Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Понятие и цели налога).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются основной формой доходов государства в современном мире. Формирование государственных и социальных программ происходит из налоговых поступлений, а также обеспечение функционирования государства.
Налоги являются одним из способов формирования доходов государства. Как правило, налоги взымаются с целью обеспечения необходимой платежеспособности разнообразных уровней государственной власти.
Актуальность исследования. На протяжении всего исторического пути в России особую роль играли косвенные налоги, временами превосходя долю налогов прямых в формировании бюджета. Однако сегодня существующие косвенные налоги получают ряд критических замечаний, причем зачастую конструктивных, в связи с чем, остро встает вопрос об их перспективах, прогнозировании развития данной сферы.
Эффективность государственного регулирования экономики и реализация социально-экономических функций государства зависит от соответствия налоговой системы государства целям и задачам развития экономики. В российской экономике в настоящее время налоговые доходы консолидированного бюджета недостаточны для реализации социально-экономических задач ее развития. Следовательно, важным и актуальным является определение рациональной и эффективной налоговой системы государства и механизмов ее функционирования с целью увеличения доходов консолидированного бюджета.
Целью настоящей работы является рассмотрение практических аспектов бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость, анализ действующей российской системы налогообложения НДС и перспектив его развития в будущем.
Предметом исследования в работе является система бухгалтерского учета и аудита расчетов предприятия с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
Информационная база исследования: при исследовании постановки учета на предприятии использованы данные текущего бухгалтерского учёта и отчетности ООО «Сервисный Электротехнический Центр», инструктивные материалы, положения по учёту.
Методы исследования:
- табличный;
- метод коэффициентов;
-аналитический метод;
- графический метод.
Элементом научной новизны является разработка практических рекомендаций для коммерческого предприятия по налоговой оптимизации выплаты НДС с помощью применения агентских договоров в текущей деятельности.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что разработанные практические рекомендации могут быть использованы в практике налоговой оптимизации коммерческих предприятий.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность, цели и задачи проблемы исследования, двух глав, в первой из которой исследуются теоретические основы налогообложения НДС, во второй рассматриваются практические аспекты выплаты налога и рекомендации по оптимизации выплаты налога, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Объект исследования в курсовой работе - ООО «Строймонтажконструкция».
ГЛАВА 1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
В наиболее широком смысле, под налогами понимаются взимаемые на основании государственного принуждения и не носящие характер компенсации или наказания обязательный безвозмездный платеж.
Налоги представляют собой платежи, которые осуществляются на безвозмездной основе, т.е. их уплата не определяет каких-либо обязанностей со стороны государства по отношению к субъекту, вносящему данные платежи. Таким образом, к налогам не относятся платежи, обязанность по уплате которых появляется в ситуации заключения каких-либо договоров между плательщиком и государством или разнообразными органами государственной власти.
Налоги являются одним из способов формирования доходов государства. Как правило, налоги взымаются с целью обеспечения необходимой платежеспособности разнообразных уровней государственной власти. В тоже время налоговые платежи подлежат зачислению не только в государственный (федеральный и региональный) бюджеты или бюджеты местных органов власти (самоуправления), отметим, что они могут выступать основным средством формирования различного рода государственных фондов.
В экономическом смысле налоговые платежи представляют собой инструмент перераспределения новой созданной стоимости – национального дохода, а также выступают составной частью целостного процесса воспроизводства производственных отношений. Перераспределение национального дохода обеспечивает государственную власть частью созданной стоимости в денежной форме. Определенная часть национального дохода, которая перераспределена благодаря налогам, становится централизованным источником финансовых ресурсов государства. Данный процесс – принудительного отчуждения некоторой части национального дохода – имеет направленность от налогоплательщика к государству.
Налоговая система представляет собой совокупность таких элементов как: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования.
В соответствии со ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации выделяется два основных понятия налоговой системы: налог и сбор.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, который взимается с юридических и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Сбор – это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий.
Налог представляет собой определенную форму доходов государства или каких-либо иных общественно-принудительных условных единиц, когда данные доходы, которые формируются с имущества граждан, являются их жертвой, осуществляемой в одностороннем порядке, без получения ими каких-либо ответных эквивалентов, целью налогов является удовлетворение общественных потребностей.
