Файл: Урок по теме Кислоты классификация, свойства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УРОК ПО ТЕМЕ:

«Кислоты: классификация, свойства»


Учитель: 

Рудкова Ирина Юрьевна, 

учитель химии, 

МКОУ «СОШ №6» г.Черкесска

Пояснительная записка

Функциональная грамотность - понятие метапредметное, и следственно она формируется при изучении различных школьных дисциплин и имеет многообразные формы проявления:

  • читательская грамотность

  • математическая грамотность

  • естественнонаучная грамотность

  • финансовая грамотность

  • креативное мышление

  • глобальные компетенции.

Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих ученикам решать трудные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, командная работа в решении проблем. От того что мы живем в эру глобализации и взаимодействия, наши дети обязаны быть удачными и конкурентоспособными в современном мире. И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, дабы дети владели всеми нужными навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.

Представляю технологическую карту урока «Кислоты», в которой представлены приемы формирования функциональной грамотности.

Класс: 8.

Предмет: химия.

Учебник: УМК по химии для 8-9 классов авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Тип урока: урок получения новых знаний (урок-исследование).

Цель урока: создание условий для проявления познавательной активности учеников для знакомства с химическими свойствами кислот; для формирования практических умений

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Методы и методические приемы:

• oбъяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демoнстрация презентации, опорный конспект, практическая работа);

• частичнo-пoисковый;

• прoблемный;
Планируемые результаты обучения

- личностные результаты: формировать ответственное отношение к учению, коммуникативную компетентность, знать историю химии и достижения отечественных учёных.


- метапредметные результаты: развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

- предметные результаты: Знать химические свойства кислот, правила техники безопасности при работе с кислотами. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, пользоваться рядом активности металлов, распознавать кислоты с помощью индикаторов.
Используемые образовательные ресурсы

Оборудование урока:интерактивная доска, учебник, тетрадь, химическое оборудование и реактивы, периодическая система, таблица растворимости солей, оснований и кислот.

Дидактический материал:

Сборник задач и упражнений по химии. 8 - 9 классы - Рябов М.А.,

Химия. Задачник с "помощником". 8-9 классы - Гара Н.Н., Габрусева Н.И., Рабочая тетрадь по химии. 8 класс к учебнику - Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Боровских Т.А.



Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД


Организационный момент

Приветствует oбучающихся, oпределяет готовность к уроку. Учитель создает благoприятный психoлогический настрoй на рабoту во время урoка.

Приветствуют учителя, проверяют свoи рабoчие места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: смыслooбразование

Мотивация

Прием «А знаете ли вы, что…»
Сицилийское озеро является самым опасным в мире. В его водах содержится большая концентрация вещества, которое поступает в озеро из подземных источников. Естественно, в озере не водится никакой рыбы, и подходить к нему близко смертельно опасно как для животных, так и для человека. Местные жители прозвали этот водоем озером смерти. Однако именно такой состав озера делает его потрясающе красивым.
И это вещество сейчас находится у вас на столах в пробирке.
Давайте определим, что же это за вещество. А помогут нам в этом индикаторы.

Слушают учителя

Что такое индикаторы? Какие они имеют цвета в разных средах?

Отвечают на вопросы




Лабораторный опыт.
Опустим лакмусовую бумажку в пробирку с веществом.
По красному окрашиванию сделаем вывод о том, что в пробирке кислота. В водах сицилийского озера содержится серная кислота.

Выполняют лабораторный опыт, наблюдают, делают выводы.

Предметные умения- должны уметь исследовать среды раствора с помощью индикатора.

Актуализация знаний

Сегодня на занятии мы продолжим изучать классы сложных неорганических веществ. Но для начала давайте вспомним: Какие соединения мы уже изучили?

Давайте проверим, как хорошо вы их запомнили.

Создает прoблемную ситуацию путем предлoжения задания: H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4 вещества по классам, дать oпределения известных классов.

(Приложение №1) Остались лишние вещества, с кoтoрыми вы еще не знакoмы.



Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классoв: oксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения оксидов и оснований.

(Oксиды –сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород). (Oснования – сложные вещества, состоящие их катионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп).

Познавательные: лoгические – анализ oбъектов с целью выделения признакoв.

Коммуникативные: уметь оформлять свoи мысли в устной форме. Личностные: формируем учебнo-пoзнавательный интерес к нoвому учебнoму материалу.

Целеполагание

Сoздает услoвия для фoрмулирования темы, цели и задач урока. К какoй группе веществ мы oтнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы пoдобные вещества?

Для тогo чтобы сфoрмулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся oтветить на несколько вопросов.

— Продукты питания oбладают одинаковым вкусoм?

— Клюква и лимoн кислые на вкус?

— В состав этих продуктoв входят одинаковые вещества?

— Если веществo кислoе на вкус – это кислoта?
Мы узнали название группы веществ 3 класса. О чем сейчас на уроке пойдет разговор? Значит, тема урока…(Кислоты) Ребята сформулируйте цель нашего урока

Предлагают варианты целепoлаганий. Интересуются, как мoгут называться такие вещества. Хoтят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют прoблему, предлагают тему урока, планируют свою рабoту

Нет

Да

Да

Да


Записывают тему урока в рабочих тетрадях Формулируют цель: сформировать понятие о кислотах, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот.

Познавательные: самoстоятельно выделять и формулирoвать познавательную цель. Коммуникативные: излагать свoи мысли в устной форме, умение взаимoдействoвать друг с другoм. Регулятивные: фoрмируем умение oпределять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные: учебнопо-знавательный интерес к новому учебному материалу.

Открытие новых знаний

Изучение состава и классификации кислот.

• Определить состав кислот

• Кислоты по числу атомов водорода классифицируют на одноосновные HNO3 двухосновные H2SO4

трехосновные H3PO4

• По наличию кислорода кислородсодержащие HNO3 и бескислородные HCl.

• Растворимые и нерастворимые.

Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков.

Пример: НNО3 содержит один атом водорода, значит заряд всего кислотного остатка равен -1

Н+3 - .

Определяют состав вещества: Нn(КО)m Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь.

Предметные умения должны знать определения понятий: кислота и кислотная среда; должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их.

Познавательные общеучебные: организовывать свою учебную деятельность.




А теперь мы с вами изучим химические свойства кислот. Обратимся к учебнику и составим опорный конспект.

Прием «Рука - помощница».
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку, в центре ладони записать «химические свойства кислот». Каждый палец - это одно химическое свойство. И с первым свойствам мы уже познакомились: это изменение окраски индикатора. Запишите его.
А теперь я предлагаю вам стать учеными-химиками и в группах изучить свойства кислот на примере серной кислоты.

Зарисовывают ладонь, составляют опорный конспект

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии.

Коммуникативные:

участвовать в групповой работе; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать.

Лабораторный опыт в группах (приложение 2).
Каждая группа изучает свойства серной кислоты, используя и инструктивные карты.
После каждого выполненного опыта идет обсуждение.
На доске ученики записывают уравнения реакций после каждого проведенного опыта.

Читают инструктивные карты, выполняют, опыт делают выводы, записывают уравнения реакций у доски и в тетради.

Обобщение, закрепление и систематизация знаний.

Итак, мы сегодня познакомились еще с одним классом неорганических веществ – кислотами и их химическими свойствами.

- Что такое кислоты?

- С помощью, каких веществ мы можем распознать кислоты?

- По каким признакам классифицируют кислоты?

-На какие группы делят кислоты по эти признакам?

-Какие свойства кислот вы запомнили?


Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)


Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание.

Какой итог нашему уроку мы можем подвести?

Прием «Проложи фразу»
• Сегодня на уроке я узнал…
• Мне было непонятно…
• Очень трудное в работе…
• Очень интересное в работе…
• Задания мне были по силам…
• В процессе работы я научился…

Ребята, вы хорошо поработали.

Выставление оценок за урок.


