ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Классификация способов передвижения на лыжах.
Лыжные хода. Классические лыжные ходы: попеременный 2-шажный и 4-шажный. Коньковые лыжные ходы: без отталкивания руками (с махами и без махов ими), с отталкиванием руками, попеременный и одновременные (полуконьковый, 1-шажный и 2-шажный). Переходы. С одновременных ходов на попеременные (прямой переход, переходы с прокатом и со свободным движением рук) и обратно (без шага или с одним скользящим шагом); с одновременного бесшажного хода на коньковые ходы (5 переходов) и обратно; с полуконькового хода на коньковые ходы (4 перехода) и обратно; с конькового хода без отталкивания руками на другие коньковые ходы (3 перехода) и обратно; с одновременного 1-шажного конькового хода на одновременный 2-шажный, попеременный коньковый ходы и обратно; с одновременного 2-шажного конькового на попеременный коньковый и обратно. Способы преодоления подъемов. Скользящим, беговым и ступающим шагом («елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»). Способы спуска со склонов. В высокой, средней и низкой (передних, основных и задних)стойках (9 способов), в стойке отдыха и в стойках скоростного спуска («болид», «яйцо», «ракета»). Способы преодоления неровностей. Без отрыва и с отрывом лыж от снега. Способы торможения. Плугом, упором, соскальзыванием, поворотом, падением. Способы поворотов. На месте: переступанием вокруг носков и пяток, лыжным махов через лыжу вперед и назад, прыжком с опорой и без опоры на палки, переступанием с внутренней и наружной лыжи. В движении: плугом, упором, ножницами, из плуга, из упора, на параллельных лыжах.
Вопрос 11. Структура урока, задачи и содержание частей урока.
Урок по лыжной подготовке, как и другие занятия физическими упражнениями, имеет в качестве общей основы три основные части – подготовительную, основную и заключительную. Учитывая их особенности, для того чтобы достичь высокого качества урока, учитель должен тщательно готовиться к нему, детально планировать урок в соответствии с поставленными задачами, в частности: а) определить задачи урока; б) разработать план-конспект урока; в) предусмотреть необходимое материальное оснащение.
Подготовительная часть урока – решает задачи организации занимающихся на предстоящую деятельность, идет подготовка организма учащихся к более интенсивной работе.
Продолжительность этой части составляет 8-12 минут.
Основная часть урока – решает задачи обучения учащихся новым способам передвижения на лыжах и развитию физических качеств.
Общая продолжительность этой части урока по лыжной подготовке 25-35 минут.
В начале основной части повторяется материал предыдущего урока. Обычно на это отводится не более 3-5 мин, но, в зависимости от сложности материала, а также задач и типа урока, время, отводимое на повторение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, может быть увеличено до 15 минут.
Заключительная часть урока. Общая продолжительность этой части урока 2-4 мин.
В этой части урока необходимо постепенно снизить нагрузку и возбуждение, вызванное интенсивным передвижением на лыжах.
Вопрос 12. Методика обучения попеременному двухшажному ходу.
В цикл движений попеременного двухшажного хода входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками. Ход выполняется следующим образом
Начало первой фазы свободного скольжения. Закончен толчок правой ногой, лыжа отрывается от снега. Лыжник переходит к одноопорному скольжению на левой лыже, голень левой ноги в момент окончания толчка правой и начала скольжения находится в вертикальном положении. Толчок направлен по прямой линии -туловище и правая нога. Правая рука выносит палку вперед. 2-3. Скольжение на левой лыже, правая нога расслаблена и движется назад-вверх, немного сгибаясь в коленном суставе. Голень опорной ноги по-прежнему вертикальна. Правая рука продолжает вынос палки, левая расслаблена и немного отбрасывается по инерции назад. Угол наклона туловища не меняется.
Продолжается одноопорное скольжение на левой. После отталкивания правой ногой опорная левая слегка выпрямляется, начинается движение туловища "на взлет". Правая нога слегка согнута в коленном суставе, расслаблена и находится в крайнем заднем положении, что создает хорошие условия для последующего махового выноса ее вперед. Правая рука выводит нижний конец палки вперед, а левая, расслабленная, находится в крайнем заднем положении.
Свободное скольжение закончено, начало махового выноса правой ноги вперед. Правая палка ставится на снег, а левая начинает выноситься вперед.
Начало толчка почти выпрямленной правой рукой. Палка находится под углом - это позволяет сразу начать эффективное отталкивание. Продолжаются вынос левой палки вперед, выпрямление опорной ноги в коленном суставе и маховый вынос правой ноги вперед.
Скольжение с опорой на палку. В первой фазе отталкивания правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, усиливает толчок, левая энергично выносится вперед. Несмотря на выпрямление опорной ноги, вследствие сильного нажима правой рукой на палку давление на опорную лыжу не увеличивается, а может даже уменьшаться, что способствует поддержанию скорости. Начинается наклон туловища вперед.
