За рассматриваемый период происходит увеличение темпов роста уровня трудоустройства всех обратившихся и уровня трудоустройства безработных. Также увеличиваются темпы роста числа граждан, направленных на профобучение, и темпы роста граждан, организовавших собственное дело. Темпы роста численности работодателей, обратившихся за содействием в поиске подходящих работников, поднимаются. Этот показатель влияет на напряженность на рынке труда, итак как происходит уменьшения численности безработных, а численности работодателей, предлагаемых свои вакансии, возрастает, соответственно происходит снижение напряжения на рынке труда. В реализации активной политики выявлены отрицательные показатели, которые напрямую или косвенно влияют на состояние рынка труда в г. Челябинске. Численность трудоустроенных посредствам ярмарки вакансий снижается и темпы роста в 2017 г. оказываются на отметки в 85,5%. Также численность граждан и работодателей, обратившихся за услугой информирования о положении на рынке труда в 2017 г. падает даже ниже уровня 2015 г. В рамках проведения анализа пассивной политики можно выявить, что размер пособия не меняется на протяжении нескольких лет. Количество граждан, получивших пособие по безработице, сокращается, что означает понижение самой
74 безработицы. Количество граждан проходящих профессиональное обучение, которые получили стипендии, поднимается, это говорит об эффективности действий активной политики. По структуре выплат пособий можно сказать что большая часть всех выплат приходится на женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, их доля составляет 40-41%. Выплаты на граждан, попавших под сокращение, составляют
22-24%. 15-20% приходится на впервые вставших на учет по безработице и 15-
22% на граждан, находящихся на учете более 18 месяцев. На основе зарубежного опыта и проблем занятости населения в г. Челябинске обозначены направления по повышению эффективности государственного рынка труда и занятости населения в г. Челябинске. Реализация предложенных направлений позволит помочь в трудоустройстве гражданам, которые не могут обойтись без содействия центра занятости в поиске подходящей работы многодетным родителям, инвалидам, молодежи без опыта работы, женщинам, воспитывающим детей. Так как все программы направлены на снижение безработицы и увеличение объемов финансирования активной политики занятости. В рамках дипломного проекта рассмотрели эффективность одного из мероприятий – программа обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке труда специально для женщин. И социальный эффект от предложенных мероприятий состоит в снижение численности безработных, улучшение условий жизни и труда женщин с малолетними детьми, матерей одиночек и матерей с детьми-инвалидами.
75 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием
12.12.1993 гс поправками от 30.12.2008 г, 05.02.2014 г, 21.07.2014 г) Электронный ресурс. – Режим доступа www.garant.ru.
2. О занятости населения в Российской Федерации Закон РФ от г.
№1032-1 (ред. от г) Электронный ресурс. – Режим доступа www.consultant.ru.
3. Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Постановление Правительства РФ от г. №535 Электронный ресурс. – Режим доступа www.consultant.ru. Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости Постановление правительства РФ от г. №324 (ред. от 21.02.2018) Электронный ресурс. – Режим доступа www.garant.ru.
5. Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Челябинской области Приказ Роструда от г. №163 Электронный ресурс. – Режим доступа www.consultant.ru.
6. О Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области Постановление Губернатора Челябинской области от г. № 108 ред. от г) Электронный ресурс. – Режим доступа www.docs.cntd.ru
7. Администрация города Челябинска Комитет экономики КОМПЛЕКСНЫЙ ДОКЛАД Итоги социально-экономического развития города Челябинска за 2017 год март 2018 год. Электронный ресурс. Режим доступа https://cheladmin.ru/
8. Администрация города Челябинска Комитет экономики КОМПЛЕКСНЫЙ ДОКЛАД Итоги социально-экономического развития города Челябинска за 2016 год март 2017 год. Электронный ресурс. Режим доступа https://cheladmin.ru/
76 9. Администрация города Челябинска Комитет экономики КОМПЛЕКСНЫЙ ДОКЛАД Итоги социально-экономического развития города Челябинска за 2015 год март 2016 год. Электронный ресурс. Режим доступа https://cheladmin.ru/
10. Информация о положении на рынке труда г. Челябинска и Сосновского муниципального района в январе-апреле г. Электронный ресурс. Режим доступа http://chel.szn74.ru/
11. Информация о положении на рынке труда г. Челябинска и Сосновского муниципального района в январе-декабре г. Электронный ресурс. Режим доступа http://chel.szn74.ru/
12. Буянова, М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики / М.О. Буянова. - М Высшее образование, 2015. - с.
13. Данилова Т. С. Реализация государственной политики занятости на муниципальном уровне // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 702-704.
14. Емцова Р.Г. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России / Под ред. Р.Г. Емцова, С. Ком-мандера, Ф.
Коричелли. - М ИНФРА-М, 2016. - 391 с.
15. Иванова, В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне Учеб. пособие. / В.Н. Иванова, Т.И. Безденежных. - М Финансы и статистика, 2015. -
192 с.
16. Никонов, ДА. Право социального обеспечения России Краткие учебные курсы юридических наук / ДА. Никонов, А.В. Стремоухов, СВ. Крюков. - М Норма, 2016. - с.
17. Попов АИ. Экономическая теория Учебник для вузов. е изд. — СПб.: Питер. — 544 с. Рынки труда и образовательных услуг России реалии и перспективы / Под общ. ред. С.Д. Резника, Р.М. Нижегородцева, ГА. Резник. - М Инфра-М, 2016.
19. Система государственного и муниципального управления : учебник для академического бакалавриата ЮН. Шедько, Ю.Б. Миндлин, И.С. Цыпин и др е изд, доп. / под общ. ред. ЮН. Шедько. М Юрайт, 2016.
77 20.Скляревская В.А. Экономика труда. - М Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К, 2015. - 304 с.
21. Медведев, ОМ. Трудоустройство на общественные работы (некоторые проблемы) / ОМ. Медведев // Трудовое право. - 2015. - № 4. - С. 19 - 22.
22. Смирнов, С. Как улучшить Закон о занятости населения / С.Смирнов // Человек и труд. - 2015. - № 11. - С. 27 - 29.
23. Шубцова Л.В., Белохвостова Н.В. Разработка программ содействия занятости населения как направление современной антикризисной политики // Сервис в России и за рубежом.
2015. Т,
№ 2(58).
URL: http://electronicjournal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2015_2 дата обращения:20.03.2018г.)