ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На уроках в процессе лыжной подготовки проводится обучение разным способам передвижения на лыжах, идет работа по развитию физических и морально-волевых качеств занимающихся. Главными характерными чертами урока всегда являются руководящая роль учителя и единство решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Урок всегда проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы (кроме сельских малокомплектных школ, где могут быть уроки для учащихся разного возраста).
Успешное решение задач физического воспитания школьников во многом зависит от правильного сочетания урочных форм занятий по лыжной подготовке с широкими физкультурно-массовыми мероприятиями по лыжному спорту.
Вопрос 34. Теоретическая подготовка лыжников.
Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки лыжника и осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса. Она проводится в виде специально организованных лекций, бесед и теоретических занятий.
Кроме того, часть теоретических знаний может сообщатся лыжникам в ходе тренировочных занятий. Необходимо также предусмотреть самостоятельное изучение специальной литературы по различным вопросам лыжного спорта и другим разделам теоретической подготовки. Содержание теоретической подготовки значительно меняется в зависимости от подготовленности общего кругозора и возраста.
Необходимо предусмотреть изучение следующих тем и вопросов: отечественная система физического воспитания, патриотическое воспитание спортсменов, воспитание морально-волевых качеств, методика обучения и тренировки, техника и тактика избранного вида лыжного спорта, гигиена занятий физическими упражнениями и лыжным спортом, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях лыжным спортом, режим спортсмена (режим дня, гигиена питания и сна, закаливание), самомассаж и массаж, предупреждение травматизма и т.д.
Особое значение придается изучению теории избранного вида лыжного спорта. Необходимо, чтобы лыжники хорошо знали правила соревнований, умели вести дневник тренировки и проводить анализ занятий и тренировочного процесса. Большое значение имеет изучение основ методики тренировки - планирование круглогодичной тренировки по циклам, этапам и периодам, перспективное планирование, а также методика развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости гибкости) применительно к избранному виду лыжного спорта. Кроме этого, лыжники изучают основы техники способов передвижения на лыжах с позиций биомеханики, что позволяет научно обоснованно подходить к анализу техники и к методике ее изучения и совершенствования.
Вопрос 35. Тактическая подготовка лыжников.
Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах лыжного спорта, а также в смежных циклических дисциплинах. Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников, просмотре кинограмм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем самостоятельного изучения литературы. Кроме этого, в процессе учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.
Специальная тактическая подготовка - это практическое овладение тактикой в ложных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т.д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших лыжников, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей. Непосредственная тактическая подготовка к определенным соревнованиям требует ознакомления с условиями и местом их проведения. Сюда относятся изучение рельефа, состояние и возможное изменение лыжни в ходе соревнований с учетом стартового номера и предполагаемых изменений погоды. Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании соревнований необходимо тщательно проанализировать эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее. Тактическое мастерство лыжника базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его физической, технической, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата. Одним из главных методов обучения тактике является повторное прохождение отрезков дистанции, специально подобранных в зависимости от задач тактической подготовки и различных по длине и рельефу. Отрезки подбираются заранее на каждое занятие с учетом контингента и подготовленности занимающихся. При занятиях с новичками целесообразно порой использовать прохождение отрезков за лидером - квалифицированным лыжником, хорошо владеющим лыжными ходами и умеющим их применять в зависимости от внешних условий. В этом случае ведомый лыжник копирует лидера во время перехода с хода на ход. В дальнейшем условия изучения тактики усложняются.
Вопрос 36. Физическая подготовка лыжников.
Физическая подготовка лыжника направлена на развитие основных двигательных качеств(выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников. Физическая подготовка лыжника подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) независимо от вида лыжного спорта имеет основные задачи - достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья лыжников. В процессе ОФП развиваются и совершенствуются основные физические качества. Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП применяется широкий круг самых разнообразных физических упражнений. С этой целью используются упражнения из различных видов спорта, а также общеразвивающие упражнения из основного вида - лыжного спорта. ОФП для юных лыжников проводится примерно одинаково независимо от предполагаемой будущей специализации. В летнее время с целью разностороннего развития в подготовку юных лыжников широко включаются упражнения из других видов спорта, в основном в виде длительного передвижения - прогулки на велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, различные спортивные и подвижные игры. Дозировка зависит от возраста, этапа подготовки в годичном цикле и многолетней подготовки и т.д. Кроме этого, широко применяются разнообразные упражнения на основные группы мышц с предметами и без отягощений для развития силы, прыгучести, гибкости, равновесия и способности к расслаблению.
Для квалифицированных спортсменов и разрядников, мастеров спорта она более специфична и строится с учетом индивидуальных особенностей и избранного вида лыжного спорта. Но уже на ранних ступенях тренированности очень важно правильно подбирать средства ОФП и методику их применения с тем, чтобы полностью использовать положительный перенос развиваемых физических качеств на основное упражнение - передвижение на лыжах. Это не следует понимать как полное сближение средств ОФП и СФП. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей.