Момент окончания скольжения с выпрямлением ноги. Опорная нога почти полностью выпрямляется, маховая приближается к ней, а лыжа опускается на снег. Создается жесткая опора: система "рука - туловище - опорная нога". С целью предупреждения раннего переката таз вперед не выводится. Туловище максимально наклонено вперед. Уменьшается угол отталкивания правой рукой, что значительно увеличивает горизонтальную составляющую силу толчка, продолжается вынос вперед левой палки.
Правая нога поравнялась с левой, началось отталкивание с разгибанием в тазобедренном суставе. Уменьшается угол сгибания ноги в колене - момент подседания. Правая рука продолжает отталкивание (в это время усилие на палку максимальное), левая энергичным движением выносится вперед. Так выводится вперед и одновременно начинается постепенная загрузка маховой ноги.
Продолжается отталкивание левой ногой с выпрямлением в коленном суставе и загрузка маховой ноги. Правая рука заканчивает толчок, а левая вынесена вперед.
Продолжается толчок левой ногой. Правая рука после окончания толчка, расслабленная по инерции, отбрасывается назад. Закончен толчок ногой, его направление по линии голень-бедро-туловище вызывает движение тела вперед-назад и сохранение скорости движения в фазе одноопорного скольжения. Окончена половина цикла. Во второй его части все движения рук и ног повторяются в такой же последовательности, и заканчивается весь цикл хода.
Вопрос 13. Методика обучения одновременному бесшажному ходу.
Одновременный бесшажный ход выполняется следующим образом После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись на двух лыжах, голова чуть приподнята.
Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.Лыжник почти полностью выпрямляется, начинается подготовка к отталкиванию - масса тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются, палки выведены вперед перед постановкой на снег. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается. Толчок заканчивается полным разгибанием рук. Кисти рук находятся на уровне не выше колен, угол наклона палок наибольший.
После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись, на двух лыжах.
Цикл движений повторяется.
Вопрос 14. Методика обучения одновременному одношажному ходу.
Основной вариант выполняется следующим образом После окончания толчка руками лыжник скользит на лыжах. Медленно выпрямляясь, выводит палки вперед. Предварительно перенеся вес тела на левую ногу, лыжник выполняет толчок левой ногой одновременно с постановкой палок на снег. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в других одновременных ходах. Лыжник скользит на правой лыже, продолжая толчок руками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками. Толчок руками закончен, лыжник скользит на двух лыжах
Цикл движений повторяется.
Вопрос 15. Методика обучения одновременному двухшажному ходу.
Одновременный двухшажный ход выполняется следующим образом. После окончания одновременного толчка руками лыжник скользит на двух лыжах в согнутом положении и, медленно выпрямляясь, начинает выносить палки вперед. Сосредоточив массу тела на левой ноге, после предварительного небольшого подседания лыжник делает шаг правой вперед, продолжая вынос палок. После окончания толчка левой ногой начинается скольжение на правой.
Предварительно перенеся массу тела на правую лыжу и выполнив подседание, лыжник отталкивается правой ногой; палки в это время выводятся кольцами вперед-и ставятся на снег. В момент окончания толчка ногой палки приходят в рабочее положение (под острым углом вперед) и начинается отталкивание руками. Продолжается отталкивание руками и скольжение на левой лыже. В это время правая нога непрерывным маховым движением выносится вперед.
С окончанием толчка руками правая нога приставляется к опорной и начинается скольжение на двух лыжах. Некоторое время лыжник пассивно скользит на двух лыжах, используя набранную скорость.
Затем цикл движений повторяется.
Вопрос 16. Методика обучения технике подъемов (ёлочкой, лесенкой, полуёлочкой, ступающий шаг).
При подъеме ступающим шагом полностью отсутствует скольжение, отталкивание одной лыжной палкой заканчивается позднее, чем постановка другой, что ведет к двойной опоре на палки. После выноса вперед лыжа опускается на снег сверху, прихлопыванием для улучшения сцепления со снегом. Этот способ подъема применяется на крутых склонах (13-16°), когда скольжение невозможно из-за плохого сцепление лыж со снегом.
При подъеме «полуелочкой» верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения , а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъем производится прежде всего за счет развернутой в сторону лыжи. Этот способ применяется при преодолении склонов средней крутизны наискось.
При подъеме «елочкой» лыжник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро под углом к направлению движения с разведенными в сторону носками . Палки для опоры ставятся по бокам позади лыж . С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед и лыжа еще больше ставится на ребро. При шаге нога выносится согнутая в колене, ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой. Этот способ применяется на довольно крутых склонах (до 35°) и при плохом сцеплении лыж со снегом.
