Файл: Глава Теоретические основы института социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение ............................................................................................................ 2
Глава 1. Теоретические основы института социального обслуживания
....................................................................................................................................... 4 1.1 Основные понятия института социального обслуживания .................... 4 1.2 Функции и принципы социального обслуживания ................................. 7 1.3. Виды социального обслуживания .......................................................... 11
Глава 2. Система социального обслуживания граждан Российской
Федерации ................................................................................................................. 15 2.1 Социальные службы города Москвы ...................................................... 15 2.2 Основные условия для предоставления и отказа социального обслуживания ............................................................................................................ 18 2.3 Проблемы социального обслуживания ................................................... 20
Заключение ..................................................................................................... 26
Список использованных источников ....................................................... 28
Приложение .................................................................................................... 31

2
Введение
В современное время все острее ставиться вопрос о социальном обеспечение граждан, как одной из форм государственной поддержки и преодоления сложившихся трудностей. Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Одним из основных направлений социального обеспечения служит социальное обслуживание граждан, нуждающихся в помощи.
Согласно статье 22 «Всеобщей декларации прав человека» каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Поскольку каждое правовое государство стремиться достичь определенной утопии в виде высокого уровня жизни и отсутствия нищеты с безработицей, возникает необходимость в постоянном проведение реформ, усовершенствовании правовой базы.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время нормы, которые содержатся в законодательстве о социальном обслуживании, не могут обеспечить должным образом защиту прав граждан в полноценном предоставление социальных услуг. Это объясняется неоднозначными и противоречивыми принимаемыми нормативными актами, постоянными изменениями законодательства в области социального обеспечения, что дает возможность для произвольного истолкования законодательства правоприменительными органами.


3
Наличие большого количества видов по социальному обслуживания имеют свои нюансы, проблематику или частичную помощь гражданам, которая не способна удовлетворить острую нужду для преодоления трудностей. Все чаще возникают судебные споры о неправомерных действиях социальных служб или по критериям, предоставляемым гражданами при написании заявления об оказание социальных услуг.
Целью курсовой работы является исследование социальной государственной политики по социальному обслуживанию граждан существующей в действующем законодательстве РФ, разбор видов предоставления социального обслуживания и принципов, на которых они основываются.
Задачи курсовой работы:
1.
Рассмотреть институт социального обеспечения и социальной обслуживания граждан Российской Федерации;
2.
Изучение основных понятий института социального обслуживания;
3.
Рассмотреть принципы и функции социального обслуживания;
4.
Рассмотреть виды социального обслуживания;
5.
Рассмотреть систему социального обслуживания и выявить основные проблемы.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с проведением государственной политики социального обслуживания.
Предметом курсовой работы являются виды и принципы социального обслуживания согласно законодательству РФ.
При изучении темы были использованы труды российских авторов, таких как: Воронцова, М. В., Григорьев И. В.,
Тучкова. Э. Г., Герман Е.С.,
Цивилев, Р.
Косаренко Н.Н., Мачульская, Е. Е. и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и двух приложений.

4
Глава 1. Теоретические основы института социального обслуживания
1.1 Основные понятия института социального обслуживания
Одним из основных элементов в работе государственной политики в социальной сфере является обеспечение достойного уровня жизни граждан по средствам проведения ряда мероприятий. Согласно основным нормативно- правовым актам, а также в ряде Федеральных законов прописаны основные понятия и составляющие социального обслуживания. Поскольку основным законом в Российской Федерации является Конституция РФ, то в ней уже имеется закрепление прав и обязанностей граждан. Согласно статье 39
Конституции РФ закрепляется право на гарантированное социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
1
Так, одним из первых актов, в котором было закреплено понятие социального обслуживания, являлся Федеральный закон №195-ФЗ от 10 декабря
1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации». В данном правовом акте выделяют следующее понятие в статье 1:
«Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.»
2
Таким образом, фактически можно сказать, что ФЗ №195 был первым актом, который закреплял понятие социального обслуживания в современном законодательстве
Российской Федерации.
На протяжении времени действия закона, были выпущены акты, которые вносили правки для основного Федерального закона. Действие закона
1
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета - Федеральный выпуск:
№144(8198) 04.07.2020 2
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.1995
№195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 11.12.1995 года, №50, ст.4872


