Файл: Автор теории привязанности джона Боулби, психоаналитик, который посвятил несколько лет изучению эффектов разделения детей младенческого возраста и их родителей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор теории привязанности –Джона Боулби, психоаналитик, который посвятил несколько лет изучению эффектов разделения детей младенческого возраста и их родителей. Большое значение он придавал словам Зигмунда Фрейда о том, что первичный детский опыт играет важную роль в становлении личности. И речь здесь идет не только о травматичности. Дело в том, как ребенок, будучи маленьким, сможет социализироваться.
Боулби искал связь между привязанностью в детстве и становлением личности во взрослом возрасте. По мнению ученого, для младенца мать – это один из вариантов удовлетворения первичной потребности. Но еще она помогает ему взаимодействовать с внешним миром.
Согласно выдвинутой Боулби гипотезе, маленьким детям присуще экстремальное поведение. Оно проявляется в тех случаях, когда они пытаются избежать физического разлучения с родителями. Обычно малыши кричат или плачут. Так вот, ученый считал, что эти действия – эволюционные механизмы. Они закрепились в результате естественного отбора и помогают младенцам выжить.
Получается, что привязанность младенца к взрослым – это не что иное, как инстинктивный ответ на угрозу утраты преимуществ в процессе выживания. Этими преимуществами малыша наделяет основной опекун. В данном случае мама, папа или любой другой взрослый, который за ним ухаживает.
Ваш ребенок во время разделения с вами равнодушен, испуган или растерян? Согласно теории привязанности Дж. Боули, под влиянием того, каким образом мать реагирует на потребности своих детей, развивает защищенность или привязанность, формируются поведение и отношения родителей и детей в более позднем возрасте между ними.
Эмоциональная связь проявляется в том, что ребенок понимает родителей, как правило маму, которая проявляет привязанность, достижение и обеспечение близости, особенно в условиях стресса. В прошлом считалось, что привязанность развивается сразу после рождения и контакта с матерью, но многочисленные исследования показали, что это не так. Привязанность ребенка находится под сильным влиянием родителей, отзывчивости к потребностям детей и обязательство влияет на темперамент ребенка.
Боулби провел ряд исследований, по результатам которых он выяснил, как разлученные с родителями дети воссоединяются с ними вновь. Дж. Боулби утверждает, что есть четыре основных типа привязанности между ребенком и матерью: безопасная, тревожно-избегающая, двойственно-сопротивляемая, дезорганизационно-контролируемая привязанность .
Он выделил 4 типа привязанности:
Надежная привязанность. Ребенок сильно страдает, ищет защиты и утешения. Успокаивается только тогда, когда родители возвращаются. По теории привязанности родитель должен помочь ребенку понять как устроен мир, критикуя его поведение, но не его характер. Родители, которые ведут себя подобным образом с ребенком могут развить крепкие и надежные отношения. В новых и незнакомых ситуациях, которые дети будут изучать без присутствия матерей, они испытывают меньше страха
Привязанность, устойчивая к тревоге. Младенцы пережили сильный стресс. После возвращения родителей они пытались «наказать» их за уход. Дети, которые проявляют небольшое беспокойство, когда разлучены со своими родителями и очень расстроены тогда, когда вы оставляете его в одиночестве, обладают тревожно-избегающей привязанностью. Это дети, чьи матери говорят ребенку теплые слова, играют с ребенком, но не проявляют тесный контакт. Такие дети показали меньше исследовательского поведения, отсутствие эмпатии, избегания тесных эмоциональных связей. В зрелом возрасте они не доверяют другим людям и проявляют страх близости. Дети, которые избегают близости
Отсутствие привязанности. Младенцы никак не отреагировали на то, что родителей не было рядом. После их возвращения они либо игнорировали их, либо даже избегали. Из-за непоследовательного поведения происходит двойственно-сопротивляемая привязанность. Такая мать иногда встречается с потребностью ребенка для близости, а иногда нет. Эти дети в незнакомой ситуации проводят неактивные исследования и часто будут опасаться незнакомцев, даже когда родитель присутствуют рядом. Эти дети становятся неуверенными, застенчивыми и других воспринимают с недоверием. Робкий и опасается незнакомцев.
Со временем в этот список добавили еще один тип привязанности: дезорганизованный-дезориентированный. В этом случае сложно предсказать, как поведет себя ребенок. дезорганизационно-контролируемая привязанность, которая является смесью избегающего, двойственного и безопасного поведения. Эти дети не имеют установленную модель поведения, могут многое путать, им часто бывает страшно и они могут действовать непоследовательно или противоречиво. Это
часто встречается у детей, матери которых были жертвами жестокого обращения. Без готового ответ на стрессовые ситуации
Интересно, что тип привязанности, выработанный в раннем детстве, влияет на то, как уже взрослый человек будет строить отношения.
Выделяют 4 фазы привязанности. Они формируются в разном возрасте, начиная с рождения и заканчивая окончанием детства.
РОЖДЕНИЕ — 3 МЕСЯЦА
Сразу после появления на свет младенцы внимательно слушают человеческие голоса и присматриваются к лицам. Ученые провели ряд опытов и сделали любопытное наблюдение. Ребенок, который родился всего 10 минут назад, предпочитает следить за чьим-то лицом, нежели за каким-то предметом. С течением времени эта особенность приведет к появлению социальной улыбки.
Первые 3 недели жизни крохи улыбаются обычно перед сном. И делают они это с закрытыми глазами. Но эти улыбки на людей не направлены. Социальность они приобретают примерно с трехнедельного возраста, когда ребенок улыбается, услышав чей-то голос. И даже на этом этапе эти действия мимолетны.