Лыжные хода. Классические лыжные ходы: попеременный 2-шажный и 4-шажный. Коньковые лыжные ходы: без отталкивания руками (с махами и без махов ими), с отталкиванием руками, попеременный и одновременные (полуконьковый, 1-шажный и 2-шажный). Переходы. С одновременных ходов на попеременные (прямой переход, переходы с прокатом и со свободным движением рук) и обратно (без шага или с одним скользящим шагом); с одновременного бесшажного хода на коньковые ходы (5 переходов) и обратно; с полуконькового хода на коньковые ходы (4 перехода) и обратно; с конькового хода без отталкивания руками на другие коньковые ходы (3 перехода) и обратно; с одновременного 1-шажного конькового хода на одновременный 2-шажный, попеременный коньковый ходы и обратно; с одновременного 2-шажного конькового на попеременный коньковый и обратно. Способы преодоления подъемов. Скользящим, беговым и ступающим шагом («елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»). Способы спуска со склонов. В высокой, средней и низкой (передних, основных и задних)стойках (9 способов), в стойке отдыха и в стойках скоростного спуска («болид», «яйцо», «ракета»). Способы преодоления неровностей. Без отрыва и с отрывом лыж от снега. Способы торможения. Плугом, упором, соскальзыванием, поворотом, падением. Способы поворотов. На месте: переступанием вокруг носков и пяток, лыжным махов через лыжу вперед и назад, прыжком с опорой и без опоры на палки, переступанием с внутренней и наружной лыжи. В движении: плугом, упором, ножницами, из плуга, из упора, на параллельных лыжах.
Вопрос 11. Структура урока, задачи и содержание частей урока.
Урок по лыжной подготовке, как и другие занятия физическими упражнениями, имеет в качестве общей основы три основные части – подготовительную, основную и заключительную. Учитывая их особенности, для того чтобы достичь высокого качества урока, учитель должен тщательно готовиться к нему, детально планировать урок в соответствии с поставленными задачами, в частности: а) определить задачи урока; б) разработать план-конспект урока; в) предусмотреть необходимое материальное оснащение.
Подготовительная часть урока – решает задачи организации занимающихся на предстоящую деятельность, идет подготовка организма учащихся к более интенсивной работе.
Продолжительность этой части составляет 8-12 минут.
Основная часть урока – решает задачи обучения учащихся новым способам передвижения на лыжах и развитию физических качеств.
Общая продолжительность этой части урока по лыжной подготовке 25-35 минут.
В начале основной части повторяется материал предыдущего урока. Обычно на это отводится не более 3-5 мин, но, в зависимости от сложности материала, а также задач и типа урока, время, отводимое на повторение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, может быть увеличено до 15 минут.
Заключительная часть урока. Общая продолжительность этой части урока 2-4 мин.
В этой части урока необходимо постепенно снизить нагрузку и возбуждение, вызванное интенсивным передвижением на лыжах.
Вопрос 12. Методика обучения попеременному двухшажному ходу.
В цикл движений попеременного двухшажного хода входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками. Ход выполняется следующим образом
Начало первой фазы свободного скольжения. Закончен толчок правой ногой, лыжа отрывается от снега. Лыжник переходит к одноопорному скольжению на левой лыже, голень левой ноги в момент окончания толчка правой и начала скольжения находится в вертикальном положении. Толчок направлен по прямой линии -туловище и правая нога. Правая рука выносит палку вперед. 2-3. Скольжение на левой лыже, правая нога расслаблена и движется назад-вверх, немного сгибаясь в коленном суставе. Голень опорной ноги по-прежнему вертикальна. Правая рука продолжает вынос палки, левая расслаблена и немного отбрасывается по инерции назад. Угол наклона туловища не меняется.
Продолжается одноопорное скольжение на левой. После отталкивания правой ногой опорная левая слегка выпрямляется, начинается движение туловища "на взлет". Правая нога слегка согнута в коленном суставе, расслаблена и находится в крайнем заднем положении, что создает хорошие условия для последующего махового выноса ее вперед. Правая рука выводит нижний конец палки вперед, а левая, расслабленная, находится в крайнем заднем положении.
Свободное скольжение закончено, начало махового выноса правой ноги вперед. Правая палка ставится на снег, а левая начинает выноситься вперед.
Начало толчка почти выпрямленной правой рукой. Палка находится под углом - это позволяет сразу начать эффективное отталкивание. Продолжаются вынос левой палки вперед, выпрямление опорной ноги в коленном суставе и маховый вынос правой ноги вперед.
Скольжение с опорой на палку. В первой фазе отталкивания правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, усиливает толчок, левая энергично выносится вперед. Несмотря на выпрямление опорной ноги, вследствие сильного нажима правой рукой на палку давление на опорную лыжу не увеличивается, а может даже уменьшаться, что способствует поддержанию скорости. Начинается наклон туловища вперед.
