Файл: Тема6. Познание и творчество План лекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема№6. Познание и творчество
План лекции:

1. Познание как процесс. Два уровня познания :эмпирический и рациональный. Формы познания.

2. Проблема познаваемости мира и истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

3. Научное познание. Основные методы и формы.

Результаты изучения лекции:

РОД-2-объяснить особенности философоского исследования окружающей действительности; РОД -4 - систематизировать философские и научные методы исследования мира;

Содержание лекции:

Познание -это процесс духовного освоения человеком мира; цель его- постижение истины. До XIXв. познание изучалось в единстве с онтологией в рамках теоретической философии. В XXвеке изучение процесса познания выделялись в самостоятельную науку-гносеологию (от греческого gnosis - познание). В последние десятилетие философы обычно используют более употребительное в англоязычных странах понятие эпистемология, принципиальной разницы между двумя названиями нет.

Эпистемология -это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческого знание.

В истории философии сложились два подхода к ответу на этот вопрос: познавательно- реалистический и агностический. Агностицизм- это учение, убеждение, установка, отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Агностическая линия в философии имеет давнюю традицию. Древнегреческий философ- софист Протагор, касаясь возможности познания окружающих явлений, обосновал взгляд, согласно которому " как оно кажется, так оно и есть ", разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, отсюда он делал вывод о невозможности достоверного, общезначимого знания существа окружающих явлений. В школе софистов ставилась цель обосновывать любые суждения, точки зрения, прибегая даже к логическим передержкам и парадоксам- софизмам.

Ранней формой агностицизма считается скептицизм,основатель которого, Пиррон, считал достоверными чувственные восприятие и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности. Согласно Пиррону, всякому утверждению о предмете, его сущности может быть с равным правом противопоставлено позиции воздержания от окончательных суждений.


Виднейшим представителем агностицизма в Новое время стали Д. Юм и И. Кант. Юм утверждал, что в научном эксперименте и обыденном опыте следствие отличается от причины, а поэтому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно- следственных связей невозможно, так как они не выводимы из опыта и не устанавливаемы логическим выделением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность - наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей, согласно Юму, мы проникнуть не можем.

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существеннейшие признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается. Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие- это узловая форма мышления, отражающая конкретно всеобщую природу или " общий тип " определенного рода явлений, синоним понимания сути дела. В понятии мыслятся предметы, свойства и отношения между ними в их общих существенных признаках. Понятие является исходным моментом движения мысли, создающей " стартовые условия " всего мыслительного процесса. Формирование обогащенного, развернутого, развитого понятия завершает мыслительный процесс.

Суждение - это форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком связь между предметами, а также факт их существования. Грамматически суждение выражается в повествовательном предложении. Его особенностью является то, что суждение имеет истинностное значение, т. е. претендует на установление истины. Однако в суждении может быть выражена и истина, и заблуждение, и правда, и ложь.

Умозаключение - это логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основанием.

В истории философии сложилось различные взгляды и представления о проблеме соотношения чувственного и рационалъного познания. Существует три ведущих философских направления, пытающихся по -своему решить эту проблему - сенсуализм, эмпиризм и рационализм.



Понятием " сенсуализм " обозначается теоретико - познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. В древнем мире представителями сенсуализма были киренаики и эпикурейцы, в средние века сенсуализма был мало распространен. В Новое время основу сенсуализма заложил Д. Локк, который выдвинул положение, что нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. Это положение разделяли Т. Гоббс и Д. Беркли. Систематическое обоснование сенсуализма получил у французских просветителей, в частности, Э. Кондильяк утверждал, что восприятие охватывает все духовные епособности. Д. Юм добавил к " внешнему опыту ", из которого исходили все прежние представители сенсуализма, " внутренний опыт ". Согласно его утверждению, все творческие силы души есть не более чем способность связывать, переставлять связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. На позициях сенсуализма стоял Л. Фейербах. Близкими к сенсуализма направлениями являются эмпириокритицизм и позитивизм.

Эмпиризм - это направление в гносеологии, которое выводит все познание из чувственного опыта - эмпирии. С методологической точки зрения - это принцип, согласно которому вся наука, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте. Радикальный эмпиризм признает лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им решающую роль. Эмпирическим был уже средневековый номинализм гносеологического эмпиризма в философии Нового времени, который развивался в тесной связи с прогрессом в области экспериментального естествознания, является Д.Локк, основателем методологического эмпиризма - Ф. Бекон. Главным представителем эмпиризма в XIXв. является Д. С. Милль. Современная физика покоится на эмпиризме, имеющем логическое направление.

Рационализм - это совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа с субъективной стороны - разум, мышление, рассудок, а с объективной стороны - разумность, логический порядок вещей. В древнем мире существовали лишь отдельные элементы объективистского рационализма. В XVII- XVIIIвв.складывается система субъективистского рационализма, ее представителями являются Р.Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, X. Вольф. рационализма в высшем синтезе своего критицизма. И. Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель частично возвратились к объективному рационализму. Целиком рационалистичными являются исторический материализм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависит от философии рационализма и находятся под его влиянием: Марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм.


В марксистской гносеологии был сформулирован тезис о взаимодействии, взаимопроникновении чувственного познания, эмпирического опыта и понятийного рационального мышления. В ней чувственное и рациональное познание не рассматриваются как некоторые абсолютно самостоятельные, изолированные способности познающего человека, наоборот, утверждается, что реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: практическая деятельность и теоретическая деятельность как особый вид умственного труда, специально направленная создание знания и образование понятий. При этом практическая деятельность контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятием, а теоретическая деятельность проникнута чувственно - образным элементами и связана со всеми формами практической деятельности.

Предмет познания - это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.

В советской философской науке было принято выделять две ступени познания: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. В дальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Некоторые авторы выделяют еще один уровень познания, принимаемый ими за исходный - живое созерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а как результат реализации этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов.

Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина - это то, что открыто для человеческого познания.


Проблема истины является ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.

Объективная истина имеет три аспекта:

1.бытийственный,

2.аксиологический,

3.праксеологический.

Важное место в теории познания занимают такие формы истины, как абсолютная и относительная. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету, и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете

(сложноорганизованной материальной системе или мира в целом), относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете.

Движение от менее полной истины к более полной, т. е. процессе ее развития, имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается. При гипертрофии момента устойчивости, абсолютности формируется догматизм, фетишизм, культовое отношение к авторитету. Абсолютизация относительности знания порождает скептицизм, агностицизм, релятивизм.

Антиподом истины является ложь, которая представляет собой преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется “встреча” интересов индивидов и социальных групп. Понятие ложь оказывается близким по смыслу к понятию “дезинформация”, которое обозначает передачу объективно ложного знания как истинного или объективно истинного знания как ложного. Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация может быть осознанной или неосознанной.

От этих понятий следует отличать заблуждение, под которым понимается, не соответствующее своему предмету и не понимается знание, не соответствующее своему предмету и не совпадающее с ним. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту, оно может порождаться как дезинформацией, так и другими факторами. Будучи неадекватной формой знания, оно имеет своим главным источником ограниченность, неразвитость или ущербность общественно – исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.