5 осуществлялось вплоть до 2015 года, а утрата сил основана на статье 36
Федерального закона от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ.
3
Федеральный закон
№442-ФЗ стал преемником устаревшего законодательного акта. В новом и до сих пор действующем акте предоставляется уже более сжатое понятие социального обслуживания, которое заключается в деятельности по предоставлению социальных услуг для граждан. Также, в данном законодательном акте выделяют и другие основные понятия, которые раскрывают сущность социальной политики и способов ее осуществления в виде социального обеспечения. К таким понятием в статье 3 относятся:
1.
Социальная услуга – представляет из себя действия по оказанию помощи как единоразово, так и на протяжении какого-то периода времени, чтобы поправить жизненную ситуацию гражданина и предоставить возможность для дальнейшего самостоятельного повышения своих потребностей;
2.
Получатель социальных услуг – это лицо, которое в следствие тех или иных сложившихся жизненных ситуаций, было признано нуждающимся (в ряде законодательных актов приведены конкретные категории, которым предоставляются социальные услуги);
3.
Поставщик социальных услуг – в общем виде, это организация или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с законодательством получает лицензию и оказывают предоставление таких услуг.
При этом поставщиком социальных услуг могут являться как государственные, так и негосударственные организации;
4.
Стандарт социальной услуги – принятые государством требования, которые должны соблюдать поставщики услуг по видам, оказываемых услуг, их качеству, а также частоте оказания;
5.
Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании – система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий
3
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Российская газета", №295, 30 декабря 2013 года

6 жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
4
По мнению Антоновой М.И. понятие социальное обслуживание в узком смысле представляет из себя денежную и иную помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В широком смысле социальное обслуживание – важная отрасль права, нормы законодательного права, которые являются регуляторами общественных отношений и складываются между государственной властью и гражданами страны, по вопросам как материального характера, так и иного.
5
По мнению многих авторов, социальное обслуживание отдельных категорий граждан в настоящее время, когда размеры денежных выплат не позволяют наиболее уязвимым категориям граждан самостоятельно преодолеть жизненные трудные ситуации, система социального обслуживания как раз и призвана решать данные вопросы и осуществлять социальную поддержку этих граждан. Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения включает себя правовые нормы регулирующие отношения по предоставлению социальных.
То есть, настоящее законодательство предусматривает, что на данный момент предоставление социального обслуживания осуществляется не только нетрудоспособным гражданам, но и другим категориям лиц, в зависимости от ситуаций.
6
Обобщая все выше сказанное, можно сделать выводы, что социальное обслуживание гарантируется Конституцией РФ и представляет из себя оказание помощи гражданину, признанному нуждающимся лицом, в виде предоставления социальных услуг и иных видов поддержки.
4
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Российская газета", №295, 30 декабря 2013 года
5
Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / отв. ред. Э. Г. Тучкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2017. — 480 с.
6
Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения России / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2021. - 266 c.


7 1.2 Функции и принципы социального обслуживания
Социальное обслуживание является важным составляющим элементом социальной политики любого государства. Оказание социального обслуживания происходит поставщиками социальных услуг, также именуемых социальные службы. Поскольку основными задачами по оказанию такого обслуживания являются мероприятия по предоставлению необходимой помощи для нуждающихся граждан, для того, чтоб подправить их жизненную ситуацию, то возникает ряд функций социального обслуживания, имеющий различную классификацию.
7
Наиболее распространенная классификация содержит 5 функций социального обслуживания:
1.
Функция социальной помощи. Данная функция заключается в том, что она включает в себя различные мероприятия или виды осуществления деятельности по социальному обслуживанию. Во-первых, это выявление наиболее нуждающихся лиц в социальном обслуживание, определении степени их жизненного положения и оказания им материальной или иной помощи в виде предоставления определенных услуг. Во-вторых, стимулирование повышения уровня жизни и предоставление стимула для самостоятельного улучшения положения в дальнейшем. В-третьих, предоставление услуг на дом, которые включают в себя предоставление необходимых благ для маломобильных групп населения.
2.
Консультационная функция. Поскольку существуют различные случаи в жизни, то предоставление необходимого обслуживания может заключаться в виде консультаций ряда специалистов, таких как юристы, психологи, врачи и многие другие.
3.
Реабилитационная функция. Заключается в предоставление услуг основанных на медицинской помощь, прохождение реабилитаций в специализированных учреждениях и дальнейшую необходимую помощь.
7
Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2019. 430 с.