Момент окончания скольжения с выпрямлением ноги. Опорная нога почти полностью выпрямляется, маховая приближается к ней, а лыжа опускается на снег. Создается жесткая опора: система "рука - туловище - опорная нога". С целью предупреждения раннего переката таз вперед не выводится. Туловище максимально наклонено вперед. Уменьшается угол отталкивания правой рукой, что значительно увеличивает горизонтальную составляющую силу толчка, продолжается вынос вперед левой палки.
Правая нога поравнялась с левой, началось отталкивание с разгибанием в тазобедренном суставе. Уменьшается угол сгибания ноги в колене - момент подседания. Правая рука продолжает отталкивание (в это время усилие на палку максимальное), левая энергичным движением выносится вперед. Так выводится вперед и одновременно начинается постепенная загрузка маховой ноги.
Продолжается отталкивание левой ногой с выпрямлением в коленном суставе и загрузка маховой ноги. Правая рука заканчивает толчок, а левая вынесена вперед.
Продолжается толчок левой ногой. Правая рука после окончания толчка, расслабленная по инерции, отбрасывается назад. Закончен толчок ногой, его направление по линии голень-бедро-туловище вызывает движение тела вперед-назад и сохранение скорости движения в фазе одноопорного скольжения. Окончена половина цикла. Во второй его части все движения рук и ног повторяются в такой же последовательности, и заканчивается весь цикл хода.
Вопрос 13. Методика обучения одновременному бесшажному ходу.
Одновременный бесшажный ход выполняется следующим образом После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись на двух лыжах, голова чуть приподнята.
Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.Лыжник почти полностью выпрямляется, начинается подготовка к отталкиванию - масса тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются, палки выведены вперед перед постановкой на снег. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается. Толчок заканчивается полным разгибанием рук. Кисти рук находятся на уровне не выше колен, угол наклона палок наибольший.
После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись, на двух лыжах.
Цикл движений повторяется.
Вопрос 14. Методика обучения одновременному одношажному ходу.
Основной вариант выполняется следующим образом После окончания толчка руками лыжник скользит на лыжах. Медленно выпрямляясь, выводит палки вперед. Предварительно перенеся вес тела на левую ногу, лыжник выполняет толчок левой ногой одновременно с постановкой палок на снег. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в других одновременных ходах. Лыжник скользит на правой лыже, продолжая толчок руками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками. Толчок руками закончен, лыжник скользит на двух лыжах
Цикл движений повторяется.
Вопрос 15. Методика обучения одновременному двухшажному ходу.
Одновременный двухшажный ход выполняется следующим образом. После окончания одновременного толчка руками лыжник скользит на двух лыжах в согнутом положении и, медленно выпрямляясь, начинает выносить палки вперед. Сосредоточив массу тела на левой ноге, после предварительного небольшого подседания лыжник делает шаг правой вперед, продолжая вынос палок. После окончания толчка левой ногой начинается скольжение на правой.
Предварительно перенеся массу тела на правую лыжу и выполнив подседание, лыжник отталкивается правой ногой; палки в это время выводятся кольцами вперед-и ставятся на снег. В момент окончания толчка ногой палки приходят в рабочее положение (под острым углом вперед) и начинается отталкивание руками. Продолжается отталкивание руками и скольжение на левой лыже. В это время правая нога непрерывным маховым движением выносится вперед.
С окончанием толчка руками правая нога приставляется к опорной и начинается скольжение на двух лыжах. Некоторое время лыжник пассивно скользит на двух лыжах, используя набранную скорость.
Затем цикл движений повторяется.
Вопрос 16. Методика обучения технике подъемов (ёлочкой, лесенкой, полуёлочкой, ступающий шаг).
При подъеме ступающим шагом полностью отсутствует скольжение, отталкивание одной лыжной палкой заканчивается позднее, чем постановка другой, что ведет к двойной опоре на палки. После выноса вперед лыжа опускается на снег сверху, прихлопыванием для улучшения сцепления со снегом. Этот способ подъема применяется на крутых склонах (13-16°), когда скольжение невозможно из-за плохого сцепление лыж со снегом.
При подъеме «полуелочкой» верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения , а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъем производится прежде всего за счет развернутой в сторону лыжи. Этот способ применяется при преодолении склонов средней крутизны наискось.
При подъеме «елочкой» лыжник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро под углом к направлению движения с разведенными в сторону носками . Палки для опоры ставятся по бокам позади лыж . С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед и лыжа еще больше ставится на ребро. При шаге нога выносится согнутая в колене, ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой. Этот способ применяется на довольно крутых склонах (до 35°) и при плохом сцеплении лыж со снегом.