Файл: Контрольная работа по дисциплине Финансы Государственный долг сущность, причины образования, методы управления..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1. Объём внутреннего государственного долг РФ[16]





по состоянию на

 01.01.2019

 01.02.2019

 01.03.2019

 01.04.2019

 01.05.2019

 01.06.2019

 01.07.2019

01.08.2019

01.09.2019

01.10.2019

01.11.2019

01.12.2019

Объем государственного
внутреннего долга
Российской Федерации - всего,

9 176,396

9 212,028

9 229,171

 9 497,341

 9 903,055

10 029,368

10 135,103

10 428,073

10 514,002

10597.713

10678.065

10739.872

в том числе:





































государственные гарантии
Российской Федерации
в валюте Российской Федерации

1 426,922

1 419,439

1 416,834

1 416,211

 1 410,033

 1 409,464

1 405,769

1 399,864

1 399,55










Таблица 2.Объём внутреннего государственного долга РФ за 2019 год[16]

Таким образом можно проследить положительную динамику, рост объема государственного долга РФ за первые месяцы 2017 года. За два месяца объем государственного долга увеличился на 24 млрд рублей.



Рис 1. Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах

Если рассматривать структуру государственного долга на апрель 2017, то можно заметить, что основную часть составляют ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД, то есть 738 и 848 млрд рублей (или 39,5% и 45,4%) соответственно. ГСО-ППС составляют 150,4 млрд рублей, ГСО–ФПС 132 млрд рублей. Всего государственный внутренний долг,
выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1869 млрд рублей.

С декабря 2016 по апрель 2020 государственный долг находится примерно на одном уровне, динамика незначительная, в то время как до декабря наблюдался его рост. С июня 2017 года по декабрь рост составил 444 млрд или 20%.

Таким образом, можно отметить динамику увеличения госдолга с одновременным уменьшением внешнего долга РФ.

С 2012 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.

В настоящее время проблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась.



Рис 2. Внешний долг РФ за 2005-2019 гг.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2017 года составил 512 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2019 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП.

В структуре внешнего долга уменьшается доля  государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий.

К началу 2018 г. внешний государственный долг был увеличен до 518 млрд. долл. В 2019 г. Эта величина составляла 454 млрд долларов, то есть была сокращена почти на 20%. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются под невысокий процент. Однако в целом и государственный внутренний долг, и совокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Совокупный внешний российский долг на 1 января 2018 г. составлял 518 млрд. долл. и неконтролируемо скачет.

Следовательно, необходима более взвешенная долговая политика.

В настоящее время действует немало факторов, определяющих содержание этой политики, а следовательно, и соотношение как государственных внутренних и внешних заимствований, так и накопленных объемов внутреннего и внешнего долга.



Заключение

Проблема государственного долга является одной из основных проблем

российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние

заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам;

недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению . Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающим и при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и

положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолж енность позволяет стране осуществлять большие совокупные за

траты , чем вы работанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренним и поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере

управления государственным долгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания.

Главные черты новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления государственным долгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Список использованной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. No 145- ФЗ (с изменениям и от 3 декабря 2013 г.) [Текст]. - М. : Юридическая литерату­ра, 2013. - 54 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 2013 г. No - 308 ФЗ «О федеральном бюджете н а 2012 год и на плановый период 2013 и2014 годов» [Текст]. - М. : Юридическая литература,2012. - 42 с.


3. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2012 г. No

357-Ф 3 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [Текст]. - М. : Юридическая литература,2012. - 34 с.

4. Вавилов, А. Государственный долг: У роки кризиса и принципы

управления [Текст] / А. Вавилов. - М. : Юность, 2014. - 304 с.

5. Дробозина, JI.A. Финансы [Текст] / JI.A. Дробозина. - М. : Ю Н И ТИ , 2 0 1 5 .- 132с.

6. Камаев, В. Д. Учебник по основам экономической теории [Текст] / В.Д. Камаев. - М. : «ВЛ А Д О С», 2014. - 420 с.

7. Лаврушин, И.О. Деньги, кредит, банки [Текст] / И.О. Лаврушин. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 326с.

8. Ломакин, В.К. Мировая экономика [Текст] / В.К. Ломакин. - М. :

Ю Н И ТИ , 2 0 1 2 .- 2 5 0 с .

9. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст] / И.Н. Мысляева. - М. : Инфра-М , 2013. - 367с.

10. Нешитого А.С. Финансы: Учебник [Текст] / А.С. Нишитого. - М. :

Э кономист, 2013г. - 210 с.

11. Поляк, Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст] / Г.Б. По­ляк. - М. : Ю Н И ТИ -Д А Н А , 2012. - 287с.

12. Родионова, В.М . У правления государственным долгом [Текст] / В.М . Радионова. - М. : «Финансы и статистика», 2012. - 285с.

13. Хайхадаева, О.Д. Государственный долг Российской Федерации

[Текст] / Хайхадаева, О.Д.. - С. Пб. : Н орма, 2013. - 197с.

14. Чепурина, М .Н. Курс эконо ической теории: Учебник [Текст] / М.

Чепурина, Е. Киселева. - 4-е изд., доп. - Киров: «АСА », 2014. - 752 с.

15. Астапов, К. У правление внешним и внутренним государственным долгом в России [Текст] / К. Астапов// Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - No 2. - С. 38 - 46.

16. www.minfin.ru

1 ГКО - государственные краткосрочные обязательства.

2 ОФЗ - облигации федерального займа.

3 ЦБ - центральный банк.