Файл: Практическая работа 8 Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.

В 9 классе самая значимая и объемная тема - "Жизнь и творчество А.С.Пушкина", поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта "Памятник А.С.Пушкину". Работа над этим проектом подробно описана в журнале "Литература в школе" №6 за 1998 год (статья Р.Д.Мадер "Как мы создавали памятник Пушкину"). Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже "родным".

Развитию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся 10 класса будет способствовать подготовка проекта по лирике Ф.И.Тютчева. Как известно, поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается школьниками, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах.

На 1-м этапе - погружении в проект - учитель должен пробудить у обучающихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате проблематизации учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

На 2-м этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. Например:

Представить краткий биографический очерк;

Собрать и представить материал о художественном мире поэта по различным направлениям:

  • Философские взгляды Тютчева и философская поэзия;

  • Природа в ранней и поздней лирике Тютчева;

  • Особенности композиции стихотворений;

  • Роль антитезы в стихотворениях поэта и др.

При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.

3-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке
проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

4-й этап - презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Продуктом проектной деятельности учащихся станут тематические статьи реферативного характера, сочинения по личным впечатлениям, анализ стихотворений, статьи исследовательского характера по анализу различных аспектов мастерства поэта, иллюстрации к стихотворениям Тютчева.