Файл: Глава Теоретические основы института социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 1.3. Виды социального обслуживания
При выделении видов социального обслуживания необходимо понимать, каким конкретно категориям граждан, оказывается предоставление социальных услуг, поскольку именно от этого зависит выбор того или иного вида социального обслуживания.
Обращаясь к Федеральному закону №422-ФЗ принято выделять, что основной категорией граждан, имеющей право на получение социальных услуг, являются лица, признанные нуждающимися. Так перечень категорий, определяемых законодательством, включает в себя:
1.
Граждане Российской Федерации;
2.
Иностранные лица, лица без гражданства и беженцы, которые постоянно проживают на территории РФ;
3.
Пожилые граждане;
4.
Инвалиды;
5.
Дети с ограниченными возможностями (дети-инвалиды);
6.
Дети и семьи, оказавшиеся в трудном жизненном положении;
7.
Граждане без постоянного места жительства.
11
Исходя из категорий граждан, которые выделяются на законодательном уровне, необходимо отметить, что на получение социального обслуживания, выраженного в виде социальных услуг, могут претендовать все граждане страны, которые попали в сложную жизненную ситуацию.
На практике принято разделять основные виды оказания социального обслуживания на стационарное оказание помощи и оказание помощи на дому. В основе этого разделения лежат факторы ограниченности возможностей граждан, чаще всего оказание помощи на дому осуществляется для инвалидов, детей- инвалидов, а также пенсионеров с ограниченными возможностями.
11
Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 449 с.

12
Основываясь на Федеральном законе №422-ФЗ и приказа Минтруда
России №939н, принято выделять следующие виды оказания социального обслуживания:
1.
Материальная помощь.
Предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ;
2.
Социальное обслуживание на дому. осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Социальная помощь на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Она включает оказание услуг по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно- гигиенические услуги, содействие в получении образования инвалидам и в их трудоустройстве, правовые услуги, а также помощь в организации ритуальных услуг. На условиях полной или частичной оплаты предоставляются отдельные виды медицинской помощи, кормление ослабленных больных, проведение санитарно-просветительной работы и т.д.;
3.
Стационарное обслуживание.
Осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий


13 медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
4.
Полустационарное обслуживание.
Данный вид является разновидностью стационарного обслуживания, который предоставление услуг оказывается отделениями дневного или ночного характера. В основном, полустационарные центры предназначены для лиц, попавших в трудную ситуацию и не имеющих места жительства. Предоставление данного вида услуг оказываются в форме: предоставления ночлега; выдача одноразовых талонов на еду или предоставление такого питания в специальных учреждениях; оказание первой медицинской помощи до приезда скорой помощи или помещения в больницу; помощь в оформление документов; помощь в трудоустройстве на работу; оказание иной необходимой помощи, предусмотренной законодательством и возможностями социальной службы;
5.
Временное место прибывания. Предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
6.
Дневное пребывание. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. В основном роли таких учреждений выполняют центры для проведения досуга.
7.
Консультационная помощь.
В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по

14 вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
8.
Услуги по реабилитации. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
12
Подводя итоги по видам социального обслуживания, можно сделать выводы, что виды оказания таких услуг затрагивают все основные сферы жизни людей, начиная от базовых потребностей в еде и жилье до оказания помощи по налаживанию жизни. Важно иметь ввиду, что помощь необходима различным категориям граждан в следствие чего предусматриваются виды помощи на дому или в специальных учреждениях.
12
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 939н г. Москва "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому" // Выпуск №299 (6571), 31.12.2014


15

Глава 2. Система социального обслуживания граждан Российской
Федерации
2.1 Социальные службы города Москвы
Поскольку оказание социального обслуживания является важным элементом социальной политики государства, то для организации работы государственных социальных служб и некоммерческих организаций, оказывающих предоставление социальных услуг были разработаны законодательные акты, которые регламентируют деятельность таких служб. На государственном уровне принято выделение основной социальной службы в виде комплексного центра социального обслуживания, которые включают в себя большинство оказываемых видов услуг.
Вся деятельность социальные служб регламентируется следующими законодательными актами:
1)
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года
№442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации»;
2)
Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 939н (ред. от 16.12.2020)
«Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому»;
3)
Приказ Минтруда РФ от 21.12.2022 № 804н «Об утверждении перечня профессий, должностей, специальностей и наименований квалификаций, по которым при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, возможно заключение трудового договора без предъявления документов об образовании и (или) о квалификации на основе свидетельства о квалификации, выданного в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ»;
4)
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября
2014 г. № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений»;