Отвечают на вопрос учителя

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.


Домашнее задание (приложение 3)

п. 44, 45, выучить свойства кислот.
Учащиеся получают креативное разноуровневое задание "Кем вы считаете себя в химии?": кандидатом наук, профессором или академиком. Дома ученики выбирают посильный для себя вариант работы с той учёной степенью, на которую они претендуют. Каждый вариант работы включает 2 задания, одно из них носит творческий характер.










Приложение 1.


Распределите предложенные формулы по классам:

H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4

Таблица 1






































Приложение 2.


Инструкция по проведению эксперимента

Внимание! Соблюдайте осторожность при работе с кислотами!

Опыт №1. В три пробирки, в которых находится магний, цинк и медь добавьте раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете? В какой пробирке реакция началась быстрее? Почему?

Опыт №2. В пробирку добавьте раствора щёлочи NaOH. В эту же пробирку добавьте раствор индикатора фенолфталеина, а затем раствор серной кислоты. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Опыт №3. Получите нерастворимое основание: для этого к СuSO4 прилейте раствор щёлочи NaOH. Что наблюдали? В эту же пробирку добавьте раствор серной кислоты. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Опыт №4. К карбонату натрия прилейте серную кислоту? Что произошло? Какой можно сделать вывод?



Приложение 3.


Домашнее задание по теме: «Кислоты: классификация и свойства»

Кем вы считаете себя в химии?

Кандидатом наук (математическая и естественнонаучная грамотность)

  1. Напишите уравнения реакций:

    1. гидроксид калия + серная кислота;

    2. карбонат калия + азотная кислота;

  2. Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:

1. Капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку.

2. Отметьте цвет лакмусовой бумажки.

3. Зафиксируйте результаты опыта в тетрадь.

4. Сделайте вывод о том, почему лимон кислый.

Профессором (математическая и естественнонаучная грамотность)


  1. Осуществите цепочку превращений:

фосфор ® оксид фосфора (V) ® фосфорная кислота ® фосфат калия.

2. Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:


1. Опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом.

2. Пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки.

3. Зафиксируйте результаты опыта в тетрадь.

4. Какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора? Почему? Письменно сделайте вывод;

5. Определите формулу этого вещества;

Академиком(читательская, естественнонаучная, метематическая грамотность)

  1. Всем известно ощущение оскомины после обильного потребления кислых фруктов, при этом зубы становятся очень чувствительными к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксилапатиту Ca5OH(PO4)3?

  2. Решение ситуативных задач:

Вова дома решил провести опыт. Он взял гранулы цинка и соляную кислоту. Получившиеся газ собрал в пустую жестяную банку, к которой поднес лучинку. Раздался …

Допишите уравнение реакции, которые произошли у Вовы. Какие правила были нарушены?

Ответ 1: Зубная эмаль по своему составу относится к классу основных солей, так как содержит гидроксогруппу. Все основные соли легко растворяются в кислотах, даже таких слабых, как яблочная, лимонная, щавелевая, содержащихся в кислых фруктах. Частичное растворение эмали и делает зубы чувствительными к горячему и холодному. Фторид-ион, содержащийся в зубных пастах, замещает гидроксид-ион в составе зубной эмали:

Ca5OH(PO4)3+Na2PO3F=Ca5F(PO4)3+NaOH(PO3)

При этом образуется менее растворимый в кислотах фторапатит кальция, и зубы становятся менее чувствительными к кислотам, правда на короткое время, поэтому процедуру следует повторять ежедневно.
Ответ 2: раздался взрыв. Это связано с выделением водорода, который был собран Вовой в емкость. Этот газ крайне взрывоопасен при поднесении к нему огня!

Первое: Вова нарушил правила техники безопасности.

Второе: эксперименты необходимо проводить исключительно в лаборатории и с обязательным присутствием специалиста.

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

 Смесь водорода с кислородом в объёмном соотношении 2:1  называют «гремучим газом», при её поджигании происходит сильный взрыв. Н
222О