Файл: Занятие Практическая биология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На результаты измерений могут влиять такие факторы, как степень усилия, вес тела, регулярность физических нагрузок, состояние здоровья, прием медикаментов и т. п.

Материалы для лаборатории «Изучение функций дыхания человека до и после физической нагрузки».

Задачи: определить частоту дыхательных движений до и после физической нагрузки; проанализировать полученные данные; обсудить результаты исследования.

Оборудование: датчик частоты дыхательных движений; датчик давления газа; кабель USB.

Вопросы для обсуждения:

1.Какое число дыхательных движений соответствует норме?

2. О чем свидетельствует увеличение числа дыхательных движений?

3. Чем обусловлен низкий показатель числа дыхательных движений?

4. Как влияет на дыхание никотин?

5. Как влияют на дыхание наркотические вещества?

  • Заполнение Листа здоровья

Методические рекомендации. Объект исследования - процесс дыхания человека. Значение частоты дыхания будет определено с помощью специального датчика, а результаты измерений будут представлены в соответствующих строках таблицы. Рассчитайте частоту дыхательных движений ученика. Частота дыхания может быть определена как отношение количества вдохов (выдохов) к тому промежутку времени, в течение которого они были сделаны. Результат измерений частоты дыхания заносится в таблицу. Исследование следует повторить 2 раза (до и после физической нагрузки).

4. Сравнительно – аналитический этап. Обсуждение и представление работ мини-групп.

  • Лаборатория «Изучение функционального состояния сердечнососудистой системы до и после физической нагрузки».

- Мы познакомились с такими понятиями как частота сердечных сокращений и артериальное давление человека. При вычислении уровня физического развития учитывались такие показатели как: ЧССп — частота сердечных сокращений в 1 мин покоя; САДп — среднее артериальное давление в состоянии покоя; В — возраст, лет; МТ — масса тела, кг; Р — рост, см. Рассчитав с помощью формулы уровень физического развития мы получили данные: 3участника – высокий, 1ученик – выше среднего, и 1ученица - средний уровни физического развития. Мы считаем, что на показатели повлияло то, что испытуемые с высоким и выше среднего уровнями физического развития занимаются в спортивных секциях и поэтому при выполнении физических нагрузок проявилась способность сердца к адаптации во время выполнения физической нагрузки, когда метаболическая активность мышечных тканей увеличивается. Поэтому большое значение для оценки функционального состояния организма имеет определение артериального давления в совокупности с частотой сердечных сокращений (ЧСС, или пульс) после физических нагрузок.


  • Лаборатория «Изучение функций дыхания человека до и после физической нагрузки».

- По результатам проведенных исследований мы пришли к выводу: двое испытуемых - частота дыхательных движений в состоянии покоя составляет 16-18 циклов в минуту, после 10 приседаний возрастает до 22-27 циклов в минуту. Такие показатели соответствуют нормальному процессу дыхания. Один испытуемый - частота дыхательных движений в состоянии покоя 24 циклов в минуту, после 10 приседаний возрастает до 33 циклов в минуту. В этом случае имеет место учащенное дыхание (тахипноэ), которое может быть обусловлено повышенным возбуждением дыхательного центра. Такое состояние может возникнуть вследствие повышенной тревожности, стресса, принудительного ограничения дыхательного объема.

Двое испытуемых - частота дыхательных движений в состоянии покоя 11-12 циклов в минуту, после 10 приседаний возрастает до 14-16 циклов в минуту. Такие показатели позволяют говорить о редком дыхании (брадипноэ). Такое дыхание свойственно людям, регулярно занимающимся спортом, что соответствует действительности.

  • Дискуссия. Результаты работ обсуждаются. Ребята приходят к выводу о взаимной связи работы систем дыхания и кровообращения до и после физической нагрузки, о связи выявленных показателей с индивидуальными особенностями подростков и их физическим состоянием.

Просмотр видео - материалов по ссылке Образовательного ресурса РЭШ:

5.Подведение итогов, рекомендации.

Обобщив результаты работы лабораторий, ребята предлагают рекомендации по решению данной проблемы:

  • вести здоровый образ жизни.

  • соблюдать режим труда и отдыха и заниматься спортом, отдавая предпочтение упражнениям, раздражающим зоны роста.

  • создавать как можно больше информационных материалов для рекламы здорового образа жизни.

6. Рефлексия. Учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе.

  • Планирование проектной деятельности.

  • Подготовка информационных блоков для проведения классных часов в параллелях среднего звена и для участия в декаде ЗОЖ.

Задание для проектной работы:

Форма: индивидуальная, групповая

Тип проекта: практико-ориентированный (прикладной) проект.

Продукт: Разработанное и обоснованное проектное решение «Электронный лист здоровья ребенка».



Требование к проекту:

  1. формулирование цели проекта и проблемы, которую проект решает; обоснование актуальности проекта и обозначен круг потребителей;

  2. список литературы актуальный, дан подробный анализ существующих решений, обоснование преимущества предлагаемого решения;

  3. предоставлен план, описание использованных ресурсов и способов их привлечения для реализации проекта;

  4. наличие видео и фото-подтверждения образца/макета/;

  5. описание хода работы над проектом, выделен личный вклад в проект.


Приложение № 1. Листок здоровья

1. ФОТО

2. Ф.И.О., дата рождение

3. Домашний адрес

4. Показатели, характеризующие рост и развитие: соматометрические и физиологические

4.1. Рост

4.2. Масса тела 4.3. Индекс массы тела 4.4. Жизненная емкость легких

4.5. Сила левой кисти.

4.6. Сила правой кисти.

4.7.Артериальное давление

4.8.Частота сердечных сокращений

5. Тип высшей нервной деятельности.

Источники:

  1. Дендебер С.В. Электив 9: Физика. Химия. Биология. Конструктор элективных курсов. – М.: «5 за знание»,2006

  2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС

  3. Ильченко В.Р. Перекрестки Физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.

  4. Курепина М.М. Анатомия человека: атлас/ М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. - М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2007.

  5. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников. Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004

  6. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, № 1

  7. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт- Петербург: «Каро», 2005

  8. Цифровые образовательные ресурсы, платформы образовательные

РЭШ.