Вопрос 37-38.
Особенности занятий лыжным спортом с детьми. Особенности занятий лыжным спортом со взрослыми.
В возрасте 6-7 лет можно начинать организованные занятия лыжами – посещение спортивной секции. Под руководством тренера Ваш ребенок будет добиваться своих первых достижений. Через несколько лет будет ясно, выйдет ли из Вашего ребенка Олимпийский чемпион, или ему следует заниматься спортом для здоровья. Порогом возраста для начала занятий спортом в секциях тренеры называют 13-14 лет.
При достижении подростком 18-20 лет определяется его дальнейший путь – либо продолжение занятий спортом в составе сборных (города, области, России) – либо переход в разряд любителей.
Если ребенок не посещал лыжных или биатлонных секций в период с 6 до 20 лет – скорее всего профессиональным спортсменом-лыжником он уже не станет. Может, оно и к лучшему, так как профессиональный спорт, к сожалению, иногда не приносит здоровье, а отбирает его.
Далее заниматься лыжами можно без ограничений
Поэтому, сколько бы Вам ни было лет – сейчас самое время начать заниматься лыжами! Если Вы еще не начали, конечно. Но здесь важно знать как. Ведь от незнания можно и навредить здоровью.
Если Вы «Пешеход» - Вам не стоит гоняться за скоростью или техникой. Лучше предпочесть спокойные лыжные прогулки на низком пульсе. Так же не стоит вкладывать большие средства в инвентарь и смазку – все равно вы вряд ли оцените разницу.
Если вы относите себя к «Чайникам» - ничего плохого здесь нет. Просто Вам нужно учесть, что если Вы не владеете техникой, к примеру, конькового хода, и у Вас нет знакомого спортсмена, который мог бы научить – Вы вряд ли ее освоите. Кроме того, если вам за 40 лет, а Вы раньше не стояли на лыжах и вот, решили начать вести здоровый образ жизни – не стоит разгонять пульс до 160-180 ударов в минуту. Это чревато нехорошими последствиями для организма.
Определить максимально допустимую частоту сердечных сокращений можно так: из 220 нужно вычесть возраст. То есть для 40 лет макс. ЧСС = 220-40=180 ударов в мин. Не стоит переходить этот порог. А оптимальную частоту ЧСС для занятий можно определить, умножив максимальную ЧСС на 0,60 (для подготовленных спортсменов этот коэффициент равен 0,85). Для 40 лет это 108 ударов в минуту.
Вопрос 39. Самоконтроль на занятиях лыжного спорта.
Самоконтроль нагрузок
Для того чтобы занятия на лыжах и лыжные прогулки приносили пользу здоровью, необходимо не только проходить регулярные осмотры у врача, но и ежедневно контролировать состояние своего организма — осуществлять самоконтроль. Это очень важно для рационального дозирования физической нагрузки. Прислушиваясь к работе своего организма, производя элементарные замеры отдельных его показателей, человек может сам грамотно и объективно оценить свои возможности, определить сдвиги, произошедшие в организме в процессе регулярных занятий, предупредить перегрузку и переутомление. Наиболее целесообразно для этого вести дневник или заполнять карту самонаблюдений, в которую могут входить следующие показатели: самочувствие, сон, аппетит, наблюдения за весом, пульсом, жизненной емкостью легких, потоотделением; можно фиксировать заболевания (простуду, травмы и т. д.), появление мышечной боли или боли в сердце...
Самочувствие — это показатель, который каждый человек оценивает достаточно объективно. Для оценки этого состояния применяются термины: отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое, очень плохое. Плохое самочувствие может быть связано с утомлением от нагрузки, с заболеванием, с другими влияющими; факторами.
Самочувствие неразрывно связано со сном и аппетитом. В дневнике или карте отмечается хороший, удовлетворительный или плохой сон. Это важно учитывать для последующей нагрузки, так как во время сна человек отдыхает, восстанавливает силы. Хороший сон, дающий утром чувство бодрости, наступает довольно быстро, как только человек лег спать. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания, частыми пробуждениями ночью, ощущениями вялости и разбитости утром. Можно отмечать в дневнике кроме качества длительность сна. Бессонница — признак перегрузки или отклонений в состоянии здоровья организма; надо обратиться к врачу.
Аппетит также характеризует общее состояние организма. На аппетите отражаются перегрузка, недосыпание, нервные потрясения и многие другие факторы. Улучшение аппетита связано с усилением обменных процессов. Ритмы желудка очень тонкий и верный барометр состояния человека. Аппетит может быть хорошим, нормальным, плохим, отмечается и отсутствие аппетита. Следует указать и случаи повышенной жажды.