Файл: Тема 2 Формы управленческих действий. Правовые акты управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 7.2 Формы управленческих действий. Правовые акты управления
-
Понятие и виды правовых актов управления.
Правовой акт управления (ПАУ) – это основанное на законе одностороннее юридически властное решение органа исполнительной власти или его должностного лица, изданное в пределах их компетенции, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления либо направленное на возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений.
Правовые акты управления можно классифицировать по следующим критериям.
-
По юридическому содержанию правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.
-
Нормативнымиявляются те акты управления, которые содержат в себе нормы права, регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, рассчитаны на длительный срок действия и не имеют конкретного персонифицированного характера. В нормативных правовых актах управления находит свое выражение административное правотворчество. В них конкретизируются нормы законов и других актов высшей юридической силы и определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления. Этими актами закрепляется правовой статус органов исполнительной власти, определяется порядок совершения определенных действий и процедур государственно-управленческого характера, устанавливаются необходимые ограничения и запреты, а также регулируются другие вопросы в государственно-управленческой сфере. Нормативные правовые акты управления являются одним из важнейших источников административного права. -
Индивидуальные акты управления не содержат в себе норм права. Они разрешают конкретные вопросы управления на основе законов и иных нормативных правовых актов, т.е. являются актами применения норм права к конкретным случаям. Эти акты вызывают юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений (например, Указ Президента Российской Федерации о присвоении воинского звания высшего офицера).
-
По органам, их издающим, правовые акты управления подразделяются на:
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации по вопросам, касающимся государственного управления;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- постановления, приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции, наставления федеральных органов исполнительной власти;
- постановления, приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции, наставления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
-
По территории действия правовые акты управления подразделяются на акты, действующие на всей территории Российской Федерации, территории субъекта Российской Федерации, межтерриториальные, охватывающие несколько субъектов Российской Федерации административно-территориальной единицы.
Издание ПАУ подчиняется правилам, устанавливаемым как законами, так и подзаконными актами. Например, порядок издания постановлений и распоряжений Правительства РФ регламентируется ФКЗ «О Правительстве РФ» 1997 г., а также утвержденным постановлением Правительства РФ в 2004 г. Регламентом Правительства РФ.
2.Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
Юридическую силу правовой акт управления получает только при соблюдении требований к его содержанию, порядку подготовки, принятия и издания.
Требования к содержанию:
1) правовой акт управления не должен противоречить Конституции РФ, Федеральным законам и нормативным указам Президента РФ;
2) правовой акт не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан, организаций, общественных и иных объединений и ассоциаций;
3) правовой акт должен быть издан полномочным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции на основе и во исполнение закона;
4) правовой акт управления должен учитывать правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти и основываться на конституционном принципе разграничения предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Все перечисленные требования к содержанию правового акта управления объединяются единым требованием законности.
Не менее важным требованием к содержанию правового акта управления является его целесообразность, предполагающая научную обоснованность акта управления, соответствие реальной обстановке (конкретность), своевременность принятия, актуальность, преемственность и др.
На содержание правового акта управления воздействует соблюдение его формы (структура его составных частей, язык, стиль изложения, реквизиты (подпись, дата и др.).
Требования к содержанию акта управления дополняются требованиями к его подготовке, принятию и изданию (опубликованию).
Требования к подготовке правовых актов управления и его структуре, порядку государственной регистрации закреплены в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.
Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Министерство юстиции РФ, которое ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и государственный регистр нормативных актов высших должностных лиц субъектов РФ.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
- юридическую экспертизу соответствия акта законодательству РФ;
- принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
- присвоение регистрационного номера;
- внесение нормативного акта в государственный реестр (регистр).
Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, применяться не могут.
В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. (в ред. Указа Президента РФ от 16 мая 1997 г.) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания.
При нарушении требований, предъявляемых к актам управления, они могут быть признаны оспоримыми или ничтожными.
Оспоримыми считаются правовые акты управления, которые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены. После их соответствующей экспертизы они могут быть признаны правомерными или недействительными. Но до признания акта недействительным он имеет юридическую силу.
Ничтожными признаются акты управления, которые не могут порождать и не порождают юридических последствий, т.е. они не подлежат исполнению.
Правовой акт управления и его отдельные части могут быть изменены, приостановлены или отменены.
Изменения вносятся путем принятия нового решения тем органом, должностным лицом, который принял акт в первой редакции.
Приостановление действия - это официальное временное прекращение действия акта до рассмотрения его органом, который обладает правом его отмены.
Прекращение действия акта (отмена) может быть фактическим и юридическим. Фактическим считается прекращение действия акта в связи с истечением срока его действия. Юридическое прекращение действия акта имеет место тогда, когда он прямо отменяется (прямая отмена), или вместо устаревшего принимается новый правовой акт управления (косвенная отмена).
Правовой акт управления могут отменить тот, кто его принял и вышестоящий орган (должностное лицо), а также суды, которые вправе признать его незаконным. Основанием изменения, дополнения и отмены актов управления могут быть их незаконность или необходимость замены устаревшего акта новым.
3.Действие правовых актов управления. Их законная сила.
Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 29.05.2017) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»
Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 31.07.2017) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
Действие актов управления — это правовой режим их практического применения: они начинают устанавливать, изменять или прекращать правоотношения; применяются при разрешении споров и иных индивидуальных дел в управлении; на них ссылаются при рассмотрении различных дел; они используются в качестве юридических документов и доказательств в государственных органах (например, в судах, органах административной юрисдикции) .
Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»
в течение десяти дней после дня их подписания. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ — со дня их подписания.
Нормативные правовые акты государственного управления действуют бессрочно, со временем сменяясь новыми документами по регулируемым ими вопросам. Однако действие правовых актов управления может быть ограничено во времени прямым указанием на срок действия акта либо указанием на событие, с наступлением которого акт утратит силу.
Действие правовых актов управления в пространстве обусловлено территориальными границами компетенции издающего их органа и правилами разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственного управления различных уровней.
4.Отмена, приостановление правовых актов управления.
Отмена правового акта управления может быть осуществлена как органами (должностными лицами), которые приняли данный акт управления (а также вышестоящими органами или должностными лицами), так и органами, имеющими право отмены акта управления в случае обнаружения его несоответствия принципу законности.
Особое значение в системе современного административного права имеет возможность признания административных актов недействующими или незаконными в судах. Главная причина прекращения действия актов управления судом и федеральными органами исполнительной власти обшей компетенции (по отношению к актам нижестоящих органов исполнительной власти) — нарушение принципа законности при их подготовке и издании, а также нарушение законности в самом тексте административных актов. Органы исполнительной власти специальной компетенции вправе отменять акты управления нижестоящих органов или должностных лиц не только по причине нарушения актом управления законности, но и учитывая его полезность и целесообразность для социальной практики.