Файл: Единый социальный налог. Таможенная пошлина. Государственная пошлина. Другие федеральные налоги и сборы (водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на операции с ценными бумагами) (Содержание федеральных налогов и сборов в РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Содержание федеральных налогов и сборов в РФ
1.1 Общая характеристика основных федеральных налогов
1.2 Классификация федеральных налогов и сборов
Глава 2. Федеральные налоги и сборы в РФ
2.1 Значение федеральных налогов для федерального бюджета
2.2 Особенности таможенной и государственной пошлины
А вот регулирующие налоги уже должны распределяться в строго уровневой системе бюджета. Налог на прибыль распределяется и в федеральный бюджет, и в региональный бюджет.
По субъектам налоги классифицируются на налоги с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций), налоги с физических лиц (например, НДФЛ) и комбинированные. Комбинированные налоги платят и организации и физические лица (например, НДС, акцизы, госпошлина).
По характеру использования налоги подразделялись на общие и целевые[8]. Общие налоги можно использовать на финансирование любых бюджетных расходов. После отмены ЕСН все налоги являются общими. Условно акцизы на ГСМ можно отнести к целевым, так как в последующем они из бюджета передаются в дорожные фонды. Целевые налоги используются лишь на определенные цели.
По международной методологии налоги делят на 4 группы – налоги на доходы, капитал, на потребление и социальные.
По способу изъятия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, косвенные налоги взимаются в виде надбавок к цене товаров либо в процентах к объему реализации.
Отличие прямых налогов от косвенных существенное. Ведь прямые налоги направлены на строго установленный объект налогообложения, который уплачивается определенным субъектом налогообложения. Например, федеральный налог на прибыль. В данном случае строго определяется объект налогообложения - это прибыль, и субъект налогообложения – это юридическое лицо, получившее данную прибыль. И именно данный субъект налогообложения должен уплатить данный налог и никто другой.
А вот с косвенным федеральным налогом НДС совсем другая ситуация. Формально, его уплачивает юридическое лицо, которое реализует товары и услуги. Но, оно включает его в стоимость товара, поэтому фактическим плательщиком НДС – является обычный потребитель[9].
Таким образом, в завершении раздела можно прийти к следующим выводам:
- классификация налогов и сборов стала возникать еще с древних времен, когда впервые появилось государство и налоги его устройства.
- налоги классифицируются по различным признакам.
- федеральные налоги также могут классифицироваться в зависимости от распределения и фактического субъекта его уплаты. Также особое место в классификации имеет деление федеральных налогов по характеру использования и по способу изъятия.
1.3 Федеральный бюджет
За период с 1998 г. по настоящее время у нас в стране создался достаточно прочный "скелет" налогового законодательства, который, однако, еще не оброс добротным качественным "мясом". И его надо наращивать в ходе применения действующих норм. Последняя редакция части первой Налогового кодекса значительно отличается от первоначального варианта, и она, действительно, была существенно доработана с учетом правоприменительной практики[10].
В настоящее время федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ внесены изменения в шесть глав Налогового кодекса: НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, госпошлина, налог на имущество организаций и земельный налог. Не обошлось без изменений и в гл. 21 НК РФ (Федеральный закон от 04.11.2007 N 255-ФЗ). Поправки направлены на совершенствование положений налогового законодательства и носят как концептуальный, так и технический характер.
Так, например, увеличена стоимость амортизируемого имущества. Размер первоначальной стоимости, при которой имущество признается амортизируемым, повышен с 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. (изменения в п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Соответственно, затраты на приобретение имущества со стоимостью 20 тыс. руб. и менее можно будет единовременно признавать как материальные расходы (согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Данные изменения сблизили бухгалтерский и налоговый учет.
Уточнены доходы, которые нельзя отнести к доходам, не учитываемым для целей налогообложения. Установлены нормы возмещения командировочных расходов в форме суточных[11].
Изменения, касающиеся социальных налоговых вычетов. Главным новшеством является то, что социальные вычеты на образование (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика), на лечение (за исключением расходов на дорогостоящее лечение) и на негосударственное пенсионное обеспечение/добровольное пенсионное страхование предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 000 руб. в налоговом периоде. Данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Увеличен перечень компенсационных выплат и др.
В заключение отметим, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста его расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90% бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависят успех государственных реформ, их социальная направленность, а также уровень жизни и благосостояния населения страны.
Таким образом, в завершении главы можно прийти к следующим выводам:
- была проанализирована общая характеристика и общие теоретические положения федеральных налогов.
- федеральные налоги имеют удельный вес в 95 % от общего количества налоговых доходов, которые поступаются в государственный бюджет, поэтому значение федеральных налогов для государства определяющее.
- федеральные налоги могут быть региональными и местными. Данное перераспределение части федеральных налогов и сборов в иные бюджеты обуславливается необходимостью создания благоприятных финансовых условий для роста благосостояния региона, повышения его уровня развития в отношении всего государства.
- классификация налогов и сборов стала возникать еще с древних времен, когда впервые появилось государство и налоги его устройства.
