ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внеурочное занятие «Практическая биология» 18.01.2023г.
Лабораторный практикум: «Оценка состояния здоровья подростка на основе полученных данных о функциональном состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной системы до и после физических нагрузок».
Класс: 9.
Лабораторное оборудование Центра «Точка роста».
Аннотация: в статье рассмотрен сценарий внеклассного занятия по биологии программы основного общего образования с применением современного оборудования Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Форма учебного занятия: лабораторный практикум;
Форма организации учебной деятельности: групповая (работа в малых группах).
Методология обучения: поисковый, экспериментальный, исследовательский.
Количество часов: 1 ч.
Новизна содержания состоит в организации практико-ориентированной работы, по оценке состояния здоровья и физического развития обучающегося.
Ключевые предметные понятия: здоровый образ жизни, артериальное давление, частота дыхательных движений, здоровый образ жизни, частота сердечных сокращений, физические упражнения.
Оборудование:
-
программное обеспечение, датчики (датчик частоты дыхательных движений; датчик давления газа; кабель USB. -
Интерактивное и мультимедийное оборудование. ЦОР. Образовательные платформы (Российская электронная школа)
В статье рассмотрен сценарий лабораторного практикума по биологии программы основного общего образования с применением современного оборудования Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» по теме: «Оценка состояния здоровья подростка на основе полученных данных о функциональном состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной системы до и после физических нагрузок»
Цели и задачи лабораторного практикума:
-
формирование навыков самоанализа особенностей физиологического и физического развития организма путем освоения методик диагностики и исследования влияния физических нагрузок на функционирование дыхательной и кровеносной систем;
Цели образовательного процесса:
-
Диагностическая цель - определение зоны ближайшего развития. -
Познавательная цель - определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций. -
Исследовательская цель- определение возможностей деятельностного подхода к конструированию урока как педагогического события для совместного проектирования образовательной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий; -
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку, к здоровому и безопасному образу жизни;
Метапредметные:
-
работать с текстами (инструкциями), преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; -
выделять главную и избыточную информацию; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); -
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. -
приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; -
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности; -
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; -
определять способы действий и умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
-
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; -
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; -
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; -
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
-
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; -
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; -
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
Предметные результаты:
-
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний органов дыхания и кровообращения, стрессов, вредных привычек, инфекционных и простудных заболеваний; -
знать основные понятия: а) дыхательная система: состав, строение, функции, этапы дыхания, легочные объемы, газообмен в легких и тканях, регуляция дыхания, гигиена дыхания; б) кровообращение, движение крови по сосудам, строение и работа сердца, сердечный цикл, пульс, давление крови.
Обучающийся получит возможность:
-
освоить современные способы экспериментального исследования процессов и явлений в природе по средствам программно - методического комплекса AFSТМ - как
Обучающийся научится:
-
проводить практические работы по анатомии и физиологии человека на качественно новом уровне; -
работать с программным обеспечением развивающей образовательной среды AFSТМ, с наборами цифровых датчиков и системой сбора данных (ССД); -
планировать образовательную деятельность с использованием цифровых лабораторий AFSТМ;
Структура занятия:
-
Организационный этап. Приветствие, подготовка аудитории к работе, корректировка рабочих групп. Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с программным обеспечением, датчиками и ПК. -
Вводно-мотивационный этап. Актуальность темы. -
Этап активного и сознательного усвоения материала обучающихся. Проведение лабораторных работ. Изучение материалов ЦОР (образовательных платформ) -
Сравнительно – аналитический этап. Анализ, обобщение и систематизация полученных в ходе лабораторных работ данных. -
Подведение итогов, рекомендации. Утверждение тем учебного исследования. -
Рефлексия -
Этап информации о самостоятельной домашней работы.
Ход занятия
Вводно-мотивационный этап.
Учитель:
- Здравствуйте ребята! Предлагаю сегодня начать наше занятие с физической минутки.
-
Учитель организует спортивную разминку с демонстрацией видео – упражнений. Приглашается группа учащихся.
- Как ваше самочувствие, все ли здоровы, какое у вас настроение?