8 4.
Функция информирования. Важным составляющим является наличие полной и достаточной информации о возможностях граждан, их прав на получение тех или иных услуг.
5.
Функция преодоления последствий чрезвычайных ситуаций. Основа на том, что при случившихся чрезвычайных ситуация должно быть обеспечено все необходимое для скорейшего преодоления сложностей, возникших в следствии этих происшествий. Предоставление в кратчайшие сроки услуг по оказанию медицинской помощи, материальной помощи и психологической помощи.
8
Таким образом, представленные выше функции призваны обеспечить получение необходимой помощи, а также предоставление полноты информации по возможностям для обращения нуждающихся.
Второй классификацией является более обширное выделение функций по определенным направлениям:
1.
Политическая функция. Проведение мероприятий и закрепление в законодательстве мер по оказанию ряда социальных услуг для обеспечения достойного уровня жизни и снижение разницы между слоями общества для стабильной жизни граждан в целом.
2.
Экономическая функция. Предоставление материальной помощи категориям граждан, закрепленных в законодательстве, как попавшим в трудную жизненную ситуацию.
3.
Демографическая функция. Основана на том, что государство старается стимулировать население для повышения уровня рождаемости и продолжительности жизни.
4.
Социально-реабилитационная функция. В некоторых ситуациях требуются особые виды социального обслуживания, которые заключаются в предоставление услуг по специфическим потребностям определенного
8
Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. — М: КноРус, 2019. 240 с.


9 характера. Функция ориентирована на возвращение к нормальной жизни граждан.
5.
Защитная функция. Основана на защите нуждающихся в следствии наступления трудных жизненных ситуаций.
6.
Адаптивная функция. Социальная помощь для более простого приспособления к сложившимся ситуациям в целом.
7.
Диагностическая функция. Проведение анализа и составление отчетов по социальной ситуации в целом.
8.
Коррекционная функция. Оказание помощи для преодоления психических проблем, предоставление необходимых консультаций и лекарств.
9.
Превентивная функция. Функция заключается в оказание таких мероприятий и помощи, благодаря которым, в дальнейшем существенно снижается риск оказаться в подобной ситуации в дальнейшем.
10.
Сопровождающая функция. Основанием данной функции является установление беспрепятственного общения между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг.
11.
Опекунская функция. Предоставление необходимых услуг, основанных на ухаживание или воспитание в зависимости от категории граждан.
9
Все функции, представленные в классификациях, призваны обеспечить главное право в законодательстве, такое как гарантированное предоставление социальной помощи, оказываемой в виде социального обслуживания. При этом, в процессе обеспечения необходимо следовать принципам. Так, в Федеральном законе №422-ФЗ, в статье 4 выделяют 7 основных принципов, которые необходимо соблюдать:
1.
Основным принципом, основанным на Конституции РФ, является соблюдение всех прав гражданина, а также в уважении к нему. Данный принцип
9
Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России. Практикум. Учебное пособие / Э.Г. Тучкова. - М.:
Проспект, 2020. - 248 c.

10 должен не допускать ущемления прав, оскорбления личности или унижения достоинства человека;
2.
Принцип доступности основывается на предоставление социального обслуживания для всех лиц, независимо ни от каких условий, за исключением условий, предусмотренных законодательном;
3.
Адресность предоставления социальных услуг. Подразумевает то, что социальные услуги должны быть оказаны конкретному гражданину;
4.
Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
5.
Принцип сохранения благоприятной среды. При оказании социального обслуживания необходимо предоставить такие условия, которые будут отвечать всем требованиям по предоставлению услуг в удобной форме их оказания, с применением всех необходимых технологических средств.
6.
Добровольность. Важный принцип, основанный на том, что предоставление социальных услуг основано на добровольном желание гражданина, который обратился за помощью и имеет полное право в любой момент отказаться от нее.
7.
Конфиденциальность. Все, что узнают социальные работники должны держаться в тайне. Работники обязаны обеспечить сохранность личных данных, а в случае нарушения обязаны ответить по законодательству РФ.
10
При оказание социального обслуживания, социальные службы должны следовать основным принципам социального обслуживания при осуществлении функций. За счет функций социального обслуживания реализуется государственная социальная политика, которая направлена на улучшение жизни населения.
10
Статья 4 Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Российская газета", №295, 30 декабря 2013 года