Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Роль менеджмента человеческих ресурсов в современной экономике).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль менеджмента человеческих ресурсов в современной экономике
1.1 Сущность и принципы менеджмента человеческих ресурсов
1.2 Эволюция менеджмента человеческих ресурсов
1.3 Модели управления человеческими ресурсами
Глава 2. Анализ менеджмента человеческих ресурсов на предприятии ООО Алтайский кедр
2.3 Совершенствование менеджмента человеческих ресурсов на предприятии ООО Алтайский кедр
Введение
Если говорить о значении слова «менеджмент», то оно представляет собой управление какого-либо объекта. Менеджмент или управление реализуется посредством совокупности приемов, методов и принципов, а также форм менеджмента или управления.
Все большую роль в современной экономике приобретает менеджмент человеческих ресурсов. Эффективный менеджмент способствует более качественной работе персонала, более полной отдачи своих способностей на благо бизнеса. Благодаря эффективному менеджменту, предприятие может добиться больших успехов в развитии, занять лидирующие позиции в своем сегменте рынка и оставить всех конкурентов позади.
Менеджмент человеческих ресурсов с каждым годом эволюционирует, развивается, ставя перед собой все новые задачи. Если раньше 30-40 лет назад управление человеческими ресурсами предприятия сводилось только к учету движения персонала, оценке его квалификационного уровня, то на сегодняшний день менеджмент человеческих ресурсов ставит перед собой более сложные задачи. К ним относятся, в частности, анализ социально – психологического климата в коллективе, изучение проблемы лидерства на предприятии, оценка лучших способностей персонала и направление их на благо предприятия, в котором они работают.
На основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что менеджмент человеческих ресурсов является неотъемлемой частью системы управления на современном предприятии.
Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Менеджмент человеческих ресурсов».
Объектом курсового исследования является человеческий ресурс, как объект управления на предприятии.
Предметом курсового исследования это анализ менеджмента человеческих ресурсов в теоретических и практических аспектах.
В соответствии с этим целью курсовой работы является исследование и анализ роли человеческих ресурсов в деятельности современного предприятия.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
В первой главе планируется рассмотреть роль менеджмента человеческих ресурсов в современной экономике. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть сущность и принципы менеджмента человеческих ресурсов;
- рассмотреть эволюцию менеджмента человеческих ресурсов;
- изучить модели управлении человеческими ресурсами.
Во второй главе необходимо дать анализ менеджмента человеческих ресурсов на предприятии ООО Алтайский кедр. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- дать анализ персонала на предприятии ООО Алтайский кедр;
- изучить проблему лидерства на предприятии ООО Алтайский кедр;
- проанализировать пути совершенствования менеджмента человеческих ресурсов на предприятии ООО Алтайский кедр.
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.
При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2017 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили актуальные книги, изданные в такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт, в период 2014-2016 годы.
Проблеме менеджмента человеческих ресурсов на предприятии посвящено множество работ. Авторы данных работ: Архипова, Веснин, Маслова.
Также значительную роль в написании данной курсовой работы имели и статьи научного характера, которые позволили раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы подробным образом.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Роль менеджмента человеческих ресурсов в современной экономике», «Анализ менеджмента человеческих ресурсов на предприятии ООО Алтайский кедр»), заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Роль менеджмента человеческих ресурсов в современной экономике
1.1 Сущность и принципы менеджмента человеческих ресурсов
В современных условиях все большее значение приобретает повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага и оказывать услуги[1].
Трудовые ресурсы включают в себя людей, которые на сегодняшний день заняты экономической деятельностью, а также людей, которые не заняты экономической деятельностью, но могут быть. Таким образом, совокупность трудовых ресурсов состоит из потенциальных и реальных работников.
Менеджмент человеческих ресурсов базируется на следующих исходных положениях[2]:
1. необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития фирмы;
2. количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияние на экономические показатели производства;
3. определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда[3].
Менеджмент или управление человеческим и ресурсами включает в себя целый комплекс мероприятий, который может быть описан ниже.
- определение потребности в персонале, исходя из стратегии организации;
-маркетинг персонала;
- отбор, прием и адаптация персонала;
- планирование карьеры работников организации, их профессионального и должностного роста[4];
- обеспечение оптимальных условий труда на каждом рабочем месте;
- формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
- управление эффективностью труда;
- разработка системы трудовой мотивации;
- проектирование системы оплаты труда;
- участие в проведении тарифных переговоров между работодателем и работниками совместно с выборным профсоюзным органом;
- стимулирование рационализаторской и изобретательской деятельности[5];
- профилактика и ликвидация конфликтов;
- разработка и осуществление социальной политики организации;
- организационное, правовое и нормативное обеспечение охраны труда как системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- социально-экономическая и психологическая поддержка персонала[6].