16 5)
Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
13
Для каждого региона Российской Федерации существуют собственные нормативные акты, так для города Москвы можно выделить:
1)
Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города
Москвы «Об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан в городе Москве»;
2)
Постановление Правительства Москвы от 26.12.2019 № 1849-ПП
«Об утверждении Порядка оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти города
Москвы»;
3)
Закон города Москвы от 21.11.2007 № 45 (ред. от 22.07.2020)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»;
4)
И другие нормативные акты, содержание правила по оценке оказания социальных услуг, предотвращению оказания некачественных социальных услуг.
Все социальные службы, оказывающие социальное обслуживание должны отвечать государственным национальным стандартам:
1)
Постановление Госстандарта РФ от 24.11.2003 №326-ст «О принятии и введении в действие национального стандарта»;
2)
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003
«Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от
24.11.2003 №327-ст;
3)
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52496-2005
«Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг.
Основные положения», утвержденный и введенный в действие приказом
13
Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. Учебник /
В.П. Галаганов. - М.: КноРус, 2019. - 152 c.


17
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
30.12.2005 №53-ст;
4)
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52497-2005
«Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания», утвержденный и введенный в действие приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
30.12.2005 №534-ст;
5)
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52884-2007
«Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 №562-ст;
Предоставление социальных услуг в субъектах Российской Федерации регламентируют нормативно - правовые акты различных уровней. В указанных документах отражены основные аспекты социального обслуживания (порядок и условия предоставления социальных услуг, контроль качества работы учреждений социального обслуживания, перечень гарантированных государством социальных услуг, порядок установления государственных стандартов социального обслуживания).
14
В Москве существуют как государственные комплексные центры оказания социального обслуживания, так и негосударственные организации, которые в соответствии с законодательством оказывают различного рода помощь гражданам. Центры социального обслуживания – это государственные бюджетные учреждения, деятельность которых направлена на оказание услуг лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, или находятся в социально- опасном положении. В данный момент центры социального обслуживания привязаны к определенной территории города Москвы, в зависимости от административного округа. Согласно официальным данным статистики, в
14
Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 464 c.

18 городе Москва насчитывается более 100 территориальных центров социального обслуживания, которые оказывают все виды социальных услуг. Ознакомится действующими центрами можно в приложении 1 на общей карте.
Постоянное развитие социальной сферы не оставляет равнодушным и обычных как физических, так и юридических лиц с индивидуальными предпринимателями. Так в Москве насчитывается негосударственных некоммерческих организаций также более 100 центров или учреждений, в которых граждане могут получить необходимое социальное обслуживание.
Помимо государственных и негосударственных организаций, оказывающих предоставление социального обслуживания, необходимо выделить особую категорию служб. К такой категории относятся добровольческие волонтерские образования, которые получают необходимое разрешение или лицензию на оказание социальных услуг. Волонтеры осуществляют услуги в виде различной помощи, но чаще всего это услуги по доставке продуктов и лекарств на дом, помощь в виде сиделки и организации специальных мероприятий по оказанию социальной помощи.
Таким образом, в Москве социальные службы представлены более 200-та организаций в виде центров социального обслуживания или отдельных видов учреждений, оказывающих определенный вид услуг. Все учреждения, фонды отвечают требованиям законодательства и работают на основании специальных регламентов.
2.2 Основные условия для предоставления и отказа социального обслуживания
Основанием для предоставления социального обслуживания является признание гражданина нуждающимся. Получение такого статуса в первую очередь зависит от заявления гражданина, который как он считает, оказался в трудном жизненной положении и ему необходимо предоставление социального обслуживания. Данное заявление подается в определенной форме, представленной в приложение 2 настоящей работы.