- налоги классифицируются по различным признакам.
- федеральные налоги также могут классифицироваться в зависимости от распределения и фактического субъекта его уплаты. Также особое место в классификации имеет деление федеральных налогов по характеру использования и по способу изъятия.
- для того, чтобы эффективно работала налоговая система государства, необходимо осуществлять управление, контроль и планирование федеральных налогов.
- управление федеральными налогами преследует общенациональные и специфические цели. Управление федеральными налогами базируется на ряде нормативной документации.
- планирование федеральных налогов также осуществляется в соответствии со сложившейся экономической конъюнктурой на рынке, с уровнем производства товаров и услуг, с колебаниями макроэкономических показателей.
Глава 2. Федеральные налоги и сборы в РФ
2.1 Значение федеральных налогов для федерального бюджета
За период с 1998 г. по настоящее время у нас в стране создался достаточно прочный "скелет" налогового законодательства, который, однако, еще не оброс добротным качественным "мясом". И его надо наращивать в ходе применения действующих норм. Последняя редакция части первой Налогового кодекса значительно отличается от первоначального варианта, и она, действительно, была существенно доработана с учетом правоприменительной практики.
В настоящее время федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ внесены изменения в шесть глав Налогового кодекса: НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, госпошлина, налог на имущество организаций и земельный налог. Не обошлось без изменений и в гл. 21 НК РФ (Федеральный закон от 04.11.2007 N 255-ФЗ). Поправки направлены на совершенствование положений налогового законодательства и носят как концептуальный, так и технический характер.
Так, например, увеличена стоимость амортизируемого имущества. Размер первоначальной стоимости, при которой имущество признается амортизируемым, повышен с 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. (изменения в п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Соответственно, затраты на приобретение имущества со стоимостью 20 тыс. руб. и менее можно будет единовременно признавать как материальные расходы (согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Данные изменения сблизили бухгалтерский и налоговый учет.
Уточнены доходы, которые нельзя отнести к доходам, не учитываемым для целей налогообложения. Установлены нормы возмещения командировочных расходов в форме суточных.
Изменения, касающиеся социальных налоговых вычетов. Главным новшеством является то, что социальные вычеты на образование (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика), на лечение (за исключением расходов на дорогостоящее лечение) и на негосударственное пенсионное обеспечение/добровольное пенсионное страхование предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 000 руб. в налоговом периоде. Данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Увеличен перечень компенсационных выплат и др. [6; С.26]
В заключение отметим, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста его расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90% бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависят успех государственных реформ, их социальная направленность, а также уровень жизни и благосостояния населения страны.
Если говорить о второй категории лиц, то для них объектом налогообложения является весь доход, полученный от осуществления профессиональной деятельности. Однако данный доход в целях налогообложения уменьшается на сумму вычетов, предусмотренных законодательством.
Рассмотрим порядок расчета единого социального налога в 2016 году[12].
Ставка ЕСН в 2016 году никак не поменяется по сравнению с прошлогодней, так что его плательщикам не придется заново менять принцип расчета. Посчитать сумму выплаты ЕСН совершенно не сложно, поскольку ставки известны и, тем более, не претерпели изменений[13].
Единый социальный налог подразумевает перечисление в следующие социальные фонды:
- перечисления в пенсионный фонд составляют 23%.
- перечисления в фонд страхования составляют 3%.
- перечисления в фонды медицинского страхования составляют 5,1%.
Особенность исчисления единого социального налога можно выделить именно для индивидуального предпринимателя. Индивидуальное предприятие должно уплачивать взносы в два фонда: пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. А вот в фонд обязательного страхования индивидуальное предприятие должно уплачивать в добровольном порядке, то есть по желанию. Сам по себе расчет выплат в 2016 году ИП напрямую зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ), который на 1 января стал равен 6 204 рубля.
Это значит, что выплаты ИП[14]:
-выплаты индивидуального предприятия в пенсионный фонд 12 месяцев * 26% * 6204 рублей = 19 356,48 рублей;
-фонд медицинского страхования 12 месяцев * 5,1% * 6204 рублей = 3 796,85 рублей.
Если доход индивидуального предпринимателя превышает 300000 рублей, то к выплатам еще добавляется еще 1% от суммы, которая превышает указанный лимит в 300000 рублей.
Размер выплат в российский пенсионный фонд в 2016 году будет иметь свои ограничения, так что ИП, заработавший достаточно много, не сможет перечислить в ПФР не более определенной законодательством суммы. В текущем году максимальная величина перечислений в пенсионный фонд составляет 154 851,84 рубля.
Следует отметить, что единый социальный налог отменили еще в 2010 году. Однако по факту он действует и по сей день, однако он заменен термином «страховые выплаты». В связи с этим страховые фонды были не ликвидированы, а их работа полностью синхронизирована с налоговыми органами. Предполагается также возможность увеличения нагрузки на высокие заработки некоторой части ИП, доходы которых превышают 800 000 рублей в год. Но пока это только досужие разговоры и никакой конкретной информации по этому поводу из официальных источников не поступало[15].