Файл: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования сибирский институт бизнеса и инфармационных технологий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несмотря на значительное присутствие элементов синкретизма в африканском христианстве на уровне масс верующих, католический клир Африки является одним из наиболее консервативных в мире и представляет собой надёжную опору Святого Престола. Даже с учётом роста влияния пятидесятничества католическая церковь продолжает пользоваться большим авторитетом в регионе. После смерти Иоанна Павла II, резко увеличившего число кардиналов африканского происхождения, в качестве одного из его возможных преемников рассматривался кардинал из Нигерии Френсис Аринзе.
Официальные отношения с Китаем отсутствуют в связи с тем, что Святой Престол продолжает поддерживать таковые с Тайванем, а китайское правительство отказывается признавать авторитет Папы Римского как главы католиков КНР (в стране существует государственная католическая церковь, хотя значительное число католиков принадлежит к нелегальным религиозным структурам, ориентирующимся на Ватикан) и назначает собственных епископов. В то время как Святой Престол настаивает на обеспечении официальным Пекином религиозных свобод, последний требует прекратить вмешательство во внутренние дела Китая под предлогом защиты прав верующих. Вместе с тем обе стороны постепенно начинают предпринимать шаги, направленные на разрешение существующих противоречий.
Конфликт с православием и Российским государством, располагающим крупнейшим православным населением, относится к числу фундаментальных для Святого Престола. Наличие на Востоке многочисленных «схизматиков», подлежащих возвращению под контроль Рима и до того момента представляющих несомненную угрозу влиянию католической церкви, играло и продолжает играть важную роль как в определении Святым Престолом своих политических задач, так и в формировании цивилизационного самосознания многих стран Запада. Аналогичную роль этот системообразующий конфликт имеет и для России, во многом осознающей себя через противопоставление западной системе взглядов и Святому Престолу как одному из старейших её символов.
Одним из инструментов для возвращения православных под управление Святого Престола стала униатская церковь, в дальнейшем превратившаяся в одну из сложнейших проблем в отношениях двух направлений христианства и представляющих их государств.
Советская Россия — и в дальнейшем СССР — воспринимались Святым Престолом уже как источник двойной опасности: с одной стороны, это по-прежнему была страна с наибольшим числом православных «схизматиков», а с другой — государство, проводившее самую жёсткую антирелигиозную политику в мире и ставившее своей целью ликвидацию влияния религии и церкви на общественную жизнь. Знаковой в идеологическом противостоянии стала пропагандистская акция 1930 года, когда Папа Римский провозгласил «крестовый поход молитв» против СССР.
В 1940–1950-х годов католическое и униатское духовенство западных республик Советского Союза по инициативе Ватикана оказывало духовную и посильную материальную поддержку антисоветским повстанческим организациям, зачастую выступая в качестве координационного центра как в сфере оперативного управления, так и при распределении средств, поступавших от прихожан. Клир действовал и как разведывательная сеть, поставлявшая информацию не только Святому Престолу, но и западным спецслужбам, а после разгрома вооружённого подполья явился организатором пассивного сопротивления социализму и политике дерелигизации.
В ходе бесед председателя Президиума Верховного Совета СССР с Папой Павлом VI в Ватикане в январе 1967 года была достигнута договорённость об установлении постоянных контактов. В декабре 1989 года в беседе президента СССР М. С. Горбачёва с Иоанном Павлом II была достигнута принципиальная договорённость об установлении официальных отношений, которая была оформлена путём обмена нотами между дипломатическими ведомствами двух стран в январе — марте 1990 года.
11 февраля 2002 года в Ватикане было объявлено о решении Иоанна Павла II преобразовать в России католические апостольские администратуры в архиепархию «Божией матери в Москве» во главе с митрополитом-архиепископом, епархию «Преображенскую в Новосибирске», епархию «Святого Климента в Саратове» и епархию «Святого Иосифа в Иркутске». В связи с этим решением МИД России распространил сообщение для печати, в котором высказал сожаление, что такое важное решение было принято без учёта мнения Русской православной церкви (РПЦ), что может негативно сказаться на развитии межцерковного диалога.
Кроме того, Русская православная церковь выступает и против католического прозелитизма на её «канонической территории».
Сложность в налаживании двусторонних контактов заключается и в том, что позиция Святого Престола предполагает визит в Россию Папы Римского в двойном качестве — и как главы Ватикана, и как главы всех католиков. Если первое положение не вызывает возражений у политического руководства РФ, то с последним категорически не согласно руководство РПЦ. Изменению подхода православного духовенства не способствовал и жест доброй воли со стороны Иоанна Павла II, в 2004 году передавшего РПЦ икону Казанской Божьей матери в знак надежды на развитие межцерковных отношений.
С проблематикой отношений между Россией и Святым Престолом тесно связаны и интересы последнего на Украине. На территории Украины существует конфликт между РПЦ и униатской церковью, где последняя сумела при поддержке властей страны вернуть своё имущество (здания храмов и другое), переданное РПЦ после переподчинения ей униатской церкви в 1946 году (прекращено в 1990 году).
Формальный нейтралитет в международных отношениях и высокий моральный авторитет (в основном в католическом мире) Святого Престола позволяют ему выступать в качестве арбитра при урегулировании международных споров. Опыт такой деятельности восходит ещё к Средним векам, когда Рим разрешал конфликты между европейскими правителями и даже периодически пытался объявлять мораторий на ведение боевых действий, носивший нравственный характер («Божий мир»).
Наиболее известны следующие исторические примеры католического арбитража: участие Святого Престола в определении территориальных сфер влияния Испании и Португалии в конце XV века; посредничество между Германией и Испанией по поводу принадлежности Маршалловых островов в 1885 году; привлечение Папы Римского к урегулированию франко-мексиканского спора о принадлежности острова Клиппертон (в 1930 году Святой Престол постановил, что вопрос должен быть решён королём Италии, который и присудил остров французской стороне); посредничество Святого Престола, позволившее в 1978–1984 годов урегулировать территориальный спор Аргентины и Чили вокруг канала Бигл.