Файл: Контрольная работа по дисциплине "философия " Исполнитель Студент Адисман Дмитрий Дмитриевич Университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования
Российской Федерация
ФГБОУ ВО
"УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Контрольная работа по дисциплине
"философия "
Исполнитель:
Студент: Адисман Дмитрий Дмитриевич
Университет:
Ташкентский Государственный Экономический Университет
Направление подготовки:
Экономика
Направленность (профиль)
Корпоративное Экономика и Проектное управления бизнесом
Группа:
ИДО ЗБ КЭиПУБ-19 Узб
Екатеринбург 2020
Контрольная работа
Вариант 1
Тема : ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ, КРУГ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
План :
1. Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем.
2. Проблема материального и духовного в философии и основные варианты её решения различными философскими направлениями.
3. Социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия.
Введение
Человек, человечество, человечность - вот основной спектр тех проблем, которые всегда волновали мыслителей. Немецкий философ Иммануил Кант воспринимал философию как отражение познавательного, практического и ценностного отношения к миру. Его триада звучит так: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» - греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия, таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея,
Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.
Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас.
1. Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем философия наука деловой духовный
Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo - любить, sophia - мудрость), что буквально означает любовь к мудрости. Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости. Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире. Философия зародилась в VI-V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в условиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно - исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения. Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта и органично вплетаются в его учения и нормы мышления. Субъектами
мировоззрения может быть отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этнические или религиозные объединения, классы, общество в целом. Таким образом, мировоззрение выступает в качестве своеобразной интегративной целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.
В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:
- Миропонимание
- Мироощущение
- Мироотношение
Таким образом, мировоззрение интегрирует познавательную, ценностную и побудительно - действенную установки человеческой жизнедеятельности. Разновидностями миропонимания являются жизненно - повседневное и теоретическое мировоззрение. Жизненно - повседневное мировоззрение включает опыт, известные навыки, традиции, «память веков». Оно имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение - это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизненные позиции, определяющие деятельность человека. Мировоззрение - одна из общественных форм отражения действительности человеком. Его специфика заключается в том, что оно отражает действительность целостно; то есть не только природно-общественный мир жизни и деятельности человека; но и его общественные отношения и жизненные интересы. Мировоззрение - неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Его спецификой является то, что оно, во-первых - форма общественного самосознания человека, во-вторых - способ духовно - практического овладения действительности. Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно - практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения. Другими словами мировоззрение отличается от философии не предметным содержанием, а обусловленным им формой и статусом. Оно не только возникает на уровне теоретического знания, но и обязательно порождается всей общественно - исторической жизнью людей, их способом существования и поэтому представляет собой духовно - практическую форму освоения мира и самопознания общественного человека. В связи с этим мировоззрение не сводится лишь к знанию о мире и не функционирует в виде знания, хоть и включает его. Оно выполняет функцию самопознания, то есть является духовным инструментом субъекта в его практическом самовыражении в общественной и природной действительности. Поэтому в истории общества возникают систематизированные, но не философские типы мировоззрение, такие как мифология и религия.
Первой исторической формой философского мышления была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия природы. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природными науками. Французский философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию с деревом, корень которого метафизика, а ветви - все остальные науки. Такой широкий предмет философии объяснялся недостаточным развитием конкретных знаний.
В античном мире философия была «наукой наук», в ходе исторического развития от нее отделились специальные области научных знаний - астрономия, физика, математика, химия, история, социология, логика и т.д. Отделение философии от специальных наук способствовало формированию специфического философского исследования: Что составляет сущность природы, Вселенной? В каком соотношении находятся сознание и внешний мир? Что такое человек и каково его место в мире? Способна ли она познать и преобразовать мир, если да, то каким образом?
Зарождение философии исторически протекало с развитием научных знаний, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Вначале философия отвечала на вопросы, которые уже были поставлены религиозно - мифологическим мировоззрением. Однако смысл разрешения этих проблем уже был другим, он базировался на теоретическом анализе этих вопросов, который включал логику и практику. Первые мыслители античного мира главным образом стремились уяснить происхождение разнообразных природных явлений.
С развитием философии возникают различные философские теории и дисциплины, формируется ее предмет, то есть круг вопросов, которые она изучает. Общая структура предмета включает в себя следующие разделы:
- Онтология - учение о бытии или о сущности всего существующего;
- Гносеология - теория познания;
- Логика - наука о формах последовательного мышления.
- Кроме того, постепенно формируются специфические отрасли философского знания. Это философия истории, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, изучение специфики, природы и форм исторического знания, а так же выяснение смысла и направленности истории человечества. Специфической областью является философия культуры, которая исследует вопросы становления культуры, ее сущность и значения, а так же особенности и закономерности культурно - исторического процесса. Философия науки рассматривает проблемы развития науки, которая создает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности. Объектом изучения этики является мораль как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Эстетика изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического выявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
Познание мира и своего личного бытия люди осуществляют на двух основных уровнях - повседневном (обыденном) и теоретическом. Теоретическое познание связано с выходом за пределы чувственного опыта, проникновением в сущность предметов и явлений, открытием закономерных связей и отношений. Самой древней формой теоретического познания и мышления является философия.
Первые зачатки философского знания зародились в Древнем Египте и Вавилонии. Более четкие формы оно приобрело в Древнем Китае и Древней Индии. Классического уровня философия достигла в Древней Греции. Слово «философия» древнегреческого происхождения. В переводе на русский язык оно означает «любовь к мудрости». Впервые назвал себя философом Пифагор (576-490 до н.э.). Для обозначения специальной отрасли знания слово «философия» (любомудрие) впервые употребил Платон (427-347 до н.э.). Древние греки в понятие «мудрость» вкладывали глубокий смысл. Аристотель (384-322 до н.э.) писал: «Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимаемое чувствами свойственно всем, а потому это легко, и ничего в этом мудрого нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин…»
В процессе исторического развития предмет философии претерпел существенную эволюцию. Первоначально словом «философия» обозначались:
во-первых, размышления о мире в целом, его первоосновах и первопричинах, о месте и роли человека в этом мире, о возможностях и границах познания, о цели и смысле человеческого бытия и т.п.;
во-вторых, зачатки астрономических, математических, физических, медицинских и других знаний.
По мере накопления знаний происходило образование самостоятельных, частных наук - астрономии, математики, географии, медицины и т.д.
Философия решает следующие предельно общие мировоззренческие вопросы:
каково отношение сознания к материи, т.е. что первично: сознание или материя, который считается основным вопросом философии;
что такое познание и каковы его возможности и границы?
что такое человек и в чем смысл его бытия?
- что такое общество и каковы закономерности его развития?
в каком направлении движется человеческая история - по пути прогресса или по пути регресса?
Постановка и решение этих и других мировоззренческих вопросов и составляет предмет философии.