Полностью социальной улыбка становится в возрасте 5-6 недель от рождения. Дети широко улыбаются и смотрят в глаза тому, кто находится рядом с ними. Родителей в этот момент переполняет счастье, потому что они чувствуют любовь малыша к себе, какую-то особую связь.
Интересно! До 3 месяцев младенец улыбается любому, даже бумажному лицу, оказавшемуся в его поле зрения. Главное, чтобы его было видно полностью. На профиль такой реакции не будет.
По мнению Джона Боулби, улыбка ребенка способствует развитию привязанности между ним и опекающим его взрослым. Последнему хочется улыбнуться в ответ, взять кроху на руки, обнять его, поиграть с ним. Так проявляется забота.
Одновременно с улыбкой появляется детский лепет. Это еще один социальный фактор, побуждающий родителей находиться рядом. Сюда же относится и плач. По сути, это тревожный сигнал о том, что дети испытывают дискомфорт. Услышав, что ребенок плачет, взрослый немедленно удовлетворит его потребность в еде, тепле или ласке.
Привязанность устанавливается с помощью нескольких видов рефлексов:
Хватание. Как только ладони ребенка касается какой-то предмет, она инстинктивно сжимается.
Рефлекс Моро. Если малыш испугался или неожиданно утратил опору, он делает движения, похожие на обнимание, обхватывание чего-либо. По мнению Боулби, такие действия помогали ему в прошлом держаться за мать, которая, например, могла убегать от хищного зверя.
Поисковый и сосательный. Облегчают процесс грудного вскармливания.
Каждый из перечисленных рефлексов помогает ребенку и взрослому наладить продуктивное взаимодействие.
3-6 МЕСЯЦЕВ
По теории привязанности Боулби в этот период исчезает часть рефлексов, например, Моро или поисковый. Действия ребенка становятся избирательными. На незнакомых людей он просто внимательно смотрит. Тем, кого знает, дарит улыбку. То же самое касается лепета. Малыши «разговаривают» в присутствии тех людей, которые им знакомы.
В какой-то момент дети выделяют 2-3 лица из круга знакомых. На них они реагируют по-особенному. Чаще улыбаются, охотнее разговаривают. Обычно таким человеком является мама. Но бывает и по-другому. Возможно, им станет отец или один из близких родственников.
6 МЕСЯЦЕВ – 3 ГОДА
С полугода у ребенка развивается сильная привязанность к одному человеку – матери. Он плачет, когда она уходит или просто находится вне поля зрения. Раньше малыш плакал, если уходил любой находившийся рядом с ним человек. Сейчас же он стал очень избирательным в этом вопросе.
В возрасте 7-8 месяцев у детей появляется страх незнакомых людей. Он проявляется в настороженности или даже громком плаче. Эти проявления усиливаются во время болезни или пребывания в незнакомой обстановке.
Примерно с 8 месяцев, когда ребенок начинает активно двигаться, он может следовать за мамой. Он направляет все усилия на то, чтобы сохранить контакт с ней. Если мать собирается уходить, малыш корректирует движения для того, чтобы снова оказаться рядом с ней. Достигнув поставленной цели, он просит взять его на руки, показывая тем самым свою привязанность, желание быть вместе.
Иногда дети, наоборот, уходят от родителей. Так бывает во время прогулок на детской площадке. Сначала они нуждаются в контакте. Но через некоторое время, осознав, что мама никуда не денется, они начинают активно исследовать окружающее пространство. Малыш следит за присутствием матери. Часто подходит к ней. А остальное время проводит за играми на достаточном расстоянии.
3 ГОДА – ОКОНЧАНИЕ ДЕТСТВА
На этом этапе дети осознают свою потребность находиться рядом с мамой и папой. Трехлетний малыш охотно разрешает им покинуть его на некоторое время. Правда, при этом стоит объяснить причину ухода. Так проявляется партнерское поведение.
Боулби считал, что о привязанности в старшем возрасте известно немного. Но она развивается в любом случае. Для подростков объектами привязанности становятся лица, которые в какой-то мере заменили родителей. Для взрослого человека – партнер в романтических отношениях. Для пожилых – заботящееся о них молодое поколение.
Психология отношения родителей и детей очень сложна и влияет серьезным образом на последующую жизнь ребенка. Надежная связь позволяет построить лучшее отношения со своими сверстниками, популярности, развитию социальных навыков и быть более привлекательным по сравнению с другими детьми, а позже взрослыми. Дж. Боулби и теория привязанности утверждают, что дети, за которыми был надлежащий материнский уход, показывают более высокий уровень уверенности в себе и способности к адаптации, по сравнению со сверстниками показывают большую самостоятельность и меньшую зависимость от небезопасных влияний своих сверстников. Они показывают меньше агрессии, гнева и ярости, больше согласия со своими сверстниками и показывают большее послушание.
В результате отсутствие приверженности с самого раннего возраста к ребенка возникают поведенческие проблемы со школьного возраста. При отсутствие приверженности дети агрессивны и подвержены депрессии, у них гораздо чаще возникают эмоциональные и поведенческие проблемы, чем у их сверстники, за которыми был надлежащий уход.
Какой тип привязанности, согласно теории Джона Боулби, будет у вашего ребенка, зависит от вашего поведения, качества их отношений, материнская забота и нежности, наблюдение сигналов ребенка, их точное толкование и соответствующая реакция на них.
Тест Дж. Боулби в комнате с игрушками. Теория привязанности
Эксперимент заключался в наблюдение за поведением матери и ребенка в комнате, полной игрушек. В исследовании отмечается, что есть дети небезопасной привязанности которые никогда не вставали с коленей матери, даже не смотря на то, что им было бы очень интересно поиграть с игрушками. Некоторые покидают мать и играют и не будут к ней возвращаться в течение длительного времени.