Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кузбасский государственный технический университет имени т ф. гОрбачева.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 378
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторым источником внешней угрозы для коммерческой деятельности предприятия являются действия иных хозяйствующих субъектов. Прежде всего, речь идет о недобросовестной конкуренции, к действиям которой относятся:
нарушения прав конкурентов на промышленную собственность (систематическое скрытое использование наименований конкурента, несанкционированное воспроизводство продукции конкурента, раскрытие секретов торговли и производства конкурента, промышленный шпионаж);
подрыв репутации конкурента (распространение ложных сведений, дискредитирующих предприятие, продукцию, торговую деятельность конкурента; сравнительная, мошенническая и обманная реклама);
дезорганизация производства конкурентов путем сманивания и подкупа их рабочих и служащих для завладения секретами торговли и производства;
прочие недобросовестные действия (дискриминация конкурентов, бойкот, демпинг).
Третий внешний источник угроз – кризисные явления в мировой экономике. Они «переливаются» из страны в страну через каналы внешних экономических связей. Последовательная интеграция России в мировую экономику порождает зависимость российских коммерческих предприятий от происходящих в мире экономических процессов (структурная перестройка, падение цен спроса и цен на энергоносители и др.). По мере втягивания национальной экономики в мировой воспроизводственный процесс усиливается ее подверженность влиянию внешних факторов. Таким образом, в стремлении к прибыльной деятельности современное предприятие, обеспечивая собственную безопасность, должно уделять внимание динамике спроса, политике правительства и центральных банков, отношениям с
соперниками, тенденциям научно-технического прогресса, мировой политике и международной хозяйственной конъюнктуре и т. д.
Говоря о внутренних угрозах, следует подчеркнуть, что наиболее широкое распространение в российской действительности получили кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство, взяточничество, злоупотребление служебным положением, должностной подлог, а также различные формы недобросовестной конкуренции и такие особо опасные формы, как заказные убийства и захват заложников. Здесь же следует упомянуть и о таких особенностях российской экономики, как: низкая капитализация финансовой системы; высокая степень монополизации экономики; высокая импортная зависимость и замкнутость экспорта на сырье; избыточность таможенных ограничений; низкая производительность труда. Несколько слов следует сказать и о механизме конкуренции, особенно той, которая противоречит честной промышленной и торговой практике.
Согласно международно-правовым нормам различаются три вида недобросовестной конкуренции: во-первых, когда коммерческую деятельность одной фирмы стараются выдать потребителю за деятельность другой; во-вторых, дискредитация коммерческой деятельности конкурента с помощью распространения ложной информации; в-третьих, неправомерное использование в коммерческой деятельности обозначений, вводящих потребителя в заблуждение.[3, с.352]
Известны три формы недобросовестной конкуренции. Во-первых, экономическое подавление, которое включает в себя различные средства и способы ограничения деловой практики, компрометацию фирм конкурентов, их руководителей, шантаж персонала, срыв сделок, парализация деятельности фирм путем использования СМИ и мафиозных связей в государственных органах.
Во-вторых, промышленный или коммерческий шпионаж, который подразумевает противоправное завладение коммерческими секретами конкурента для извлечения собственных выгод. Как правило, если информация о конкурентах, поступающая по легальным каналам, не дает полного и точного ответа на интересующий администрацию предприятия вопрос, то в этом случае, несмотря на то, что большинство серьезных предпринимателей считает, что применять шпионаж неэтично, многие компании все-таки прибегают к услугам коммерческих шпионов. Шпионы конкурирующих компаний часто используют такие средства, как прямое предложение, подкуп, кражи и другие уловки. Это облегчается тем, что появившаяся на рынке новая техника подслушивания делает промышленный и коммерческий шпионаж намного более эффективным. Следует подчеркнуть, что сумма, которую обычно недобросовестные конкуренты предлагают за выдачу ценной информации, намного превышает должностной оклад сотрудника данной корпорации. Таким образом, подписка о неразглашении вовсе не является гарантом полного сохранения коммерческой тайны.
И третьей формой, в которой проявляется недобросовестная конкуренция, является прямое физическое подавление, представляющее собой преступные посягательства на жизнь и здоровье персонала предприятия. Основные методы физического подавления конкурента включают в себя: организацию ограблений и разбойных нападений на офисы, производственные и складские помещения, хищения грузов и т. п.; уничтожение материальных ценностей и недвижимости конкурента путем поджогов, взрывов и т. п.; физическое устранение руководителей, захват заложников.
