Файл: Государство – первая политическая организация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);

2) найти отличия государства от других образований;

3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);

4) охарактеризовать эти признаки;

5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:


  1. изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;
  2. анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;
  3. личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.

В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Демидов А.И., Козулин А.И., Комаров С. А., Малько А.В., Матузов Н.И. и др. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства через изучение присущих ему признаков (отличий от других образований).

Правовая основа работы – Конституция Российской Федерации, 1993 г.

Структура данной работы – состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 32 страницах.

1. Появление государства как особой организации людей

1.1. История появления государства

Проблема возникновения государства остается в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения (например, есть мнение, согласно которому государство существовало вечно, для его сторонников проблемы возникновения государства вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства. Приведем одно из видений возникновения государств.

Первой ступенькой к появлению государства были общины. В малочисленных, где людей было менее 150 человек, отношения друг с другом выстраивались сами собой. Но как только количество членов общины увеличивалось, возникала необходимость в дисциплинарных органах, чтобы решать возникающие конфликты и спорные моменты. Так постепенно возникали государства.

Историк Юваль Ной Харари в своей книге «Sapiens: краткая история человечества», ставшей бестселлером, объясняет, что и древние племена, и государства вырастают из историй, которые люди рассказывают друг другу. Первобытные племена регулярно устраивали ритуальные встречи у костров, во время которых шаманы рассказывали легенды. Через них утверждали общие правила поведения для общины. Зачем люди стали объединяться в общины, а затем в государства? Да потому что в союзе с соплеменниками легче обороняться от внешних врагов. Во-вторых, проще добывать пищу и обрабатывать ее, обустраивать быт. Так в первобытных поселениях появилось разделение труда. Мужчины добывали пищу, женщины наводили порядок в пещерах.


Дальше — больше. Началась, образно говоря, узкая специализация. Способные к земледелию — трудились на земле. Мужчины, которые лучше справлялись с охотой, отправлялись за мамонтом и т. д. Со временем образовались семейные предприятия, мастерские. Менее удачливые работали на соседей. Община заменяла человеку больницу, школу, полицию, строительные, страховые компании и даже радио с телевидением. Можно сказать, структура современного общества чем-то напоминает устройство первобытных племен. Только в качестве могущественных шаманов выступают руководи­тели и члены парламента. Правда, легенды уже другие — о законах, культурных нормах, стратегиях развития, экономики, которые определяют нашу жизнь и помогают выстраивать отношения с другими жителями страны. Если человек заболевал, о нем заботились члены семьи. За пожилыми людьми ухаживали дети и внуки. Когда в одной семье умирали родители, другая брала на воспитание их детей. Когда молодым людям требовалось освоить навык, родители помогали в обучении. Если семья не справлялась с какой-то проблемой, то обращалась за помощью к соседям. Отношения между людьми строились по принципу взаимной поддержки.

Но не стоит романтизировать общинный строй. Жизнь осложнялась большими ограничениями. Член общины не принимал самостоятельные решения — было распространено принуждение к браку, выбору профессии и образу жизни. Часто это становилось причиной больших семейных разногласий.

Сложно установить, в какой момент и как первобытные общины превращаются в государства. Но ученые определили несколько вариантов перехода. Первый — объединение вокруг военного лидера. Такие лидеры общин зачастую ставили цель — расширить границы владений. Настраивали соплеменников на завоевание других территорий, сосредотачивали ресурсы на своих землях, подчиняли захваченных людей и расширяли границы владений. Подобным образом в XIII веке была основана Монгольская империя, которая просуществовала до 1368 года. Результатом завоеваний Чингисхана и его преемников стала самая большая в мировой истории смежная территория размером в 38 млн квадратных километров — это как две современные России.

Второй вариант перехода связан с ростом влияния жрецов и других духовных служителей. Однажды их священный статус дал им политическую власть. Люди ждали от них правил поведения, чтобы избежать гнева богов. Примером такой империи была Западная Чалукья, просуществовавшая с 973 по 1189 год. Религия стала поводом для жесткого разделения ее жителей на касты, а также причиной начала судьбоносных для ее существования войн.


Третий связан с экономическим ростом. Развитие технологий и увеличение населения привело к необходимости разделения обязанностей для производства пищи и предметов быта. К этому варианту подходит Бельгийская империя. В конце XIX века она стала колониальной державой, эксплуатировавшей другие территории для накопления капиталов и развития промышленности. Однако, по мнению французского антрополога Пьера Кластра, эти явления — второстепенные причины перевоплощения общины в государства. Главные же заключались в том, что из-за разделения труда появлялись классы ремесленников, например, фермеры и кузнецы. Для решения возможных конфликтов между ними понадобилась независимая сторона — государственный аппарат.

Некоторые государства активно расширяли свои территории, завоевывая слабых соседей. Так появляются первые империи с централизованным управлением — государства, объединяющие насильственно захваченные территории и народы. Для обслуживания империи (ведения захватнических войн, поддержания порядка на огромной территории, обогащения правителей) требовались огромные средства, а с ними — и система сбора налогов. Однако вмешиваться в дела отдаленных общин императорам мешала слабо развитая транспортная система. Так что заботы по сбору налогов и наказанию подданных часто передавались наместникам.

Первая достоверно известная империя — Аккадское царство Саргона Великого, которое начало существование около 2250 года до н. э. Поначалу ему принадлежал только город-государство Киш в Междуречье. Но со временем территория царства протянулась до современных Сирии с Ираком, захватив даже небольшие части Турции и Ирана. В Китайской империи Минь (1368–1644) местные общины обладали налоговой самостоятельностью. В одних деревнях налоги полностью погашала местная знать, в других — расплачивались бедняки, а в третьих — выплаты поровну делились между всеми жителями.


Делегирование забот по сбору налогов старейшинам деревень позволяло правительству империи отказаться от услуг налоговых инспекторов и сборщиков подати. Старейшины знали примерный достаток каждой семьи и потому могли собирать налоги без применения силы.