ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 25. Методика обучения одновременному одношажному коньковому ходу.
Цикл хода состоит из двух скользящих шагов. Каждый шаг включает в себя отталкивание ногой (правой или левой), одновременное отталкивание руками с последующим одноопорным скольжением. Если сказать проще, то одновременный толчок палками осуществляется здесь под каждую ногу. На равнинных участках лыжник, используя данный ход, прокатывается от 6 до 15 м, а на подъемах, в зависимости от их крутизны -- от 4 до 10 м. Темп хода -- 30-50 циклов в минуту.
В первой фазе, которая начинается с окончания отталкивания правой ногой и до постановки палок на снег левая (опорная) нога вначале скольжения сильно согнута: в коленном суставе -- 99°, тазобедренном -- 97°, голеностопном -- 71°. В процессе скольжения на пло-ско поставленной по направлению движения левой лыже под углом 17° происходит плавное разгибание в этих суставах. Руки при этом выносятся вперед и, дойдя по высоте до уровня плеч, ставятся на снег. Локти явно отведены в стороны. В этот же момент правая (маховая) нога медленно подтягивается к левой (3, б) и готовится к броску постановке лыжи на снег под тем же углом, что был и у левой -- 17°.
Фаза 2 фиксирует явный наклон туловища вперед с навалом на палки и отталкивание ими и одновременно левой ногой. При этом правая нога продолжает активный вынос вперед и готовится, в свою очередь, стать теперь уже не маховой, а опорной.
В заключительной третьей фазе зафиксирован довольно непродолжительный момент скольжения на двух лыжах и окончания отталкивания левой ногой.
Этими действиями заканчивается первая половина одновременного одношажного конькового хода. Движения во второй половине цикла аналогичны.
Вопрос 26-27. Характеристика попеременного двухшажного конькового хода. Методика обучения попеременному двухшажному коньковому ходу
Выражение «коньковый ход» часто применяется в лыжном спорте. Это понятие пришло из конькобежного спорта. Он представляет собой — скольжение ног лыжника, напоминающее действия участника конькобежного спорта. Применяется как у начинающих спортсменов, так и у профессионалов.
Одновременный двухшажный коньковый ход пользуется большой популярностью среди спортсменов. Это упражнение, позволяющее двигаться с высокой скоростью.
Состоит из 2 скользящих движений ногами и одновременного маха палками. Взмах палками должен происходить на втором шаге. За один цикл профессиональные спортсмены могут достигать 11-метровой дистанции при скорости 5 км/ч.
Техника выполнения состоит из следующих этапов:
После выполнения первоначальных действий цикла, спортсмен скользит по накатанной лыжне, нагнув туловище вперед, затем постепенно выпрямляя туловище, одновременно выносит руки вперед.
Основной вес приходится на левую нижнюю конечность. Лыжник приседает, делает шаг вперед, начиная с правой ноги, руки выносятся вперед.
Делается толчок левой нижней конечностью, далее продолжается скольжение правой.
Масса туловища переносится на правую ногу. Нужно оттолкнуться правой лыжней, а левую вывести вперед, поставив палки на снег.
Правой лыжней, необходимо произвести толчок палками, которые ставятся под углом 40 градусов в сторону движения.
Гонщик продолжает двигаться, делая толчки верхними конечностями, скользя на левой лыжне. Правая нога махом выносится вперед.
При завершении толчков руками, правая придвигается к левой, лыжник продолжает скользить двумя ногами.
Вопрос 28-29. Методика обучения технике одновременного полуконькового хода. Характеристика одновременного полуконькового хода.
Последовательность движений в полуконьковом ходе следующая. Лыжник скользит на опорной ноге (лыже). Лыжа толчковой ноги подносится к опорной и ставится на снег так, чтобы ботинок находился рядом и чуть впереди ботинка опорной ноги.
Толчковая лыжа при постановке ее на снег развернута на внутреннее ребро и направлена в сторону под углом 20—30 °. Задники опорной и толчковой лыжи перекрещиваются. Так как скользящая опорная лыжа «утоплена» в лыжне, то помеха скольжению не возникает.
Палки одновременно выносятся вперед-вверх и ставятся на снег под углом примерно 80 ° к направлению движения, на 20—30 см впереди креплений таким же движением, как при одновременном бесшажном ходе . Сразу же начинается отталкивание ими. В начале отталкивания руки сгибаются в локтевых суставах до угла 100°, туловище наклоняется вперед-вниз, помогая нажиму на палки. Одновременно лыжник отталкивается ногой, частично перенеся на нее массу тела . Отталкивание ногой происходит без остановки лыжи. Лыжник старается как бы развести стопы в стороны: лыжа опорной ноги скользит по направляющей ее лыжне вперед, а толчковой — на внутреннем ребре вперед-в сторону. Толчок ногой продолжается до полного разгибания ее в коленном суставе. Туловище при отталкивании руками наклоняется почти до горизонтального положения, рука и палка в конце отталкивания составляют прямую линию . Как только отталкивание заканчивается, начинается свободное скольжение на опорной лыже, вынос рук с палками вперед и подтягивание толчковой ноги. Цикл хода завершен, начинается подготовка к новому отталкиванию.
Скольжение на одной лыже (опорной) с отталкиванием в сторону другой скользящей лыжей — основное движение полуконькового хода. Отрабатывают его вначале без палок, при скольжении под уклон, позже — на равнинных участках. Затем повторяют одновременный бесшажный ход. К отталкиванию руками в бесшажном ходе добавляют разученное отталкивание скользящей лыжей в сторону и скольжение на другой ноге,.— таким образом, схема полуконькового хода намечена. Начинается выполнение хода слитно под уклон, затем на равнине и в «тягун». Постепенно силу и быстроту отталкиваний руками и ногой увеличивают.