Менеджмент человеческих ресурсов представляет собой комплекс мероприятий, которые создают нормальные адекватные социальные, экономические и организационные условия для реализации своего внутреннего профессионального потенциала каждого работника.
Также менеджмент персонала направлен на обеспечения качественного взаимодействия каждой личности в коллективе и обеспечение благополучной и эффективной работы всего коллектива в целом. Иными словами, менеджмент человеческих ресурсов на предприятии должен собрать настоящую команду.
Таким образом, создание крепкой связи между личными интересами каждого работника и интересами фирмы, является одной из важных задач менеджмента человеческих ресурсов.
В менеджменте человеческих ресурсов можно выделить следующие подходы[7]:
1) формирование человеческого капитала. Согласно положениям экономической теории, трудовые ресурсы являются четвертым фактором производства, который участвует в создании полезного продукта.
2) использование в управлении трудовыми ресурсами факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля.
3) ориентация на концепцию преданности организации, что приводит к созданию поведенческой модели организации[8].
Далее определим принципы менеджмента человеческих ресурсов[9].
1) Первая группа включает в себя общие принципы. Это принцип эффективности и прогрессивности, то есть всегда необходимо стремиться к чему-то новому и качественному. Также к общим принципам можно отнести перспективность, комплексность, оптимальность, научность, иерархичность, автономность, согласованность, устойчивость, многоаспектность, плановость. Также в управлении персоналом необходимо особое внимание уделять принципу вознаграждения, подбору и расстановке кадров, а также к обеспечению эффективной занятости. Немаловажным принципом менеджмента человеческих ресурсов является простота и доступность[10].
2) Вторая группа принципов менеджмента человеческих ресурсов включает в себя такие как: ротация, оптимальное соотношение управленческих ориентации, концентрация, специализация в системе управления персоналом[11].
Также необходимо отметить параллельность, адаптивность и ритмичность[12]. Немаловажным принципом является концептуальное технологическое единство, комфортность, коллегиальность в управлении[13].
В заключении раздела можно сделать следующие выводы:
- менеджмент человеческих ресурсов представляет собой комплекс мероприятий, которые создают нормальные адекватные социальные, экономические и организационные условия для реализации своего внутреннего профессионального потенциала каждого работника.
- менеджмент персонала направлен на обеспечения качественного взаимодействия каждой личности в коллективе и обеспечение благополучной и эффективной работы всего коллектива в целом. Создание крепкой связи между личными интересами каждого работника и интересами фирмы, является одной из важных задач менеджмента человеческих ресурсов.
- были рассмотрены основные принципы менеджмента человеческих ресурсов, которые делятся на общие и частные. Из общих принципов можно отметить прогрессивность и эффективность. Это значит, что необходимо постоянно стремиться к совершенству, но при этом обеспечивать эффективность. В частных принципах необходимо отметить концептуальное единство. Когда команда мыслит одинаково – это уже половина успеха.
1.2 Эволюция менеджмента человеческих ресурсов
В XX веке произошла смена трех основных концепций кадрового менеджмента, что было обусловлено изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества[14].
1 этап эволюции- 20-40-ые годы: управление кадрами, когда система управления кадрами основывалась на носителе трудовой функции, обеспечивающая «живой придаток машины».
2 этап эволюции -50-70-ые годы: управление персоналом, когда управление персоналом сводится к субъекту трудовых отношений, личности.
3 этап эволюции -80-90-ые годы: управление человеческими ресурсами, когда человеческий ресурс является ключевым, стратегическим ресурсом предприятия.
Рассмотрим процесс эволюции менеджмента человеческих ресурсов более подробно.
В начале прошедшего столетия получила развитие концепция управления кадрами, которая вместо человека как личности рассматривала его трудовую функцию[15]. Другими словами, категория «кадры» характеризует не только способность к труду отдельно взятого индивида, а совокупность работников, объединенных для достижения поставленных организационных целей. Кадровые службы выполняли в основном учетно-контрольные и административно - распорядительные функции[16].
После Второй мировой войны научно-технический прогресс, вызвавший усложнение производственного процесса, обусловил необходимость внедрения новых механизмов мотивации труда работников, повышения их квалификации, регулирования трудовых отношений на основе партнерства и сотрудничества, активного вовлечения персонала в управление, участия его в прибыли. Именно с 50-60-х гг., когда технократический подход в управлении уступает свои позиции, на смену концепции управления кадрами приходит концепция управления персоналом. Теперь работник рассматривается уже не только как субъект трудовых отношений, но и как личность со всеми его способностями, особенностями, потребностями и интересами. Изменяется роль и место кадровых служб в организационной структуре управления предприятий[17].