ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА УРОКА: «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКИЙ»
(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).
Тип урока: урок-исследование
ЦЕЛИ УРОКА:
-
помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность. -
«вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу; -
выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню «праведницей земли Русской».
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:
-
рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»; -
музыкальное сопровождение; -
памятка по созданию литературного образа героя; -
печатная таблица «Способы создания образа героя».
ХОД УРОКА.
Эпиграф:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Н. Рубцов
1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.
Слово учителя под медленную композицию.(музыка моря и чаек)
Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.
- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.
- Я ищу человека, - ответил Демосфен.
Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.
- Человека, - снова ответил Демосфен.
- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.
- Я ищу человека…
- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было
Чело-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.
2. Сообщение темы и целей урока
Работа с эпиграфом (записать на доске).
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Н. Рубцов.
- А что такое эпиграф? Для чего он нужен? (Эпи́граф
(от греч. επιγραφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.
- В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.
3.Проверка д/з. Опрос по содержанию.
- В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале "Новый мир". Первоначальное его название "Не стоит село без праведника", по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе 1956 заменен автором на 1953,события в рассказе переносятся во времена дохрущевской оттепели.
Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как были.
---А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?
4. Работа с текстом произведения.
Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.
Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России»
Словарная работа – нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои. И судьба сводит его с МатренойВасильевной Григорьевой.
(На партах у нас заготовки таблицы: в первую будете записывать способы и приемы создания её образа , во вторую – черты характера Матрены. Записи в таблицу будете делать по ходу всего урока).
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?
- Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?
Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.
- Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.
- Для этого вспомните способы создания образа героя произведения
План анализа образа литературного героя 1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения. 2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи. 3. Роль прошлого героя для понимания его характера. 4. Авторские приемы создания образа: 1) смысл имени и фамилии героя; 2) смысловая роль его первого появления в произведении; 3) портрет; чьими глазами он дается; 4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием; 5) интерьер; вещи, характеризующие героя; 6) речь героя; особенности внутренних монологов; 7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция; художественные детали, характерные для образа героя; 9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки. 5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные). 6. Литературная критика об образе героя. 7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе. |
5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием
Образец таблицы
№ п/п | СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА | ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА |
1. | Интерьер как способ создания характера. | |
2. | Портрет как способ создания характера. | |
3. | Речь как способ создания характера. | |
4. | Отношение к православной вере | |
5. | Жизнь и быт Матрены. | |
6. | Отношение окружающих к героине. | |
- Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы
. Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир «Мертвых душ» в поэме «Мертвые души» был описан Гоголем через их дома; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.(музыка села )
- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?
Карточка: 1 гр.Интерьер как способ создания характера.
- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?
- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?
На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?
Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.
- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?
- Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется первая колонка таблицы)
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей,» - прямо заявляет автор.
- В чем особенность речи героини?
Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.
- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)
- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.
- Как характер Матрены раскрывается в её речи?
Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
- Каково отношение героини к православной вере? (1колонка табл.)
4 гр. Отношение к православной вере.
- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.
- По каким христианским заповедям живет героиня?
(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)
- Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?
Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.
- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?
- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?
- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?
(Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему - она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно).
- Как называется такое качество? (вторая колонка тетради - бескорыстная)
- А к ней как относятся окружающие?
Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.
- Как к Матрене относятся окружающие:
- родные,
- соседи,
- правление колхоза?
- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?
Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.
- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?
Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. табл.)
Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?
6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем. ( музыка метели и зимы)(стр.271)
Инсценирование эпизода.
Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.
- Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?
- Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини? Как называется такой прием в литературе? (психологизм) – первая колонка таблицы