На эффективную и безопасную работу ООО «СВ-Авто» оказывает влияние своевременное и полное удовлетворение комплекса экономических потребностей. Правильно выстроенная работа позволяет мгновенно и качественно реагировать на внешние и внутренние воздействия, и в полном объеме реализовывать возможности организации.
За анализируемый период времени с 2019 по 2021 годы было выявлено несколько угроз:
- в 2019 году организация имела убыток от продаж, но уже в 2020 году ситуация была исправлена и фирма вышла на прибыль и показала положительную динамику;
- также в 2021 году наблюдается большое увеличение дебиторской задолженности по сравнению с предыдущими годами, что говорит об увеличении задолженности контрагентов перед организацией;
- выявленная тенденция в 2021 году по сравнению с 2019 годом почти в два раза к увеличению заемных средств свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия, появляется риск утраты платежеспособности;
- увеличение кредиторской задолженности так же может отрицательно сказаться на стабильности организации;
- критическое значение коэффициента задолженности на протяжении трех лет говорит о высокой степени зависимости от кредиторов и негативно влияет на финансовую устойчивость;
- недостаток собственных оборотных средств на протяжении 2019-2020 годов;
- угроза спада спроса на товар и услуги;
- несоответствие квалификации рабочих занимаемой должности;
- недостаточная квалификация рабочих;
- низкий уровень системы обучения;
- неэффективная система мотивации и премирования;
- некачественные проверки кандидатов во время найма на работу;
- высокий процент износа основных фондов;
- ежегодное повышение цен на энергоносители;
- возможное отсутствие долгосрочных контрактов с поставщиками;
- отсутствие экологичного транспорта в ассортименте;
- распространение конфиденциальной информации сотрудниками предприятия;
- слабозащищенная система хранения внутренней информации.
Стратегия реактивных мер, применяемая в случае возникновения или реального осуществления каких-либо угроз финансовой безопасности предпринимательства – это стратегия, основанная на применении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов, реализуется службой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации. Таким образом, тактика обеспечения безопасности предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения финансовой безопасности субъекта предпринимательства.
3.2 Пути снижения угроз экономической безопасности предприятия
Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности ООО «СВ-Авто».
Исходя их обнаруженных угроз деятельности ООО «СВ-Авто» целесообразно предложить следующие меры:
- в 2019 году, имея убыток, организация отрицательно характеризовалась на рынке, но в последующие годы наблюдается прибыль. Это получилось добиться благодаря сокращению управленческих расходов, что положительно характеризует фирму;
- увеличение дебиторской задолженности может привести к кризису неплатежеспособности, поэтому организация должна проводит тщательный анализ и выявлять истинные причины ее увеличения, зачастую это может быть связано с большим объемом по предоставлению услуг отсрочки платежа. В нашем случае, дебиторская задолженность увеличивается параллельно росту выручки, что говорит о нормальной работе ООО «СВ-Авто»;
- в случае увеличения заемных средств предприятие теряет привлекательность для инвесторов, тогда необходимо провести анализ целей кредитования. Если заемные средства используются для расширения производственного потенциала, нарастания мощности и т.д., и при это организация получат прибыль, тогда повышается внешняя привлекательность фирмы для инвесторов;
- расчет коэффициента задолженности должен проходить на регулярной основе для того, чтобы можно было отследить негативные тенденции и своевременно принять меры по их устранению. Также необходимо учитывать специфику деятельности организации;
- недостаток собственных оборотных средств приводит к снижению платежеспособности и увеличению зависимости от заемного капитала. Чтобы этого избежать необходимо рационально использовать прибыль и проанализировать их составляющие: денежные средства, дебиторскую задолженность и запасы;
- угроза спада спроса на товар и услуги может быть связана как с внешними, так и с внутренними факторами. В этом случае организация должна всегда быть внимательна к обстановке внутри компании и к ситуации на внешнем рынке. Также необходимо продумывать стратегию своего развития на несколько лет вперед, с учетом возможных кризисных явлений: искать новые рынки сбыта, новых партнеров, отслеживать появление новых технологий и их возможное внедрение в свою работу, анализ конкурентов, следить за