Файл: Кредит в рыночной экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для потенциальных заемщиков в кредитном банковском продукте самой интересной составляющей является его конечная цена. Однако, несмотря на предпринятые законодательные меры, кредитные организации неохотно предоставляют заемщикам информацию об эффективной годовой процентной ставке. Следует напомнить, что с июля 2011 года вступили в силу изменения в инструкцию № 254-П Центрального Банка России, которые обязали банковские учреждения своевременно раскрывать заемщикам эффективную процентную ставку по кредитам.

Кредиторы опасаются, что раскрытие эффективной процентной ставки приведет к небольшим снижениям в темпе роста объемов выданных кредитов. Небольшой спад, возможно, продлится некоторое время, однако привычка покупать в кредит у отечественных заемщиков никуда не денется. Поэтому, даже увидев полную стоимость заемных средств, заемщики вряд ли откажутся от потребительских кредитов в дальнейшем.

Кредитные специалисты подтверждают, что сегодняшние годовые процентные ставки в сегменте потребительского кредитования весьма разнообразны. Диапазон варьируется от восемнадцати до двадцати процентов. Не секрет, что годовые процентные ставки чаще всего зависят от того, каким образом заемщик подтверждает свой основной (дополнительный) доход, от формы его трудоустройства, от срока кредитования и суммы кредита.

В ближайшее время ожидается среди кредитных учреждений острая конкуренция за добросовестного заемщика. Это будет касаться предложений для заемщиков по индивидуальным финансовым условиям, упрощению и быстроте оформления кредитных займов для определенной категории потребителей, в том числе активное развитие удаленных каналов банка (колл-центры, банкоматы, интернет-банкинг).

На кредитном рынке будут появляться банковские продукты, которые сориентированы на отдельные сегменты, интересные клиентам банка-кредитора, а также пакетные программы, сочетающие в своих предложениях одно решение кредитного продукта по сниженной цене с разнообразными дополнительными банковскими услугами и сервисами.

Иначе говоря, некоторые банки начинают потихоньку практиковать банковское предложение, которое заключается в улучшении условий потребительского кредитования единичных заемщиков за счет установления персональных процентных ставок и других условий кредитования в зависимости от того, к какой категории платежеспособности относится заемщик. Исходя из этого, максимально выгодные условия будут предлагаться заемщикам с хорошей кредитной историей и высоким уровнем финансовой состоятельности.


Говоря о длительных перспективах необходимо сказать о негативных моментах, которые оказывают негативное влияние на потребительский рынок кредитования. Имеется в виду тот настораживающий момент, что практически уже вся платежеспособная часть населения оформила потребительские кредиты. Однако эти факторы должны волновать кредитные учреждения. Для потенциальных заемщиком данная ситуация интересна тем, что некоторые банки будут вынуждены (для увеличения своих объемов по потребительским кредитам) снижать требования при оформлении и выдаче кредитов. Реальная угроза для банков заключается в этом случае в том, что данная тенденция может привести к повышенному росту безнадежных и проблемных кредитов.

В России пока нет действенной и эффективной системы по взысканию долгов, поэтому рост объема невозвращенных кредитов может стать для многих банков большой проблемой и принести ряду кредитных учреждений финансовые проблемы, замедляя при этом рост всего кредитного сегмента. Поэтому, можно сказать, что перспективы развития потребительского кредитования очень неоднозначны. Для потенциальных заемщиков, с одной стороны, складывающаяся ситуация является наиболее приемлемой и удобной формой получения потребительского кредитования для приобретения необходимых товаров (услуг). Для банковского же сектора, с другой стороны, рост числа невозвращенных кредитов является сдерживающим фактором, замедляющий рост сегмента и влияющий на возможность общего очередного кризиса банковской системы.

Нельзя забывать и о влиянии ипотечного кредитования на общую ситуацию на кредитном рынке. На протяжении всего периода 2011 года рынок ипотечного кредитования в России продолжил свое развитие. Лидирующие позиции по объемам выдачи ссуд на приобретение жилья стабильно занимают такие банки, как Сбербанк России, Банк ВТБ24, Газпромбанк и Дельтакредит.

Так, в течение 2011 года объем выданных Сбербанком ипотечных кредитов составил 320 712 млн. руб. Следующим за ним в рейтинге банков по финансированию покупки жилья населением стоит ВТБ 24. За предыдущий год величина ипотечных активов данной кредитной организации составила 80 382 млн. руб. На третьем месте по величине выдаваемых ипотечных кредитов в 2011г. стоял Газпромбанк. Его сотрудниками за период с января по декабрь 2011г. было выдано 45 690 млн. руб. жилищных ссуд.