Обсуждается физическое состояние участников физической минутки. Ассистенты измеряют артериальное давление и фиксируют в листах здоровья общее состояние. Ребята приходят к выводу о разной работоспособности, об индивидуальных особенностях и разном физическом состоянии подростков.
- Сегодня вы, ребята, научитесь самостоятельно оценивать особенности своего физического состояния до и после нагрузок, осмыслите важность соблюдения здорового образа жизни, режима труда и отдыха, а также роль физической культуры и спорта в жизни подростка.
- Здоровье понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков, педагогов и родителей (обучающиеся высказывают свои суждения).
Учитель:
- А что именно, по вашему мнению, пагубно влияет на здоровье детей 21 века?(высказывания ребят по данному вопросу.) Давайте сейчас послушаем и посмотрим презентацию, в которой может быть дан ответ на этот вопрос. (Выступление заранее подготовленного учащегося с презентацией «Вред гиподинамии»)
- К какому выводу мы можем прийти?
Постановка проблемы:
- Главная проблема состоит в том, что у многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной массы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Обсуждение:
-
Обсуждается вопрос посещения спортивных секций учащимися, их регулярность и эффективность.
Учитель:
- Как влияют физические упражнения и здоровый образ жизни на развитие организма подростка. Сегодня у нас работает две лаборатории:
-
лаборатория № 1. «Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы до и после физической нагрузки»; -
лаборатория № 2. «Изучение функций дыхания человека до и после физической нагрузки». -
Руководителями лабораторий выбраны учащиеся - консультанты, занимающиеся исследованиями в области сохранения и укрепления здоровья о человека (проектная деятельность);
-
Организуется групповая работа (4 группы по направлениям). -
Определение проблемы (круглый стол, «мозговая атак» и т.д.). -
Выдвижение гипотезы и поиск методов, средств работы (наблюдение, измерение, статистический, экспериментальный и т.д.) -
Постановка цели работы. Планирование учетной деятельности. Обсуждение способов оформления и защиты работы. Оформление результатов и их презентация. Выводы. -
Подготовка оборудования. Знакомство с теоретическими основами по изучаемому вопросу. Проведение исследования и анализ результатов, и предоставление их для ознакомления других учащихся.
Перед началом работы проводится инструктаж по правилам работы с программно-методическим обеспечением.
- Датчики имеют высокую чувствительность, ПК подключены к источникам электроэнергии, поэтому работать с ними необходимо аккуратно, не допускать перекручивания проводов, в случае необходимости сообщить учителю о возникающих технических проблемах. При выполнении лабораторных работ, если вы почувствовали какой-либо дискомфорт или ухудшение самочувствия стоит прекратить участие и подойти к учителю или школьному медицинскому работнику.
3. Этап активного и сознательного усвоения материала. Работа в группах.
Материалы для лаборатории «Изучение функционального состояния сердечнососудистой системы до и после физической нагрузки».
Цель работы: исследовать изменение показателей кровяного давления и частоты сердечных сокращений до и после физической нагрузки.
Оборудование: датчик артериального давления (тонометр); кабель USB.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое пульс?
2. Что измеряют сфигмоманометром?
3. Какие показатели необходимо учитывать при вычислении среднего артериального давления?
4. Что такое гипертония? Чем она опасна?
5. Как меняется работа сердца при физической нагрузке?
Подготовка датчика к работе.
Важно! К эксперименту не допускаются учащиеся, имеющие медицинские противопоказания.
Важно! Человек, которому измеряют артериальное давление, во время сбора данных должен оставаться неподвижным: при проведении измерений нельзя шевелить ни кистью, ни рукой.
Методические рекомендации. Объект изучения - частота сердечных сокращений и артериальное давление человека. В ходе эксперимента будет измерена величина систолического, диастолического, среднего артериального давления и частота сердечных сокращений, а также проведено сравнение этих показателей до и после физической нагрузки. Исследование следует повторить 2 раза (до и после физической нагрузки). Значения систолического, диастолического, среднего артериального давления и ЧСС автоматически заносятся в таблицу.