Файл: Специальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсикодистрофирующих заболеваний первых лет жизни.

Анамнестические данные часто указывают на замедление смены возрастных фаз развития:

запаздывание формирования статистических функций ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения.

В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением), явления вегетативно-сосудистой дистонии.

Церебрально-органическая недостаточность, прежде всего, накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР - как на особенности эмоциональноволевой незрелости, так и на характер нарушений познанательной деятельности.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность характеризуют бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Самостремление к игре нередко выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях. Зачастую в игру прекращается деятельность, требующая целенаправленной интеллектуальной деятельности, например, приготовление уроков.

В зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма: неустойчивый - с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, и тормозимый - с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, боязливостью.


Для ЗПР церебрально-органического происхождения характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций.

Психолого-педагогические исследования, проведенные еще в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В.И. Лубовского, констатировали, что у этих детей наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживается плохая ориентировка в” правом - левом”, явления зеркальности в письме, затруднения в различии сходных графем.

Задание № 3. Заполните таблицу.





Тип дизонтогенеза

Психологические особенности детей

1

Стойкое психическое недоразвитие

Задержанное развитие

Речь, интеллект и другие высшие психические функции более нарушены, чем базовые (моторика, память и т.д.). Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость». Отмечают 4 степени умственной отсталости у детей: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Дети с легкой степенью достаточно успешно адаптируются в социуме, но только в том случае, если было проведено специальное обучение и воспитание в рамках вспомогательной школы.

Отставание от общепринятой нормы психического созревания, но в этом случае незрелость высших психических функций частична, поэтому прогноз в целом более благоприятный. Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его фактического умственного развития составляет не более двух лет. Для ЗПР характерны недостаток общего запаса знаний, незрелое мышление, ограниченность представлений, низкий познавательный интерес (преобладание игровых интересов), а также быстрая истощаемость в плане интеллектуальной деятельности. Возможно обучение детей с ЗПР по программе общеобразовательной школы, но в большинстве случаев они обучаются по коррекционным программам.

2

Поврежденное развитие

Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д.

3

Дефицитарное развитие

Связано с первичной недостаточностью какой-либо системы организма: слух, зрение, опорно-двигательный аппарат. В связи с этим вторично происходит изменение процесса созревания эмоционально-волевых, познавательных, а также личностных функций и свойств психики.

4

Искаженное развитие

Это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе». Оно характерно для процессуального психического заболевания и раннего детского аутизма.

5

Дисгармоническое развитие

В этом случае речь идет о врожденной или рано приобретенной диспропорциональности психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Происходит патологическое формирование личности, что часто имеет под собой наследственную природу.


Задание № 4. Заполните таблицу.




Нарушение

Классификация нарушений

1

Нарушения слуха

Кондуктивные

Невральные

Сенсорные

Сенсоневральные

Комбинированные

2

Нарушения зрения

Аметропия (несоразмерная клиническая рефракция)

Близорукость, или миопия (сильная клиническая рефракция)

Дальнозоркость, или гиперметропия (слабая клиническая рефракция)

Астигматизм

Пресбиопия

3

Дети с нарушением речи

Нарушения устной речи

Нарушения фонационного оформления высказывания

• Дислалия

• Дизартрия

• Ринолалия

• Заикание

• Тахилалия

• Брадилалия

• Нарушения голоса

Нарушения структурносемантического оформления высказывания

• Алалия

• Афазия

Нарушения письменной речи

• Дисграфия

• Дислексия

4

Дети с ДЦП

1.спастическая форма:

двусторонняя;

односторонняя;

2.дискинетическая (атетоидная) форма:

хореоатетоидная;

дистоническая

3. атактическая форма;

4. смешанная форма

5

Дети с РДА

  1. с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)

  2. с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)

  3. с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)

  4. со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).