Кризис 2008 года не мог не отразиться на результатах банковской деятельности. Основные его последствия пришлись уже на 2009 год, когда банки практически прекратили выдачу ипотечных ссуд. Если в 2008 года отечественными банками было предоставлено ипотечных ссуд на сумму в 655,8 млрд. руб., то в 2009 году только на сумму в 152 млрд. руб., снизившись тем самым более чем в 4 раза. В течение 2010 года отмечался подъем в сфере ипотечного кредитования, но банкам так и не удалось выйти на докризисный уровень. За этот год населению РФ было предоставлено кредитов на жилье на сумму в 380,1 млн. руб. В 2011 г. объем ипотечного рынка превысил объем 2008 года на 8%, достигнув тем самым отметки в 713 млрд. руб. [11]


Однако, несмотря на положительную динамику рынка ипотечного кредитования, нельзя не обратить внимание на ряд факторов, мешающих развитию ипотеки в России.

По результатам исследования, проведенного международной компанией Penny Lane Realty Россия заняла 47-е место из 60 стран по уровню развития рынка ипотечного кредитования.

Основной причиной недоступности ипотеки в России является высокая процентная ставка. [12] На апрель 2012 года процентная ставка на приобретение готового и строящегося жилья в Сбербанке России составляла 12,25-15,25%. [6] Так, в европейских странах лишь 30% от суммы ежемесячного платежа по ипотечному кредиту является уплата процентов, в России же наоборот - 30% идут в погашение основного долга и 70% в оплату процентов. Не смотря на то, что Правительством РФ был принят курс на снижение ставки по ипотеке до 5-6% годовых, текущие макроэкономические показатели не позволяют пока этого реализовать. Для того чтобы эта ставка стала реальной, уровень инфляции в стране должен быть снижен до 3-4%.

Следующей причиной можно назвать очень высокую стоимость квадратных метров эконом-класса. Многочисленные исследования доказали неоправданно высокую стоимость жилья в крупных городах России и пока эта ситуация кардинальным образом не изменится, никакая процентная ставка не сделает ипотеку доступной для широких слоев населения.

Также необходимо отметить несовершенство законодательной базы в целом, и в части реализации банками залоговой недвижимости. Данный факт приводит к тому, что банки включают риски невыплаты в процентные ставки по ипотечным кредитам.

Тем не менее, необходимо отметить, что с 1998 года, а именно тогда был принят закон об ипотеке, рынок жилищных займов проделал огромный путь развития, и ипотека стала гораздо доступнее для семей, решивших приобрести недвижимость в кредит.

Следующим важным сегментом рынка кредитования можно назвать сферу кредитования малого и среднего бизнеса. За последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка. Что же мешает его развитию?

Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей МБ не является владельцем ликвидного имущества.


Третий немаловажный фактор - недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.

С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для МБ, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8-10 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16%. Как правило, "малые" предприниматели могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей.

Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие - до 50 тыс. долл. (микро кредиты), эффективная ставка довольна высокая (28-30% годовых в рублях), сроки ограниченные - как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.

Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10-15 млн. рублей на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита.


Но у малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит.

Объем "черного" рынка кредитов оценивается в 6-8 млрд. долл. за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15-25% в год. И для этого есть реальные основания.

По словам предпринимателей, порой гораздо выгоднее взять в долг у ростовщика под 5-7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае ростовщики предоставляют ссуды моментально и без лишних вопросов, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично - он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.

МБ в принципе не сопротивляется своей легализации. Более того, количество небольших компаний, в обороте которых "белая" составляющая значительно превышает 50%, растет с каждым годом. Однако МБ нужны встречные шаги со стороны банков и государства.

Что мешает кредитованию малого бизнеса:

С точки зрения банков

· Непрозрачность малого бизнеса

· Недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей

· Отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов

· Отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса

· Высокие риски невозврата кредитов

С точки зрения предпринимателей

· Высокая стоимость кредитов

· Слишком жесткие условия получения кредитов

· Большие сроки рассмотрения заявок

· Недостаточная государственная поддержка малого бизнеса

· Невозможность получить кредит на создание бизнеса "с нуля" [13]

Однако, несмотря на все негативные факторы, условия выдачи кредитов малому бизнесу и среднему бизнесу становятся все более привлекательными и в нашей стране. Сама процедура оформления займов значительно упрощается. Большое разнообразие кредитных программ, с разными суммами и способами обеспечения предлагают финансовые учреждения России. Одновременно, увеличивается срок, на который выдается кредит малому бизнесу и среднему.

Государственная власть активно развивает направление, так называемого микро финансирования предприятий. На ближайшие два года уже разработана концепция дальнейшего развития подобного финансирования. Микрофинансирование предполагает внедрение программ финансовой поддержки специально для небольших предприятий, которые находятся на начальном этапе своей деятельности. Кредит малому бизнесу и среднему бизнесу выдается в короткий срок (обычно не превышающий два-три дня), а погашать его можно на протяжении шести месяцев.