Из данного определения можно выделить следующие основные признаки налогов:
1) имеют общеобязательный характер, ст. 57 Конституции Российской Федерацииустанавливает, что каждый обязан платить установленные налоги и сборы. В соответствии с данной установкой Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательные акты субъектов России и муниципальных образований устанавливают жесткий перечень налоговых платежей, обязанность уплачивать которые возложена на всех налогоплательщиков, определенных законом;
2) безвозмездность налогов. За счет налоговых платежей происходит финансирование деятельности государства, при этом какое-либо физическое или юридическое лицо, которое начисляет и уплачивает определенный налог, не получает какого-либо возмещения в виде имущества, имущественных либо неимущественных прав;
3) денежная форма налогов. Налоговые платежи взимаются в форме денежных средств, которые принадлежат юридическим или физическим лицам;
4) публичный характер налоговых платежей. В соответствии со ст. 57 Конституции России каждый обязан уплатить соответствующие налоги и сборы. Обязанность уплачивать налоги имеет особый характер, что обусловлено природой самого государства по смыслу статьи 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции России;
5) нецелевой характер налогов.
В Российской Федерации на данном этапе развития прогрессивно проводится формирования государственного управления. Одна из самых важнейших его функций это – формирование и поддержка эффективной системы финансов и системы финансового контроля. В любой цивилизованной и экономически развитой стране должен быть порядок в бюджетной и финансовой сфере. Качественный и эффективный финансовый контроль является обязательным условием сильной власти и основы государства. Финансовый контроль является первостепенным звеном в финансовой системе.
Налоговая система России признана одной из самых новых в мировой практике. При её начальном образовании изучался и анализировался опыт многих стран. Налоговому контролю в России склонны многие хозяйствующие субъекты т.к. это лучше и эффективнее помогает контролировать их деятельность.
Главная роль, в осуществлении высокоэффективной деятельности налоговой системы России, назначена Федеральным налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная налоговая служба, которая включает структурные подразделения по всей территории страны. Федеральная налоговая служба является органом государственного регулирования.
Центральным органом управления налогообложением в Российской Федерации является ФНС России.
Основные функции, которые исполняет ФНС России по контролю и надзору:
соблюдение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
следят за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей; контроль производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
соблюдение валютного законодательства в рамках компетенции налоговых органов;
информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и консультирование по вопросам системы налогообложения.
Функциями налоговых органов по налоговому администрированию на региональном уровне являются организационно–методическое обеспечение налогового контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также контроль за нижестоящими налоговыми органами и оценка их эффективности.
На местном уровне налоговые органы решают тактические задачи, связанные с контролем за исполнением налогоплательщиками налоговых обязательств. Таким образом, в соответствии с трехуровневой иерархией выделяется три различающихся блока функций налоговых органов по налоговому администрированию. Качество налогового администрирования зависит от создаваемой организационной структуры налоговых органов. В связи с этим важное значение в данном аспекте является эффективная организационная структура налоговых органов.
Рис 1. Функции налоговых органов
В настоящее время действующая структура и работа налоговых органов России определяется историческим развитием и традициями, сложившимися на протяжении многих десятилетий. В Российской Федерации существует 84 Управления Федеральной налоговой службы по субъектам РФ.
В основе налоговой системы Российской Федерации стоит территориальный принцип, состоящий из трех уровней: федеральный (на уровне страны), региональный (на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, входящих в состав РФ) и местный (на уровне муниципалитетов).
Виды налогов и сборов, установленных в Российской Федерации:
1) Федеральные: Налог на добавленную стоимость (далее НДС); Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ); Налог на прибыль; Водный налог; Государственная пошлина; Налог на добычу полезных ископаемых; Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Акцизы.
2) Региональные: Налог на имущество организаций; Транспортный налог; Налог на игорный бизнес.
3) Местные: Земельный налог; Налог на имущество физических лиц; Торговый сбор.
К федеральным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, установленные НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Местными признаются налоги, установленные НК, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
1.2 Сущность и элементы НДС
С1 января 2015 года заявить вычеты НДС можно на дату принятия товаров на учет, даже если счет-фактура получен после окончания квартала, но до срока сдачи отчетности. Напомним, раньше Минфин настаивал на том, что вычет НДС надо применять в том периоде, когда покупатель получил счет-фактуру. Если квартал закончился, вычет положен только в следующем периоде [2].
Теперь вычет НДС можно перенести на три года. Заявить вычет НДС можно в декларации за любой квартал в течение трех лет с момента, когда возникло право. Переносить можно и те вычеты НДС, право на которые возникло до 2015 года. Заметим, что до вступления в силу поправок к изменениям по НДС с 1 января 2015 года, перенос разрешали лишь суды [2].