Не следует забывать, что в полуконьковом ходе вынос палок совпадает с подтягиванием толчковой ноги, а отталкивание палками — с отталкиванием лыжей. Эти движения противоположны движениям, например, скоростного варианта одновременного одношажного хода.
Разучивается одновременный полуконьковый ход школьниками довольно легко. Но обучение ему следует проводить в тех условиях, которые вызвали его появление: жесткая лыжня, укатанная и уплотненная обочина шириной не менее 1,5 м. На неподготовленных мягких трассах обучение этому ходу результата не даст.
Вопрос 30. Методика обучения поворотам в движении «плугом.
Поворот «плугом» вначале производится из стойки торможения «плугом» при спуске прямо. Выполняется он закручивающим усилием стопы внешней ноги носком внутрь с одновременным тормозящим упором разгруженной лыжи. Положение лыж в «плуге» сохранять в течение всего поворота. При имитации поворота «плугом» лыжник должен перенести вес тела на одну лыжу (внешнюю по отношению к повороту) и поставить ее на ребро.
Многократным перемещением веса тела с одной лыжи на другую последовательно обозначается поворот в правую или левую сторону.
Вопрос 31. Характеристика и методика обучения спускам с гор (стойки: высокая, основная, низкая).
Успешное овладение техникой спусков позволяет быстро и безопасно передвигаться по пересеченной местности во время прогулок, туристических походов и соревнований по лыжным гонкам. Максимальная скорость движения на склоне во многом зависит от стойки спуска. Большое влияние оказывают крутизна и длина склона, условия скольжения и качество инвентаря. Часто применяется при спусках основная (средняя) стойка. Она наименее утомительна и позволяет выполнить при спуске любые другие приемы (торможения, повороты). При прямом спуске в основной стойке лыжи расставлены на 10-15 см одна от другой, ноги слегка согнуты в коленных суставах, туловище немного наклонено вперед, руки опущены и несколько выведены вперед, палки (обязательно кольцами назад) не касаются склона. Для увеличения устойчивости одну ногу выдвигают вперед на 10-20 см. Основная стойка обеспечивает наибольшую устойчивость при спуске.
Низкая стойка применяется на прямых, ровных и открытых склонах, когда требуется развить максимальную скорость спуска. В этом положении колени сильно согнуты, туловище наклонено и подано вперед, руки вытянуты также вперед, локти опущены и прижаты. Лыжник в этой стойке принимает достаточно обтекаемое положение и значительно снижает лобовое сопротивление. На высокой скорости некоторые неверные движения или положения могут заметно мешать достижению максимальной скорости для данных условий.
Так, даже отведение локтей в сторону при определенных условиях снижает скорость спуска до 5-10%. Однако длительное применение очень низкой стойки в лыжных гонках не всегда целесообразно. С одной стороны, это снижает устойчивость, так как ухудшаются
возможности для амортизации неровностей склона, а также нет необходимого отдыха для мышц ног. Это не позволит после спуска продолжать энергичную борьбу на трассе лыжных гонок.
Высокая стойка применяется для временного уменьшения скорости спуска за счет увеличения сопротивления встречного потока воздуха. Для большего торможения следует еще выпрямиться и развести руки в стороны. Иногда эту стойку применяют для отдыха или лучшего просмотра незнакомого склона в начале спуска. Длительно спускаться в высокой стойке нецелесообразно: слишком велика потеря скорости, да и преодоление неровностей склона тоже затруднено.
Стойка отдыха применяется на достаточно длинном и ровном склоне. Она позволяет дать некоторый отдых мышцам ног и спины. С этой целью лыжник несколько выпрямляет ноги, наклоняется вперед и опирается предплечьями на бедра. Это обеспечивает меньшее сопротивление воздуха, чем в основной стойке, а условия для отдыха и восстановления дыхания лучше; однако устойчивость в случае наезда на неровности несколько хуже.
Вопрос 32. Методика обучения «боковым соскальзываниям».
Торможение боковым соскальзыванием осуществляется лыжником при косом спуске путем перевода лыж в более плоское положение и большей загрузки пяток лыж. При обучении необходимо объяснить способ изменения положения лыж на снегу (плашмя и кантуя движения лыж в голеностопных суставах).
Обучение соскальзыванию можно считать законченным, когда лыжник научится в нужный момент остановиться или перейти в косой спуск, а также увеличивать и уменьшать соскальзывание путем перехода с ребер на плоскость лыжи.
Подводящие упражнения: стать боком на небольшом укатанном склоне, принять исходное положение для соскальзывания, перейти на плоскопоставленные лыжи, соскользнуть и, быстро поставив лыжи на ребра, остановиться. Проделать упражнение 3—4 раза, постепенно увеличивая расстояние соскальзывания.
Вопрос 33. Формы организации занимающихся лыжным спортом
Существует две основные формы организации занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту: урочные (уроки лыжной под-готовки и учебно-тренировочные уроки в школьной секции и ДЮСШ) и внеурочные (организованные групповые, самодеятельные групповые и самостоятельные индивидуальные занятия). Наиболее широкое распространение получили урочные формы занятий. Урок лыжной подготовки является основной формой организации учебного процесса, в ходе которого обеспечивается решение важнейших задач физического воспитания школьников.